Файл: Современные политические режимы (Существующие классификации режимов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема влияния формы политического режима на развитие того или иного государства является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, и для России - в частности - по целому ряду причин. Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ века показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными, так как именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство. Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы. В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.

Исходя из вышеизложенного актуальность выбранной темы - «Современные политические режимы» не вызывает сомнений.

Объектом исследования в данной работе являются
формы современных политических режимов как структурного элемента формы государства.

Предмет исследования - способы реализации данных политических режимов в различных государствах.

Целью работы является изучение сущности и разновидностей современных политических режимов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:

  1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру.
  2. Описать существующие в современной юридической науке типы классификаций политических режимов.
  3. Сравнить понятия «политический режим» и «государственный режим».
  4. Охарактеризовать современные демократические и недемократические политические режимы.
  5. Привести общие и различные черты авторитаризма и тоталитаризма.
  6. Привести различные определения характера современного политического режима в России.
  7. Определить понятие модернизации как стратегического направления развития политического режима в России на современном этапе. В своей курсовой работе я акцентировал внимание на изучении современного политического режима Российской Федерации через призму взглядов ученых-юристов и политологов. Теоретическую основу исследования составили научные труды Д.А. Васильева, Э.П. Григониса, В. С. Нерсесянц, А.В.Малько, В.Н. Хропанюк, А.П. Цыганкова и других.

Методологический основой исследования являются общенаучные методы познания, а также такие частно-научные методы, как исторический и сравнительно-правовой. Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе исследуются общая характеристика и структура понятия «форма государства». Во второй главе рассматриваются разновидности форм политических режимов. В третьей главе дается характеристика политического режима Российской Федерации на современном этапе.

Глава 1. Понятие и структурные элементы формы государства

1.1. Понятие формы государства

Если категория «сущность государства» определяет его основные признаки и закономерности развития, то категория «форма государства» включает в себя ответы на вопросы:

  • кто и как управляет обществом;
  • каково устройство и содержание государственно-властных структур;
  • каким способом объединено население на территории государства, и как осуществляется связь населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом;
  • с помощью каких методов, приемов осуществляется в государстве политическая власть.

На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти. Так, например, Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» — царская власть и «незаконная» — олигархия. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, ученик Платона Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы — тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях. Цицерон в зависимости от числа правителей выделял три простые формы государства: царскую власть (монархию), власть оптиматов (аристократию), а также народную власть (демократию) - и смешанную форму. В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления. В настоящее время в юридической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления). Таким образом, «форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления политической власти». Некоторые авторы помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент — отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая). При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар) и при этом категорически не допускаются разделение властей, автономия в территориально-политическом устройстве и местное самоуправление, а в государственном режиме доминируют авторитарные методы управления. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов складывается исторически под влиянием целого ряда факторов: уровня экономического развития, достигнутого обществом на определенном этапе своего развития, и отношений между основными политическими силами в обществе. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (абсолютная, сословно-представительная, раннефеодальная), а после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской. Помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.


1.2. Форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима как структурные элементы

формы государства

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, «форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства»[1]. Форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства, приемы и методы осуществления государственной власти (политический режим). Под формой правления понимается «организация верховной государственной власти в стране: структура высших органов государственной власти и управления, порядок их образования и принципов деятельности, распределения компетенции между ними и принципов взаимоотношений друг с другом»[2]. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархия — это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах:

  • Европы: Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Люксембурге, Норвегии, Швеции, Монако, Лихтенштейне, Андорре;
  • Азии: Бахрейне, Бутане, Брунее, Катаре, Кувейте, Иордании, ОАЭ, Саудовской Аравии, Таиланде, Японии, Малайзии;
  • Африки: Лесото, Марокко, Свазиленде.

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства — монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти (в современном виде существует в Бутане, Брунее, Катаре, Бахрейне, Омане, Кувейте, Саудовской Аравии). Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские. Дуалистическая монархия — это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал. Парламентарная монархия — это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. В настоящее время парламентарными монархиями являются: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др. Республика — это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. Республики подразделяются на президентские и парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии). В президентских республиках глава государства — президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние — президента). В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка). В Российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет Парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Под формой государственного устройства в юридической науке понимается «административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами»[3]. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные). Унитарное государство (от латинского unitas — «единство») — это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти административно-территориальных образований подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.). В унитарном государстве — единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром. Административно-территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами государственной власти, и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Субъекты федерации — территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения. Так, например, РФ состоит из 83 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конфедерация (от латинского confoederatio — «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского союза прежде всего преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества. Важнейшим элементом формы государства является политический режим - «систему методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования»[4]. Эта категория помогает уяснить, какими способами и методами власть взаимодействует с другими структурами политической системы, каково отношение власти к своим гражданам. Политический режим дает ответ и на вопросы о том, какова мера использования демократических, правовых методов в соотношении с методами давления; каково отношение государства к демократическим свободам в обществе, к основным правам граждан. Политический режим — категория более широкая по отношению к государственному режиму. Последний «представляет собой основной элемент политического режима и включает методы осуществления политической власти органами, образующими механизм государства»[5]. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. В следующей главе рассмотрим более подробно существующие виды политических режимов.


