Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и признаки политического режима
1.2. Значение политического режима
2. Классификация политических режимов
2.1. Демократический политический режим
2.2. Авторитарный политический режим
2.3. Тоталитарный политический режим
3. Становление демократического политического режима в России
Так, например, в XII-XV вв. высшими должностными лицами выступали [12., c. 461]:
- посадник, избираемый из бояр;
- тысяцкий, избираемый из числа представителей различных сословий.
Таким образом, на заре российского государства уже обнаруживаются институты прямой и представительной демократии, что по праву признается в науке зарождением отечественных демократических традиций.
В XVI веке был завершен процесс формирования целостного Русского государства, политической основой которого стала сословно-представительная монархия. Отличительной особенностью данной формы правления выступало то, что в ее рамках предполагался периодический созыв земских соборов, на которых представители различных сословий обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
Роль представительных органов в России резко снизилась в связи с тенденциями абсолютизма, обозначившимися на рубеже XVII-XVIII вв., и окончательно утвердившимися со становлением абсолютной монархии при Петре I. Это, безусловно, негативно отразилось на обозначенных выше демократических процессах, и привело, к фактическому угасанию соответствующих демократических начал.
Постепенное восстановление российской демократии, в той степени, в которой это было возможно в условиях абсолютной монархии, произошло во второй половине XIX в., в связи с проведением при Александре II земской реформы, положившей начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений.
Кроме того, отмена крепостного права поспособствовала организации крестьянской общины, высшим органом власти в которой был сельский сход, выбиравший старосту. В свою очередь, в волостях, как объединениях крестьянских общин также формировался собственных представительный орган – крепостной сход [20., c. 390].
Своего рода кульминацией развития демократических институтов в России можно считать революцию 1905 г., побудившую царя не только продолжить демократические реформы, но и легализовать политические партии, учредив полноценный орган законодательной власти – государственную думу.
Таким образом, во второй половине XIX в – начале XX вв. в нашей стране постепенно формировались как институты прямой, так и представительной демократии.
3.2. Демократия в XX –XXI вв.
Установившийся в первой половине XX в. Советский режим провозглашал собственную демократичность, подтверждая данный тезис, в том числе, существованием письменной Конституции, претерпевшей несколько редакций. При этом определенные признаки, характерные для демократического государства действительно могут быть обнаружены при анализе государственной организации в Советское время, однако все из них относились к социальной, и частично экономической сфере. Политические принципы демократического государства – политический плюрализм, свобода слова, состязательные выборы, и т.д. на самом деле отсутствовали [10., c. 196].
Этот факт позволяет многим отечественным исследователям утверждать обоснованный тезис о фактическом формировании в СССР авторитарного политического режима, тяготеющего на определенных этапах исторического развития к тоталитаризму.
В Советском Союзе были провозглашены многие демократические права и свободы. Однако с их исполнением и реальным положением дел были проблемы связанные со следующими причинами [22.]:
- идеология, правящая в стране не предусматривала простого копирования буржуазно-демократических свобод и прав из Западной Европы.
- в реалиях Советского Союза, особенно на первых порах существования советского государства, невозможно было воплотить заявленных обещания и постановления.
Большинство населения страны в то время составляло крестьянство, рабочий класс не был единым и в основной массе являлся потомками крестьян.
Крестьянство в Российской империи развивалось в специфических условиях, и было в лучшем случае малограмотно или вовсе не умели читать и писать. Образ жизни основной массы населения – крестьянства отражал пережитки патриархального строя, когда общественной единицей являлась сельская община. При этом крестьяне в пределах своей общины могли руководствоваться не писаными законами Российской империи, а обычным правом, и судили исходя из собственных представлений о правде и справедливости.
Одним из главных критериев справедливости у крестьян был связан с аграрным земельным вопросом. Крестьяне, особенно в Центральной части Европейской России страдали от малоземелья и голода вследствие роста населения и дробления и без того небольших крестьянских наделов. Решение своих проблем крестьяне рассматривали с изъятием помещичьих земель переделом их между членами крестьянских общин. Поскольку земля, по мнению крестьян, считалась «божьей», то принадлежать она должна тем, кто её обрабатывает, то есть самим крестьянам. Продажа земель и институт частной собственности не пользовался у подавляющей массы крестьянства уважением. Отсюда симпатии крестьян к идеям левых революционных партий, таких эсеры и большевики, которые заявляли о передаче всех помещичьих и церковных земель в пользование крестьян.
Аграрные беспорядки, связанные с самовольным захватом помещичьих земель активно усилились с 1902 года и достигли пика в период революции 1905 1907 года. Государственная власть силой подавляла такие выступления, что приводило и привело к значительному росту противоречий и насилия, что не способствовало росту демократических традиций.
В результате к решающим, революционным события 1917 года большинство населения не имело каких-либо действительных демократических традиций, что было связано с особенностями политического и цивилизационного развития страны.
