Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие «внешняя среда организации»)..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
Введение
В наше такое стремительное, почти непредсказуемое, информативно насыщенное время для каждого человека есть возможности развиваться и стремиться к поставленным целям. Неоспорим факт, что любая компания изначально формируется как идея в одной или нескольких головах и растет пропорционально вложенным усилиям предпринимателей, их знаниям и особым, зачастую выдающимся, способностям. Но, тем не менее, выживают не все. В чём причина? Чарльз Дарвин утверждал, что отдельные виды обитателей планеты выжили благодаря тому, что нашли способ приспособиться к изменениям среды их обитания. Также и фирмам жизненно необходимо уметь приспосабливаться, чтобы не исчезнуть. Это касается как крупных промышленных предприятий, так и малого бизнеса (предприятий малого и среднего предпринимательства)[1]. Интересны тенденции в этом плане.
Посмотрим на статистику: согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ[2] по состоянию на 10.01.2020 насчитывается 5 924,7 тысяч субъектов МБ, сумма среднесписочной численности работников, занятых в данных субъектах составляет 15 321 тысячу человек. По сравнению с аналогичными данными на 10.12.2019 наблюдается заметная отрицательная динамика. Всего за один календарный месяц исчезло 7 тысяч предпринимательских организаций. Общее количество работников сократилось на 36 тыс. человек (увеличивая число безработных. – Прим. автора). Почему так происходит? Драчева Е.Л. и Маликов Л.И. утверждают, что «Россия находится на переходном этапе развития рыночных отношений»[3][3], а это подразумевает ряд просчетов и ошибок при выстраивании бизнеса, а значит, перед нашим обществом стоят не простые задачи. «Задачи этого этапа: достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства; изменение стереотипов сознания и поведения; подготовка кадров новой формации»[4][3]. Эти задачи должны решать менеджеры.
«Переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена – предприятия, производственного отделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях – одна из первоочередных задач»[5] [2].
Из лекций, предоставленных нам МПФУ «Университет»[6] [8], понятно, что каждая коммерческая организация функционирует в своей нише рынка и является открытой системой, зависящей от внешней среды. Это связано и с поставками ресурсов, и с привлечением кадров, с поисками потребителей и пр. Поэтому, чтобы выжить, организациям необходимо в своей деятельности учитывать факторы внешней среды, уметь рационально взаимодействовать, приспосабливаться к ним. И не только уметь адаптироваться, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности, что невозможно воплотить в жизнь без изучения и анализа внешней среды организации. Внешняя среда обеспечивает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Неотъемлемым функционалом жизнедеятельности предприятия является и внутренняя среда организации – источник её жизненных сил. Изучение и анализ внутренней среды не менее важен (подробнее это будет изложено в дальнейшем. – Прим. автора).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная внешняя и внутренняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Совершенствование рыночных отношений предполагает ориентацию на потребителя, при этом у организаций с каждым годом всё более повышается необходимость системного подхода при оценке факторов внешней и внутренней среды. Одна из первых задач в деле предпринимательства при выстраивании бизнеса – понимание процессов взаимодействия организации со средой.
В силу ограниченности рамок курсовой работы сосредоточу фокус внимания в примерах на анализе внешней и внутренней среды применительно к малому бизнесу. В дальнейшем данную курсовую работу хочется развить до статьи, которая могла бы пригодиться начинающему предпринимателю в сфере малого бизнеса для оптимизации процессов управления своей фирмой. Вижу актуальность узконаправленной информационной базы по анализу внешней и внутренней среды организации для малого бизнеса, – в этой сфере в России совсем не каждая фирма может позволить себе иметь квалифицированного менеджера.
А ведь «значение малого бизнеса в современной России сложно переоценить, так как именно данное направление способно поддержать настоящую конкурентную среду и противостоять процессу монополизации всего внутреннего рынка»[7] [10]. Роль малого бизнеса в экономике страны ощутимо весомая, эта разновидность бизнеса более гибкая, быстрее реагирует на изменения внешней среды, предоставляет для граждан ряд рабочих мест.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся во внешней и внутренней среде в рамках функционирования малого бизнеса. Предмет исследования – современное предприятие на территории РФ. Целью курсовой работы является проведение общего анализа внешней и внутренней среды организации, и в частности (на примерах в главе 2. – Примеч. автора) применительно к малому предприятию, в связи с чем ставим задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и особенности внешней и внутренней среды;
- выделить современные методы анализа внутренней и внешней среды возможные к применению в РФ, рассмотреть на примере предприятия малого бизнеса;
- сопоставить достоинства и недостатки основных методов анализа внешней и внутренней среды;
- обобщить выводы по данной курсовой работе.
