Файл: Управление запасами (ООО «Эрготек»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассчитывается по формуле:

CR= оборотные активы/краткосрочные обязательства

CR (2016)=199788/129608=1,54

CR (2017)=285715/111550=2,56

CR (2018)=354084/132723=2,67

Полученные значения показателя за все три года находятся в рекомендуемом пределе от 1 до 2, что говорит о том, что компания способна погасить свои краткосрочные обязательства за счет оборотных активов. Данный показатель дает наиболее общую оценку ликвидности предприятия.

Анализ показателей ликвидности показал, что компания на протяженности анализируемого периода - трех лет, платежеспособна и имеет возможность преобразовать имущество в средство платежа для погашения задолженности. Более того, все показатели ликвидности в динамике увеличивались, что свидетельствует о тенденции улучшении ликвидности компании «Эрготек».

С 2016 по 2018 год чистый оборотный капитал имеет положительные значения, с возрастающей тенденцией, что свидетельствует о повышении ликвидности и повышении ее кредитоспособности компании. Факт превышения активов над пассивами говорит о наличии резервов для расширения деятельности предприятия ООО «Эрготек».

Далее, стоит проанализировать коэффициенты рентабельности предприятия, которые отражают эффективность и результативность работы, а также возможности расширения компании.

Первый показатель- рентабельность продаж, показывающий какую чистую прибыль получает компания с каждого рубля продаж.

Таблица 3

Расчет рентабельности продаж ООО «Эрготек» на 2016-2018

2018(отчетный)

2017

2016(базисный)

Абсолютное изменение

Относительное изменение(%)

Чистая прибыль(тыс. руб.)

99425

92253

49317

+50108

+101,6

Выручка(тыс. руб.)

1203177

1037131

844066

+359111

+42,5

Рентабельность(%)

8,3

8,9

5,8

+2,5

+43,1

Рассматривая динамику изменения с 2016 по 2018 год, можно сказать, по всем трем показателям наблюдалась положительная тенденция. Чистая прибыль, выручка и рентабельность предприятия к 2018 году по сравнению с 2016 увеличилась на 101,6% , 42,5% и 43,1% соответственно(Таблица 3),. Однако, с 2017 по 2018 год наблюдалось снижение рентабельности.

Следующий блок включает в себя анализ показателей деловой активности предприятия. Данная категория показателей предназначена для оценки эффективности использования средств компании.

Данный блок подразумевает расчет таких показателей, как: Оборачиваемость собственного оборотного капитала(NCT), основных средств(FAT), активов, запасов(ST), дебиторской (AСP) и кредиторской задолженности(CP) (Таблица 4).


Таблица 4

Расчет показателей деловой активности предприятия ООО «Эрготек»

К обор(обороты)

2016(базисный)

2017

2018(отчетный)

Абсолютное изменение

NCT

4,52

4,27

3,76

-0,76

FAT

23,81

23,48

19,64

-4,17

Активов

3,8

3,61

3,16

-0,64

ST

8,93

7,41

6,55

-2,38

ACP

9,8

10,5

10,3

+0,5

CP

24,9

23,9

17,6

-7,3

По данным проведенного анализа, можно сказать, что коэффициент оборачиваемости активов в 2018 году снизился на 0,76 тысяч рублей по сравнению с 2016 годом, это снижение свидетельствует о менее эффективном использовании средств в отчетном периоде. Увеличение в 2018 году коэффициента дебиторской задолженности на 0,5 тысяч рублей свидетельствует о более быстром погашении покупательской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с 2016 годом снизился на 7,3 тысяч рублей, это говорит об ухудшении платежеспособности ООО «Эрготек» по отношению к поставщикам товаров, а также внебюджетным, бюджетным фондам.Коэффициент оборачиваемости запасов в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизился на 2,38 тысяч рублей , что отражает менее эффективное использование и накапливание запасов.

Следующий блок расчета состоит в анализе финансовой устойчивости компании, в расчетах показателей структуры капитала. Данный анализ позволяет оценить соотношение собственного капитала и заемных средств, то есть степень финансовой независимости компании.

