Файл: Развитие внутрикорпоративного обучения: задачи, возможности, ограничения; на примере «Завод НЕФТЕМАШ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития системы корпоративного обучения в современной организации

1.1 Обучение персонала в системе корпоративного управления

1.2. Определение потребности в обучении персонала

1.3. Виды и формы дополнительного обучения

1.4. Специфика подходов внутрикорпоративного обучения персонала

Глава 2. Система внутрикорпоративного обучения «Завод НЕФТЕМАШ»

2.1 Общая характеристика организации «Завод НЕФТЕМАШ»

2.2 Специфика организации корпоративного обучения персонала в организации «Завод НЕФТЕМАШ»

2.2.1 Оценка потребностей в обучении работников и формирование плана обучения

2.2.2 Реализация плана обучения

2.2.3 Оценка результативности обучения

2.2.4 Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

2.2.5 Организационные вопросы обучения

2.2.6 Результаты и развитие

2.2.7 Ответственность

Глава 3. Рекомендации по улучшению системы внутрикорпоративного обучения «Завод НЕФТЕМАШ»

Заключение

Список литературы

документы содержат информацию о конкретных сотрудниках подразделения, которые в плановом квартале должны пройти обучение, о его формах, месте проведения, сроках начала и окончания, контрольных мероприятиях;

проекты документов согласовываются с руководителями соответствующих подразделений и, после утверждения их вице-президентом по персоналу, приобретают директивный характер;

внесение в утвержденные документы каких-либо изменений по инициативе руководителей подразделений допускается только по согласованию со службой персонала.

Чтобы высшее руководство было готово рассматривать обучение в качестве основного приоритета, обучение должно быть полезным как для всей организации, так и для отдельных сотрудников.

Рассмотрим основные преимущества, получаемые организацией в

результате обучения персонала:

Обучение сотрудников позволяет организации более эффективно решать проблемы, связанные с новыми областями бизнеса, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности (повышение качества и производительности (эффективности) персонала, снижение затрат и снижение затрат, снижение травматизма и т. д.).

Повышение приверженности персонала своей организации, снижение текучести кадров.

Улучшить способность персонала адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям и потребностям рынка.

Таким образом, организация увеличивает ценность доступных ей людских ресурсов.

Благодаря обучению вы можете поддерживать и распространять основные ценности и приоритеты вашей корпоративной культуры, а также продвигать новые подходы и стандарты поведения, которые поддерживают вашу корпоративную стратегию.

Преимущества обучения для сотрудников:

Гарантированная занятость. Сотрудники со многими навыками более востребованы, потому что они могут адаптироваться к меняющемуся характеру работы. Развитие универсальных навыков повышает ценность сотрудника, который может выполнять различные задачи в этой организации.

Рабочий потенциал. Персонал, занимающийся развитием своих навыков и желающий их улучшить, может брать на себя дополнительные обязанности. У таких сотрудников больше возможностей для продвижения по службе.

Ослабление стресса. Адекватная подготовка, соответствующая рабочим требованиям, ослабляет стресс и повышает способность приспосабливаться к изменениям и работе в сложных условиях.

Мотивация и удовлетворение от работы. Повышая свою квалификацию, сотрудники ощущают заботу руководства, что способствует повышению мотивации и удовлетворения от работы.


1.2. Определение потребности в обучении персонала

Необходимость развития компаний в условиях глобализации экономики, повышения их конкурентоспособности, роль персонала во главе с менеджерами в решении этих задач, дефицит высококвалифицированных специалистов на рынке труда, заставляет руководство компаний уделять серьезное внимание проблеме профессионального развития персонала в рамках собственной организации.

Рассмотрим цели и основные методы определения потребности в обучении персонала, которые приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Уровни, цели и методы определения потребности в обучении персонала.

Уровень возникновения

Цели

Методы выявления

Компания

Определить, где в компании необходимо обучение.

Установить требования к знаниям и навыкам, исходя из целей, задач, бизнес-планов.

