Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.(Авторитет или власть ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В управленческой сфере способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста.

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

При назначение на руководящую должность подразумевается передача руководителю всей полноты власти. Иногда кажется, что разумного применения статуса руководителя предприятия, имеющейся у него власти и влияния вполне довольно для эффективного управления. Но в жизни все бывает сложнее, ведь руководитель организации должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным профессионалом, и воспитателем, и авторитетным судьей — иначе говоря, он должен быть лидером. В современной России лидерство является обязательным качеством отличного менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Очень часто лидерами становятся благодаря личным качествам, независимо от должности в служебной лестнице. В нынешних условиях современного уровня конкурентной борьбы, вопросы использования власти и лидерства выходят на первые позиции.

Объектом для исследования становится российский менеджмент. Предмет исследования – лидерство и авторитет в системе менеджмента.

Таким образом, нам видно, что проблемы, которые стоят перед управленцем в плане соотношения лидерства и авторитета действительно сложны и неоднозначны, поэтому тема курсовой работы «Авторитет и лидерство в системе менеджмента» - актуальна и очень значимая тема в настоящее время для нас.

Объектом исследования является российский менеджмент. Предмет исследования – Авторитет и лидерство в менеджменте.

Целью в данной курсовой работе является изучение лидерства и авторитета в системе менеджмента.Моей целью были поставлены следующие задачи:

дать характеристику понятия как-авторитет

рассмотреть сущность и значение власти

раскрыть смысл авторитета в системе менеджмента


дать характеристику лидеру

выявить роль лидера в системе менеджмента

найти отличия лидера от менеджера

дана характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ООО «Роза Ветров»

представлено совершенствование лидерства,укрепление авторитета в системе менеджментаООО «Роза Ветров».

поставленные задачи обусловили структуру и содержание данной курсовой работы

При написании курсовой работы была использована учебная литература под редакцией следующих авторов:

А.А. Грицанов, Э.Гроув , В.Л. Абушенко ,А.А. Владыкин, Д. Гоулман, Р.Гоффи, Г.Джонс ,Г.М. Евелькин, А.Т.Зуб, С. Касаткин , Н.Б. Кириллова ,Стивен Р.Кови, Д. Коттер, В. Летуновский , Д. Лаури, Д. Максвел, О.Д.Проценко ,Г.Н. Соколова, О.В. С.Г.Смирнов, Терещенко, Э. Фромм, В.Ф.Халипов Р. Хейфец , В.П. Шейнов, Беннис У.

1. АВТОРИТЕТ ИЛИ ВЛАСТЬ

Власть, конечно, это игра азартная и без правил. Но власть в отличие от денег интересна не сама по себе, а только вместе с реакцией окружающих. Власть - это тщеславие. Политика должны либо любить, либо бояться. Но в любом случае - уважать и боготворить! Зачем добиваться власти, если точно знаешь, что в истории останешься трусливым приспособленцем, капитулянтом, рохлей, слабаком. Если тебя вспомнят не за то, что ты сотворил, а за то, что натворил. Неинтересно! Вкусно есть и долго спать проще без всякой политики. Тысячи людей это вовремя понимают и в политику не лезут. Но вот у нас, увы, некоторые выбирают себе политику в качестве бизнеса. Сергей Лукьяненко «Черновик» [[1]]Высокий уровень профессиональных знаний, безусловно, увеличивает шансы любого менеджера на успешную деятельность. Однако существуют некоторые другие не менее важные факторы, которые оказывают весомое влияние на управленческую деятельность менеджера. В связи с чем, к этим факторам можно определенно отнести авторитет руководителя. Его отсутствие вызывает массу сложностей во взаимоотношениях с подчиненными. И напротив — авторитетный менеджер не имеет проблем коммуникации и сравнительно легко реализует стоящие перед коллективом задачи.

Авторитет - (от лат. