Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и признаки политического режима
1.2. Значение политического режима
2. Классификация политических режимов
2.1. Демократический политический режим
2.2. Авторитарный политический режим
2.3. Тоталитарный политический режим
3. Становление демократического политического режима в России
У авторитарного режима весьма богатая история. Так авторитарный режим, включает [19., c. 163]:
- древние тирании;
- абсолютные монархии;
- олигархии;
- деспотизм;
- постколониализм;
- посттоталитаризм и др.
Признаками авторитарного политического режима являются [18., с. 79]:
- монополия на государственную власть со стороны какой-либо партии или группы;
- частичный, либо полный запрет оппозиционных политических партий и движений;
- жесткая централизация структуры государственной власти;
- недемократические способы формирования органов власти (кооптация, наследование и др.);
- активное использование силовых структур (в том числе, для подавления оппозиции);
- исключение возможности сколь-либо существенного участия гражданского общества в политической жизни.
Как известно, авторитаризм и многие его элементы достаточно широко распространены даже в современном мире. К основным причинам его «живучести» можно отнести [6., c. 498]:
- консерватизм основной массы населения и ее ориентация на «сильных лидеров», авторитеты и традиционные формы общественного бытия;
- устойчивый патриархальный тип политической культуры;
- отсталость экономической системы, а также таких сфер, как наука и образование;
- мощное влияние религиозных традиций и норм на основную массу населения, в том числе и на ее политические взгляды и убеждения (очень часто церковь, хоть и в несколько скрытой форме, но, по сути, выступает в роли «защитницы» действующего режима);
- высокий уровень социального напряжения, характерный для развивающихся обществ.
Сам термин «авторитаризм» введен был в научное обращение специалистами Франкфуртской школы. Данный термин означал определенный набор социальных характеристик, которые присущи как массовому сознанию в целом, так и политической культуре в частности [9., c. 152].
Во-первых, авторитаризм представляет собой социально-политическую систему, которая основывается на подчинении государству, а также его лидерам.
Во-вторых, авторитаризм означает черту личности или социальную установку, которая характеризуется уверенностью в том, что в обществе должна иметь место безусловная преданность государю, неукоснительное подчинение масс властям и т. д. Таким образом, авторитаризм подразумевает подчинение авторитету.
Политический режим, который соответствует принципам авторитарности, подразумевает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах государственного управления. Авторитарный политический режим очень часто сочетается с диктатурой отдельной личности (или группы личностей-олигархов).
Выделяют следующие разновидности авторитаризма [3., c. 219]:
- традиционные абсолютные монархии (Непал до 2007 г., Эфиопия до 1974 г., Саудовская Аравия, Марокко, и др.);
- традиционные авторитарно-олигархические режимы (Куба до 1959 г., Никарагуа до 1979 г., Гватемала);
- постколониальные авторитарные режимы (Тунис, Камерун, Филиппины, и в целом, почти все африканские страны);
- страны «социалистической ориентации» с характерными особенностями восприятия социализма, которые обусловлены национальными традициями (Гвинея, Бирма, Мозамбик, Танзания, Венесуэла);
- посттоталитарные олигархические режимы (республики бывшего СССР (за исключением Латвии, Литвы, Эстонии);
- военные режимы (режим Х. Перона в Аргентине, Г. А. Насера в Египте, авторитарные режимы в Перу, Ираке и др.).
2.3. Тоталитарный политический режим
Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию и карательные структуры [7., c. 135].
При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.
Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее [17., c. 262].
Согласно одной из трактовок, тоталитаризм - это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.
В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни – экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.
Термин «тоталитарное государство» появился в 1920-е годы для обозначения диктаторского режима Бенито Муссолини – создателя итальянского фашизма. Первым эти слова употребил Джованни Амендола в 1923 году, критикуя фашистов [15., c. 184].
Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Все в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства» [15., c. 185].
С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.
После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.
Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.
Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества [13., c. 157]:
- Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.
- Власть монополизирована одной политической партией, а в ней – одним лидером, харизматическим «вождем» либо политическим кланом. Например – семьей Кимов в Северной Корее.
- Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.
- Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.
- Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.
- Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.
- Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики
- Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.
- Единая обязательная для всех официальная идеология - обычно утопическая, подменяющая собой религию. Зачастую это вера в построение «нового мира» и уничтожение старого. Позитивная роль гражданского общества и его институтов отрицается.
- Милитаризация общественной жизни.
- Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).
- Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.
К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею [2., c. 276].
Пример жестокого тоталитарного режима – режим «красных кхмеров» в Кампучии (Камбодже) в 1975-1979. В ходе массовых репрессий диктатор Пол Пот, мечтавший построить коммунистическое общество, истребил от 1,7 до 3 млн соотечественников. Погибли от четверти до трети населения страны, что делает геноцид в Камбодже одним из самых кровавых в истории человечества.
Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк и т.п.
Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.
В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.
С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».
Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи [18., c. 117].
Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».
В самом Советском Союзе термин «тоталитаризм» употребляли в отношении фашистской Италии и нацистской Германии, режима Пол Пота в Кампучии, во время конфликта с Югославией - в отношении режима Иосипа Броз Тито [6., c. 503].
Таким образом, изучив основные виды политического режима, можно говорить о том, что каждый имеет свои отличительные черты и признаки. На сегодняшний день преобладает демократический режим, который характерен высоко развитой экономикой, наукой, медициной, армией и т.д.
3. Становление демократического политического режима в России
3.1. Зарождение демократии в России
История нашей страны насчитывает многовековую историю развития, на протяжении которой происходило изменение форм правления, политических режимов, изменялись границы государства, различные внешние и внутренние факторы, и т.д. При этом учеными отмечается, что во всем многообразии форм политической организации в России имеются демократические традиции, развитие которых, к сожалению, не было поступательным, а сменялось чередой подъемов и спадов.
В общем виде, историю отечественной демократии можно рассматривать по трем периодам [16., c. 269]:
- До XX в.: демократические основы обнаруживаются уже при анализе времен ранней стадии феодализма. Так, во многих городах Новгородской земли распространялись механизмы непосредственной демократии, а именно – непосредственного принятия важнейших решений местным населением на вече. Впоследствии, соответствующая традиция видоизменилась, однако русские цари по-прежнему искали поддержки со стороны различных сословий, для чего функционировала боярская дума, и созывались земские соборы;
- в XX в., большая часть которого прошла в условиях функционирования советской власти, демократические начала несмотря на их частичное провозглашение фактически не применялись, а политический режим России того периода правильнее характеризовать как авторитарный;
- конец XX-начало XXI вв.: период масштабных социально-политических и экономических реформ, направленных на демократизацию российского государства.
При этом для формирования целостного понимания отечественной демократии представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике упомянутых исторических периодов.
Как было отмечено ранее, уже в период возникновения первых русских городов, прежде всего тех из них, которые были расположены на Новгородский земле (Новгород, Ладога, Ростов, Смоленск, Суздаль) высшим органом власти нередко становилось общегородское вече, в рамках которого происходило решение вопросов местного значения и избрание должностных лиц городской общины.