Группа коэффициентов платежеспособности (или структуры капитала) включает следующие коэффициенты:

  • Коэффициент финансовой независимости(автономии)=собственный капитал/активы. Данный показатель отражает долю собственного капитала в источниках финансирования деятельности предприятия.

Ка(2016)=106096/235704=0.450

Ка(2017)=146599/338149=0.43

Ка(2018)=192024/424144=0.452

По нормативным общепринятым значениям коэффициент автономии должен лежать в пределах от 0,5 до 0,7. При расчете, показатели значительно приближены к нормативным показателям, однако не входят в данный промежуток. Для того, чтобы точно убедиться в том, является ли предприятие полностью независимым от заемных средств, внешних кредиторов предприятия или нет, рассчитаем обратный ему показатель.


  • Коэффициент финансовой зависимости, показывающий долю заемных средств в структуре активов компании. Формула для расчета имеет следующий вид: (Кфз)= Обязательства/Пассивы

Кфз(2016)=(0+129608-0-2775)/235704=0,54

Кфз(2017)=(80000+111550-0-4184)/338149=0,55

Кфз(2018)=(99397+132723-0-4287)/424144=0,54

Коэффициент финансовой зависимости остается почти неизменным на протяжении трех лет. Величина получившегося показателя совпадает с рекомендуемым оптимальным значением 0,5 [Анализ финансового состояния предприятия], что говорит о том, что у предприятия ООО «Эрготек» имеется равное соотношение собственного и заемного капитала. Исходя из этого, можно сделать вывод, что предприятие все-таки является больше независимым, чем зависимым от внешних кредиторов и заемных средств.

  • Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Характеризует «сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных средств».

Кзс(2016)=(0+129608)/106096=0.12

Кзс(2017)=(80000+111550)/146599=1.31

Кзс(2018)=(99397+132723)/192024=1.21

C2016 по 2017 год произошел значительный рост показателя, что говорит об усилении зависимости компании от внешних кредиторов и инвесторов. И несмотря на то, что к 2018 году показатель снизился , его значение не попало в пределы установленной нормы (0,5-0,7). Исходя из полученных данных, финансовую устойчивость предприятия можно поставить под сомнение.

  • Коэффициент маневренности собственных оборотных средств:

Данный показатель характеризует долю собственного оборотного капитала находящейся в обороте. Рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств = Собственные оборотные средства / Собственный капитал

Км(2016)=(106096-35916)/106096=0.66

Км(2017)=(146599-52434)/146599=0.64

Км(2018)=(192024-70060)/192024=0.64

На протяжение периода трех лет , коэффициент маневренности является положительным и достаточно высоким, что говорит о том, что у компании ООО «Эрготек» достаточно собственных ресурсов для их маневрирования и движения.

Исходя из анализа показателей структуры предприятия , можно сделать вывод, что несмотря на то, что показатель соотношения заемных средств над собственными не является идеальным, у компании имеется достаточно собственных источников для пополнения оборотных средств в случае необходимости.

Обобщая анализ финансовых показателей компании, можно сделать следующее заключение:

  • Компания является финансово-устойчивой и платежеспособной
  • Практически независимой от заемных средств
  • В целом компания имеет быстрый рост и развитие. Наблюдается положительная динамика чистой прибыли, рентабельности продаж, а также выручки
  • Имеются резервы для расширения деятельности предприятия
  • Проблема неэффективности управления запасами(накапливание)

2.2. Существующая система управления запасами и структура товарно-материальных ценностей

Для того что бы провести анализ системы управления запасами и выявить проблемных зоны на предприятии ООО «Эрготек» был разработан план исследования, представленный ниже:

Таблица 5

План исследования системы управления запасами

Шаг исследования

Используемые инструменты и методы

Предполагаемый конечный результат

1. Обзор текущего состояния системы управления запасами

  • Неструктурированное интервьюирование с руководителями подразделений
  • Анализ документов(Отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс)

Иллюстрация текущих бизнес-процессов, СУЗ, алгоритма формирования плана продаж,процесса закупок, структуры ТМЦ, выявление проблемных областей в общем представлении.

