Файл: Развитие внутрикорпоративного обучения: задачи, возможности, ограничения; на примере «Завод НЕФТЕМАШ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития системы корпоративного обучения в современной организации

1.1 Обучение персонала в системе корпоративного управления

1.2. Определение потребности в обучении персонала

1.3. Виды и формы дополнительного обучения

1.4. Специфика подходов внутрикорпоративного обучения персонала

Глава 2. Система внутрикорпоративного обучения «Завод НЕФТЕМАШ»

2.1 Общая характеристика организации «Завод НЕФТЕМАШ»

2.2 Специфика организации корпоративного обучения персонала в организации «Завод НЕФТЕМАШ»

2.2.1 Оценка потребностей в обучении работников и формирование плана обучения

2.2.2 Реализация плана обучения

2.2.3 Оценка результативности обучения

2.2.4 Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

2.2.5 Организационные вопросы обучения

2.2.6 Результаты и развитие

2.2.7 Ответственность

Глава 3. Рекомендации по улучшению системы внутрикорпоративного обучения «Завод НЕФТЕМАШ»

Заключение

Список литературы

«Завод НЕФТЕМАШ» сейчас занимает в своей отрасли в регионе одни из самых передовых позиций, т.к. производимая продукция соответствует высоким современным технологическим стандартам, конкурентная по цене, востребована потребителями, строго соблюдаются взятые на себя договорные обязательства.

Пройденный непростой путь трудовых побед, сохраненный и умноженный человеческий и ресурсный потенциал, динамика роста, позволяет с уверенностью говорить о достойном решении поставленных задач, надежном партнерстве, ответственном отношении к Заказчику.

2.2 Специфика организации корпоративного обучения персонала в организации «Завод НЕФТЕМАШ»

Рассмотрим систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников «Завод НЕФТЕМАШ», которая внедрена в соответствии с требованиями системы менеджмента качества на основе требований ISO 9001:2008, API Spec Q1 и действующего законодательства РФ для повышения эффективности использования персонала предприятия.

Обучение реализуется по направлениям деятельности в соответствии со стратегией развития компании и плана обучения на год, который разрабатывается и утверждается при составлении годового бизнес-плана. Реализация программ и планов обучения осуществляется при условии необходимого финансирования процесса. Приоритетные задачи по организации обучения, программы, планы определяют руководитель компании и руководители подразделений по направлениям своей деятельности.

Основными видами образовательных программ являются: повышение квалификации, предаттестационная подготовка, семинары, стажировки, инструктажи, а так же внеплановое обучение по производственной необходимости. Подразделением, организующим составление плана обучения персонала, организующим и координирующим обучение работников в « Завод НЕФТЕМАШ» - Департамент по персоналу.

2.2.1 Оценка потребностей в обучении работников и формирование плана обучения


Потребность в обучении персонала определяется в соответствии с целями и задачами подразделения на следующий календарный год, а также:

1) Функциями работников и уровнем выполнения данных функций, планом по подбору персонала;

2) Внедрением новой техники, новых технологий и программных продуктов;

3) Необходимостью аттестации персонала в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

4) Перечнем программ обязательного обучения работников в соответствии с

требованиями нормативных актов Российской Федерации;

5) Требованиями нормативной документации СМК, применяемой на предприятии;

6) Перечнем программ обязательного обучения работников в соответствии с требованиями заказчика и/или при необходимости, обучение, проводимое заказчиком;

7) Результатами оценки персонала.

Руководители подразделений определяют основные направления развития обучения и аттестации работников своего подразделения, исходя из наличия у них необходимых компетенций для выполнения трудовых функций, учитывая технические требования заказчика оборудования, направляют сводную заявку на обучение от своего подразделения в Департамент по персоналу до 15 ноября ежегодно.

Департамент по персоналу на основе анализа поданных заявок и потребности в обучении кадрового резерва, производит оценку заявок на соответствие утвержденным лимитам и производственной необходимостью данного вида обучения. Осуществляет мониторинг рынка образовательных услуг в регионе с целью предварительного определения поставщика образовательных услуг, формирует проект сводного годового плана потребности обучения в организации до 30 ноября ежегодно.

Департамент по персоналу на основании сводного годового плана потребности в обучении формирует проект сводного годового плана обучения по форме, установленной ЛНА по формированию годового бизнес-плана. По результатам защиты бизнес-плана проект сводного годового плана потребности обучения в компании может быть скорректирован.

План обучения персонала компании утверждается Генеральным директором.

2.2.2 Реализация плана обучения

В соответствии с утвержденным планом обучения руководителями подразделений подаются заявки в Департамент по персоналу непосредственно за месяц до даты начала обучения.