В процессе работы над курсовой акцентировала внимание на очевидные проблемы, сложившиеся в малом бизнесе нашей страны, без решения которых эффективность функционирования таких предприятия будет низкой.
Теоретические сведения о внутренней и внешней среде организации
Понятие «внешняя среда организации»
«Внешняя среда организации – это совокупность факторов ее внешнего окружения. Факторами (или иначе говоря – переменными) внешнего окружения организации называются различные объекты и явления, так или иначе влияющие на деятельность организации»[8] [6].
Адаптировано по: [8] Внешняя среда организации (см. рис.1) – это совокупность внешних факторов, с которыми организация взаимодействует, и которые она должна учитывать в своей деятельности. Внешние факторы возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него.
Рис. 1 Внешняя среда организации [8]
Предприятие осуществляет свою деятельность в конкретной среде, и каждое действие возможно лишь в том случае, когда среда допускает это. Возможность выживания для предприятия обеспечивается за счёт постоянного обмена с внешней средой – предприятие получает ресурсы в обмен на свои продукты, удаляет отходы. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий происходящих вне предприятия, во внешней среде, менеджерам приходится изменять, приспосабливать внутреннюю организационную структуру под изменившиеся условия.
Внешнюю среду организации по-другому называют ее окружением и подразделяют на деловое и фоновое. Организацию и её окружение можно представить в следующем виде (см. рис. 2.)
Рис. 2. Организация и её окружение [6]
По представлению Драчевой Е.Л и Юликова Л.И. [3] деловое или ближайшее окружение - иначе микросреда – является фактором прямого воздействия, т.е. образует те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние. Это: поставщики ресурсов, потребители, посредники, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры и пр. Фоновое окружение, иначе – макросреда – является фактором косвенного воздействия, т.е. организация может только приспосабливаться, но эффективно влиять на него она не может. Сюда относится: политика государства, состояние рынка и многие другие обстоятельства. Подавляющему большинству организаций эти обстоятельства неподвластны – их приходится «принимать к сведению» и либо подчиняться, либо «уходить» от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать последствия. Все факторы во внешней среде тем или иным образом взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Внешняя среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой организации. Адаптировано по: [3]
Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое – через законодательные акты. Так, например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. И таким образом, с помощью налогов государство может осуществлять управление развитием нужных направлений в экономике.
На примере, приведенном в разделе «Введение» (заметное сокращение деятельности субъектов малого предпринимательства в декабре 2020г. – Прим. автора) причину происходящего можно искать и в государственной политике по отношению к предпринимательству. С одной стороны, есть Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»[9], нацеленного именно на развитие МБ, однако в конце 2019 года Минэкономразвитие предложило увеличить налоги для малого бизнеса на 4,9% в 2020 году [10], что логично увязать с тенденцией к его сворачиванию. От государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке. «Проблема взаимоотношения организации и среды в науке впервые стала рассматриваться в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века»[11] [7].
Для каждой организации актуален свой собственный набор факторов внешней среды, по которым производится оценка их воздействия на хозяйственную деятельность фирмы в настоящий период и в будущей перспективе. Результаты исследований ложатся в основу разработки конкретных средств и методов для принятия управленческих решений. При этом сначала выявляются и учитываются факторы внешней среды, существенно влияющие на состояние внутренней среды фирмы. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. Здесь наиболее весомыми являются политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и подобные факторы. Адаптировано по: [6]
Следует отметить, что «… в ряде случаев состав среды прямого и косвенного воздействия может меняться. Это зависит в основном от того, в какой отрасли, на каком рынке функционирует организация. Например, такие характеристики внешней среды косвенного воздействия, как учётная ставка или курс национальной валюты, могут оказать гораздо более существенное влияние для коммерческого банка, нежели нефинансового учреждения. Поэтому состав сред может меняться»[12] [4].
Внешняя среда имеет свои особые характеристики, а именно: сложность, взаимосвязанность, подвижность и неопределённость – их необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Адаптировано по: [8].
Надо отметить, что при изучении среды менеджерам надо уделять немалое внимание экономическим процессам. «На практике такие термины, экономика и менеджмент тесно взаимосвязаны друг с другом, и постоянно изучаются в комплексе»[13][1]. Детализация основных компонентах внешнего окружения организации будет рассмотрена в Главе 2.
-
- Понятие «внутренняя среда организации»
Внутренние факторы иначе называются внутренними переменными. Это – объекты и процессы, происходящие в самой организации. Именно они придают конкретные личностные особенности организации и образует её внутреннюю среду. Прежде всего это: цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, культура, технологии, организационная структура, система коммуникаций и обмена информацией, поведение сотрудников и пр. Адаптировано по [8].
«Внутренние переменные частично являются чем-то данным, частично возникают в результате предыдущих управленческих решений и могут, хотя и не полностью, контролироваться». [3]