Глава 2. Виды современных политических режимов

2.1. Существующие классификации политических режимов

Несмотря на то, что в настоящее время самой распространенной в юриспруденции и политологии классификацией политических режимов является их разделение на демократические и недемократические: авторитарные и тоталитарные (I), - в современных исследованиях используются и другие типологии политических режимов. Так, А.П. Цыганков в своей работе «Современные политические режимы: структура, типология, динамика» приводит следующие классификации. В рамках конституционного правления, - пишет А.П. Цыганков, - принято выделять два основных вида режимов — парламентские и президентские (II). Их различие весьма существенно с точки зрения организации осуществления власти и ее стабилизации в процессе перехода от авторитаризма. В классической модели парламентаризма вотум о доверии правительству является главным способом утверждения превосходства законодательной ветви власти над исполнительной. Другая важнейшая характеристика классической парламентской модели — слияние властей, проявляющееся в том, что большинство членов правительства одновременно располагают местами в одной из палат парламента. Основное отличие президентского режима от парламентского — независимое избрание народом главы государства, президента, который благодаря этому получает огромную степень независимости, назначает (или представляет на одобрение парламенту) премьер-министра, обладает правом законодательной инициативы, руководит вооруженными силами, принимает основные внешнеполитические решения, является нередко лидером правящей партии и т.д. Существуют различные версии президентства — от американской до французской и чилийской, — но во всех этих версиях, хотя и в различной степени, личности президента институционально отведены немалые возможности для самопроявления, особенно в кризисных политических и экономических ситуациях. Следующая классификация политических режимов основывается на характере взаимосвязей между правящей элитой и обществом. Согласно ей, выделяются традиционные, мобилизационные и автономные (III) политические режимы. Рано или поздно перед правящей элитой возникает дилемма: выступать инициатором социально-экономических перемен или противиться их наступлению, рискуя в результате подобного упрямства быть устраненными с политической арены. С этой точки зрения власть в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации может способствовать сохранению в обществе стабильности двумя путями — либо за счет приверженности традиции, либо на путях эффективного социально-экономического развития. В первом случае формирующийся политический режим может считаться традиционным. Во втором случае стабилизация общества, удержание его от опасности распада обеспечивается благодаря осознанию обществом и его элитой неотложности социально-экономических перемен. В этих условиях развитие начинается «снизу» всеми структурами гражданского общества, его никто не стимулирует специально, поэтому с позиций развития и его источника данный вид стабильности целесообразно определить как автономный, т.е. относительно независимый от желания и воли каких-либо конкретных социальных и политических субъектов. Мобилизационный же режим возникает при формировании единства рядовых граждан и государства в тех случаях, когда авторитарный лидер выражает интересы значительной части общества и за счет умелого использования карательных органов производит селекцию общества, «отсев» несогласных. Разделение режимов на либеральные, умеренные, репрессивные и террористические (IV) проведено исходя из того, каким образом, с использованием каких методов правящая элита воздействует на общество и добивается поставленных ею целей. В зависимости от того, какие методы в деятельности элиты преобладают — убеждение или принуждение — режимы считаются более или менее либеральными. Политический режим считается либеральным, если преимущественное внимание уделяется убеждению общества и политической оппозиции в правильности проводимой политики. Он считается умеренным, если в его политике убеждение и принуждение разделены примерно в равной пропорции, если для достижения своих целей режиму приходится прибегать к репрессиям и к использованию органов государственного принуждения в отношении меньшей части общества. Режим может считаться репрессивным или террористическим, если в своей повседневной деятельности преимущественно опирается на репрессии и террор. Светские и теократические (V) режимы различаются между собой тем, на какой основе происходит легитимизация власти правящей группировкой. Светская власть, независимо от того, авторитарная она или демократическая, обосновывает свои претензии на управление обществом, опираясь либо на доверие народа (выборами), либо на право силы и способность навязать обществу свою волю. Теократия же всегда стремится подвести под свое правление религиозную основу, утверждая, что в основе государственной власти лежит не только (или даже не столько) доверие народа, но и ее богоизбранность. Классификация режимов на реформистские и нереформистские (VI) нередко используется историками при анализе политических изменений. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. В следующих параграфах остановимся на характеристиках политических режимов, выделяемых согласно первой, общепринятой классификации.


2.2. Демократические политические режимы

При демократической форме политического режима «обеспечиваются законность, выборность высших органов государственной власти, соблюдаются элементарные права и свободы, действуют легальные партии, профсоюзы, другие общественные организации»[6]. Требование законности, т.е. неуклонного исполнения норм права, было выдвинуто буржуазией в период ее борьбы за политическое господство в качестве важнейшего принципа демократического правления. Буржуазные конституции ликвидировали сословные и феодальные привилегии, провозгласили гарантии свободы личности, установили основы парламентаризма, новой судебной системы. Посредством права государство провозгласило формальное равенство всех перед законом, закрепило такие принципы, как разделение властей, верховенство закона, независимость суда и подчинение его только закону, положение о том, что нет преступления и наказания, не предусмотренных в законе, ввело целый ряд прогрессивных демократических институтов (свобода забастовок, всеобщее избирательное право и т.д.).

Основными признаками демократического режима являются:

  • обеспечение (гарантированность) широкого спектра демократических прав и свобод в обществе (в том числе свободы слова) и признание приоритета прав личности; равенство наций;
  • демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия (гарантии широкого участия населения в формировании органов государственной власти и осуществления контроля за их деятельностью);
  • конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);
  • демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти;
  • наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность (в том числе юридическая) должностных лиц;
  • политический плюрализм и идеологическое многообразие; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; реальное обеспечение многопартийной системы и независимости средств массовой информации;
  • признание многообразия форм собственности и их защита.