В результате в советском государстве и обществе были представлены следующие демократические принципы [22.]:
- были созданы и приняты 3 советские Конституции – 1924, 1936 и 1977 года;
- гражданам Советского Союза в реальности были обеспечены социальные и экономические права. А именно право на бесплатное среднее и высшее образование, бесплатное медицинское обеспечение, социальное страхование, заработную плату, пенсионные выплаты. Также обеспечивалось всем гражданам право на труд, равноправие мужчин и женщин, равноправие вне зависимости от национальной принадлежности.
- одними из главных преимуществ советской политической и общественной системы, были следующие принципы: высокая социальная мобильность, стремление к равноправию возможностей сглаживание социального неравенства в доходах практическое воплощение равенства мужчин и женщин.
По этим признакам демократического общества, Советский Союз был одни из мировых лидеров. Однако в сфере политических и личных прав демократические принципы советских Конституций были лишь в теории. Так, согласно Конституции 1924 года были ограничены в правах представители прежних имущих классов и сословий – дворянства, духовенства, буржуазии. Конституция 1936 года отменила эти ограничения.
Также советской властью проводились целенаправленные репрессии против реальных и потенциальных противников советского государства. Были запрещены любые политические партии кроме коммунистической. Граждане не имели права свободно обсуждать и выносить решения по тому или иному вопросу. Не существовало законов, которые бы заставляли государство защищать и осуществлять права граждан. Сама коммунистическая партия срослась с государственным аппаратом Советского Союза и представляла собой одну структуру. Была признана единственно верной и правильной коммунистическая идеология, все прочие идейные течения были запрещены. Права верующих в Советском Союзе не были защищены, поскольку официальной идеологией был утверждён атеизм, неверие в бога, как основа мировоззрения советского гражданина.
В результате политического и экономического кризиса Советского Союза в 1980 гг. не без влияния грубых ошибок во внутренней и внешней политике советского руководства во главе Горбачевым, Советский Союз распался в 1991 году.
Новый этап развития отечественной демократии связан с событиями конца прошлого века, а именно – с распадом Советского союза, и последовавшими за этим социально-экономическими и политическими преобразованиями [19., c. ].
В том числе, важным событием в развитии нашего государства в соответствующей сфере выступает принятие в 1993 г. ныне действующей Конституции РФ, провозгласившей политические, экономические, социальные и духовные права и свободы российских граждан, политические ценности – разделение властей, политический плюрализм, выборность Президента и органов законодательной власти, и т.д.
Говоря о современном политическом режиме в России следует отметить, что в нашей стране политический режим является достаточно неоднозначным и противоречивым, т.к. наблюдается формирование демократического политического режима с чертами авторитарного и тоталитарного режима. В связи с этим, нельзя утверждать, что политический режим в нашей стране является демократическим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами была изучена научная и учебная литература по теме исследования. Под политическим режимом следует понимать правила политического взаимодействия; приемы, средства и способы осуществления политической власти; система политических отношений и институтов, характерных для конкретного государства.
С одной стороны политический режим является жизнью политической системы, а с другой – это сложная, многоплановая категория, которая охватывает целый ряд аспектов государственной жизнедеятельности общества. В связи с этим и появляется возможность классификации политических режимов по различным критериям.
К числу элементов политического режима относят:
- политические отношения по согласованию интересов и управлению обществом;
- господствующие формы идеологии;
- отношения между различными социальными группами и классами;
- политическую культуру.
В отличие от формы правления либо формы государственного устройства, политический режим выражен в конституционных и законодательных актах не полно.
Роль политического режима в жизнедеятельности любой страны исключительна велика. Так, например, в случае изменения политического режима происходит резкое изменение внутренней и внешней политики государства. Это обоснованно тем, что он связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Проведя анализ политической обстановки на современном этапе, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день преобладает демократический режим. В странах, в которых установлен данные режим имеют высокое развитие в экономике, армии, науке и других сферах.
В России политический режим является достаточно неоднозначным и противоречивым, т.к. наблюдается формирование демократического политического режима с чертами авторитарного и тоталитарного режима. В связи с этим, нельзя утверждать, что политический режим в нашей стране является демократическим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // «Российская газета», 25.12.1993, №273.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
- Бошно, С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. – М.: Юстиция, 2016. - 406 с.
- Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2015. - 608 c.
- Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 226 c.
- Воткин, В.А. Теория государства и права. – М.: Норма-инфра-М. – 2016. – с. 320.
- Головистикова, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Головистикова, Ю. Г. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2018. - 832 c.
- Иванников, И.А. Теория государства и права / И.А. Иванников. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 392 c.
- Киреева, С.А. Политический режим как элемент формы государства / С.А. Киреева. - Саратов, 2016. - 345с.
- Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, 2015. - 608 c.
- Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2018. - 442 c.
- Лазарев, В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. Рек. УМО по юрид. образ. вузов РФ в кач. учеб. для студ.вузов. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015 – 256 с.
- Марченко, М.Н. Источник права /М.Н. Марченко. – М: Проспект, 2015. – 773 с.
- Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко – М.: Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с.
- Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 528 c.
- Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2015. – 335 с.
- Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2015. – 428 с.
- Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. – М.: Проспект, 2016. - 495 с.
- Стародубский, Б.А. Политические режимы европейских стран. / Б.А. Стародубский. - Свердловск., 2016. – 324 с.
- Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2018. - 384 c.