Сравнить показатели эффективности и качества с ожиданиями. Руководить персоналом и планами преемственности, включая аудит персонала, в процессе которого определяются основы знаний/навыков имеющихся сотрудников

Оценить климат обучения в компании. Анализ долгосрочных и краткосрочных планов компании, планов ее дочерних организаций, планов структурных подразделений.

Общая диагностика проблемных зон компании и отдельных ее структурных подразделений.

Анализ внешней среды. Участие в подготовке решений руководящих органов компании и их анализ.

Аудит персонала Изучение опыта других компаний

Работа (задача)

Определить, каким должно быть содержание обучения. Для деятельности индивидуумов определить результаты/стандарты выполнения, задачи, решаемые для их достижения, и знания, навыки, поведение и установки, необходимые для успешного завершения задачи

Анкетирование руководителей подразделений и сотрудников.

Опрос руководителей подразделений и сотрудников.

Анализ плана технического обновления

Сотрудник

Определить, кто должен получить обучение и какое обучение им требуется.

Используя оценки выполнения работы, определить знания/навыки, являющиеся причинами несоответствий выполнения работы. Собрать и проанализировать критические события.

Руководить разработкой аналитических опросов потребностей в обучении

Анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых работников.

Анализ результатов деятельности новых работников в период введения в должность (адаптации).

Анализ результатов оценки (аттестации) работников. Анкетирование руководителей подразделений и сотрудников.

Опрос руководителей подразделений и сотрудников.

Анализ ожидаемых кадровых изменений внутри компании (планирование карьеры)


1.3. Виды и формы дополнительного обучения

Внутрикорпоративное обучение отличается многообразием видов и форм. В курсовой работе обобщены и классифицированы виды и формы внутрикорпоративного обучения (ВКО). Обобщенная и уточненная классификация видов ВКО представлена в Таблице 2.

Таблица 2. Классификация видов внутрикорпоративного обучения.

Признак классификации

Виды обучения

Характер обучения

Профессиональная подготовка новых кадров;

Повышение квалификации;

Профессиональная переподготовка.

Целевая аудитория

Обучение вновь принятых сотрудников;

Специалисты с опытом работы;

Руководители с опытом работы.

Уровень возникновения потребностей в обучении

Обучение на ситуативном (индивидуальном уровне);

Обучение на системном уровне;

Обучение на стратегическом уровне.

Длительность обучения

Долгосрочное;

Краткосрочное.

Место организации обучения

Обучение внутри компании;

Обучение вне компании.

Место проведения обучения

Обучение вне рабочего места;

Обучение на рабочем месте.

Режим обучения

С отрывом от работы;

Без отрыва от работы.

Характер методов обучения

Традиционное;

Инновационное.

Форма (метод) проведения обучения

Обучение с применением лекций;

Обучение с помощью семинаров;

Обучение с помощью деловых и ролевых игр, тренингов;

Обучение с помощью наставничества, инструктажа;

Обучение с помощью стажировки.

Возможность участия сторонних слушателей

Обучение в форме закрытых семинаров;

Обучение в форме открытых семинаров, конференций.

Количество участников

Групповое;

Индивидуальное.

Субъект, проводящий обучение

Обучение, осуществляемое приглашенными преподавателями;

Обучение, осуществляемое внутренними преподавателями (традиционное, перекрестное обучение).

Обучение через консалтинг

Обучение с помощью - экспертного консультирования:

- процессного консультирования;

- обучающего консультирования.

Цели компании

Обучение, служащее целям интеграции;

Обучение, служащее целям адаптации.

Назначение обучения

Поддерживающее (Традиционное);

Кризисное;

Опережающее (Интегрированное, совмещенное с организационным развитием).