2. Оценка эффективности управления запасами

  • Коэффициенты эффективности управления запасами
  • Неструктурированное интервьюирование с руководителями подразделений
  • Анализ документов(Отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс)

Выявление проблемных зон в разрезе основных групп, засчет оценки

динамики движения запасов, их остатков в разрезе, оценки основных показателей в динамике

3. Устранение проблемных зон управления запасами на основе полученной информации из п. 1 и п. 2

  • АВС-XYZ классификация
  • Моделирование систем СУЗ

Выбор лучшей системы управления запасами исходя из моделирования четырех

Первый шаг исследования состоял в обзоре текущего состояния системы управления запасами.

Для формирования общей картины состояния запасов на предприятии, впервую очередь было проведено интервьюирование с главными руководителями подразделений: отдела активных продаж, закупок и администрации. В первую очередь в ходе беседы была получена основная информация об алгоритме формирования плана продаж и закупок на предприятии ООО «Эрготек».

Исходя из полученной информации, план продаж формируется на каждый месяц с учетом на следующие два. Данная особенность формирования плана на три месяца вперед связана с тем, что продолжительность поставки сырья и материалов достаточна велика и занимает 50-60 дней, если сырье поступает из Азии и 20 дней если доставка происходит из Европейской части.


Процедура формирования плана продаж включает в себя три этапа:

1. Проводится статистический анализ продаж предыдущих периодов, а также собирается информация о будущих планируемых заявках клиентов. После агрегирования полученных данных строится оптимистичный прогноз продаж на следующий месяц. На данном этапе менеджеры активных продаж , а также по обслуживанию клиентов используют стохастический метод определения потребности на основе статистики и экспертного мнения.

2. Далее в целях определения спроса на последующие два месяца, план продаж корректируется и формируется исходя из статистических данных за прошлые периоды, а также экспертной оценки руководителя активных продаж о будущем колебании спроса, связанным с сезонной компонентой. Однако, по словам руководителя активных продаж Евгения Малышевского (Приложение 2), спрогнозировать скачки спроса на рынке на сегодняшний день является затруднительным. Фактор сезонности зачастую не соответствует полученным результатам. Далее данный план корректируется исходя из информации о разработке будущих продуктов на предприятии. Сложность данного интуитивного прогноза состоит в том, что возникает трудность в определении будущего спроса на рынке еще находящихся на этапе разработке продуктов.

План продаж формируется таких программах как 1 С и MicrosoftExcel

Формирование плана продаж и закупа происходит совместно с четырьмя подразделениями предприятия. Данную процедуру можно визуализировать в следующем виде (Рисунок 8):

Рис.8. Алгоритм формирования плана продаж и закупа

Исходя из действующей системы формирования заявки, можно сделать вывод, что в компании применяется система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами, где интервал составляет 1 месяц (Рисунок 9).

Максимальный желательный уровень запаса

......................................................................................................

Страховой запас

.........................................................................................................

Время

30 дн.

30 дн.

30 дн.

30 дн.

-Момент заказа

-Время поставки

-Время задержки поставки

-Период заказа

Рис.9. График работы системы с фиксированной периодичностью заказа

Однако, несмотря на то, что компания применяет метод долгосрочного прогноза с учетом тренда и сезонности для формирования плана продаж, эффективность данной системы можно поставить под сомнение. В следствие того, что поставка сырья занимает наибольшую часть времени всего производственного цикла изготовления товара, ситуация нехватки сырья для производства может повлечь серьезные последствия, а именно – получение убытков в связи с невыполнением договорных обязательств при повышении спроса. Более того, осуществление контроля за обширным объёмом номенклатурных позиций запасов, которые постоянно обновляются в неспециализированных программах, с привлечением многих подразделяй, представляется труднореализуемым. В результате эксплуатации могут возникать различные ошибки из-за человеческого фактора.