В соответствии с утвержденным планом обучения Департамент по персоналу организует заключение договоров на оказание образовательных (или консультационных) услуг, либо организует внутрифирменное обучение. Финансирование обучения работников компании осуществляется в соответствии с установленным на предприятии порядком и в рамках утвержденного бюджета.


После завершения подготовительных мероприятий, но не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала обучения, Департамент по персоналу производит подготовку распорядительного документа о направлении на обучение.

Распорядительный документ о направлении на обучение должен содержать информацию о сроках, тематике, месте проведения обучения, наименование поставщика образовательных (или консультационных) услуг и список работников, направляемых на обучение.

Внутрифирменное обучение проводится в соответствии с учебной (консультационной) программой, утвержденной руководителем компании на основании распорядительного документа в порядке, определённом соответствующим распорядительным документом.

При организации внутрифирменного обучения (в том числе по направлениям СМК) в распорядительном документе вместо информации о наименовании поставщика образовательных (или консультационных) услуг указывается ФИО и должность преподавателя.

2.2.3 Оценка результативности обучения

Оценка результативности обучения персонала заключается в сопоставлении полученных результатов проведенного обучения с запланированными целями обучения, выявлении недостатков в обучении и проведении корректирующих мероприятий.

Поставщик образовательных (или консультационных) услуг оформляет документы, подтверждающие успешное (неуспешное) прохождение обучения (свидетельство, сертификаты, дипломы, протоколы, удостоверения и др.), и передает их в Департамент по персоналу в срок, установленный договором.

Департамент по персоналу на бумажном носителе или в электронном виде направляет участникам обучения (кроме обучения, установленного в обязательном порядке в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации) Лист оценки программы обучения.

Заполненный Лист оценки программы обучения передается работником в Департамент по персоналу в течение двух рабочих дней после окончания обучения.

Результативность обучения работника оценивается непосредственным руководителем работника в течение 3 месяцев после обучения, путем заполнения Листа оценки программы обучения.

Если непосредственный руководитель, оценивающий эффективность применения полученных сотрудником знаний в процессе работы придет к выводу, что работником допускаются ошибки в работе по темам обучения, не в полной мере выполняются трудовые функции и это сказывается на качестве его работы, то он проводит внеочередной (повторный) инструктаж, если обучение проводилось самим руководителем, или, если обучение производилось с привлечением сторонней организацией составляет Листок несоответствия по итогам обучения.


Департамент по персоналу организует проведение консультаций или повторного обучения с привлечением необходимых специалистов или сторонних организаций с целью подготовки работника по вопросам Листка несоответствия по итогам обучения либо принимает другие меры по рекомендации руководителя работника, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2.2.4 Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

Для подготовки работников в «Завод НЕФТЕМАШ» предусматриваются следующие виды обучения:

- инструктаж;

- стажировка;

- обязательное обучение в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации;

- повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих, планируемых или состоящих в кадровом резерве;

- внеплановое или оперативное обучение, реализуемое вне плана обучения в соответствии с потребностями производственной необходимости.

Инструктаж проводится со всеми работниками по планам и программам и в порядке, определяемом руководителем предприятия. При проведении инструктажей следует учитывать специфику специальных планов и программ, а также требований СМК. Инструктажи могут подразделяться на: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводится:

- со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии и (или) должности;

- с учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажей по виду обучения, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Журнал хранится в каждом структурном подразделении.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально:

- со всеми вновь принятыми на работу;

- с переводимыми в другое подразделение компании;

- с работниками, выполняющими новую для них работу;

- со студентами и учащимися, прибывшими на практику.

Повторный инструктаж проводится с работниками в случаях, предусмотренных нормативными актами Российской федерации, локальными нормативными актами и организационно-распорядительной документацией компании по правилам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.


Внеплановый инструктаж проводится:

- при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих, например, требования охраны труда, а также инструкций по охране труда, СМК и др.;

- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

- при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

- по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда, а также локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами, в том числе по СМК.

Проведение инструктажа по обязательным видам обучения, установленным в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации, осуществляется лицом, ответственным за обеспечение данного вида обучения в структурном подразделении.

О проведении всех видов инструктажей (за исключением инструктажа по СМК) делается запись в журнале регистрации инструктажей по виду обучения, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Журнал хранится в каждом структурном подразделении

Осведомленность работников в области СМК, в том числе о значимости и важности действия персонала, а также в отношении вклада, вносимого в обеспечение целей в области качества, достигается путем доведения политики в области качества до каждого работника, путем непосредственного их ознакомления с ее текстовым содержанием, в порядке, установленным в компании, а также регулярного (планового) проведения инструктажей непосредственными руководителями, либо работниками дирекции по качеству один раз в год по разработанным методическим рекомендациям, и внеочередного (внепланового), при изменении процессов СМК, с оформлением записи в журнале о проведении инструктажа.