О распространенности тех или иных методов обучения в России и на Западе свидетельствуют статистические данные:

Российские компании:

Модульное обучение – 83%

Дистанционное обучение – 37%

Наставничество – 78%

Рабочие группы – 60%

Метафорическая игра – 45%

Обучение методом «shadowing» – 1%

Обучение методом «secondment» – 1%

Обучение методом «buddying» – 5%

Обучение действием – 56 %

Западные компании:

Модульное обучение – 81%

Дистанционное обучение – 54%

Наставничество – 72%

Рабочие группы – 65%

Метафорическая игра – 15%

Обучение методом «shadowing» – 71%

Обучение методом «secondment» – 65%

Обучение методом «buddying» – 85%

Обучение действием – 70%

Хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника компании. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо учитывать при разработке программы обучения. К выбору метода обучения следует подходить по разному - программы обучения различаются по сложности, стоимости, времени и продолжительности воздействия.

Хотя развитие технологий в будущем будет оказывать все большее влияние на учебные процессы, маловероятно, что удастся полностью устранить личные контакты человека с человеком. Это подчеркивает важность роли менеджмента в обучении персонала.

1.4. Специфика подходов внутрикорпоративного обучения персонала

Рассматривая специфику подходов внутрикорпоративного обучения, можно выделить два направления: традиционное и интегрированное, совмещенное с организационным развитием. Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Традиционное и интегрированное обучение

Содержание

Параметры

Традиционное обучение

Интегрированное обучение

Объект

Отдельный руководитель

Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа

Основы управленческих знаний и навыков

Коммуникативные навыки, умения разрешать проблемы

Обучающиеся

Руководители младшего и среднего звена

Все руководители вплоть до высшего звена

Учебный процесс

Основан на информации и рационализации

Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях

Стиль обучения

Исходит из предметов и особенностей преподавателей

Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов

Цели обучения

Рациональность и эффективность

Приспособление, изменение, информирование

Форма проведения

Местные семинары, курсы

Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуации

Ответственность за проведение

Преподаватели, организаторы

Участники

Стабильность программы

Стабильная

Гибкая программа, адаптированная к ситуации

Концепция обучения

Адаптация руководителей к нуждам предприятия

Одновременно изменить руководителей и организацию

Участие в подготовке учебных и других программ

Участники не включены в составление учебных программ

Руководители принимают участие в составлении программ изменения предприятия

Направленность

Ориентация на знания, которые могут пригодиться в будущем

Ориентация на конкретное изменение

Активность участников

Как правило, малоактивны

Как правило, очень активны


Таким образом, проанализировав направления внутрикорпоративного обучения, можно сделать вывод, что именно интегрированное играет инновационную преобразующую роль в деятельности компании, выступает инструментом организационных изменений, а, следовательно, необходимым условием ее стабильного и продолжительного существования.

Глава 2. Система внутрикорпоративного обучения «Завод НЕФТЕМАШ»

2.1 Общая характеристика организации «Завод НЕФТЕМАШ»

«Завод НЕФТЕМАШ» , создана в 1965 году, с численностью 500 человек, одна из компаний, входящих в «Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг» (ООО «Уралмаш НГО Холдинг») , являющимся крупнейшим отечественным производителем буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения.

Применяемые сегодня высокотехнологичные методы и современные материалы создали заводу имидж надежного партнера. Производство для нефтегазовой отрасли – ключевая тематика производства завода. В нынешней ситуации данное направление активно расширяется за счет спроса потребителей на нестандартные методы изготовления конструкций, с применением новейших отделочных материалов и оборудования. Мощный инжиниринговый центр, сочетающий уникальный опыт советской конструкторской школы и возможности разрабатывать современное высокотехнологичное оборудование с использованием инновационных решений - одно из главных конкурентных преимуществ « Завод НЕФТЕМАШ».

В зависимости от функционального назначения, транспортных схем, условий перевозки продукции, продукция предприятия есть как отдельно стоящая, так и трансформируемая при монтаже. Доставка на строительные площадки осуществляется железнодорожным, автомобильным транспортом.

Сегодня хорошо налажены и расширяются связи с проектными и научно-исследовательскими институтами. С 2006 года на предприятии внедрена и функционирует международная система качества ISO-9001 версии 2001.

Показателем надёжности предприятия является сотрудничество с такими предприятиями как: ОАО «Газпромнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Наръянмарнефтегаз», ОАО «НГК «Славнефть» и многими другими нефтегазовыми компаниями.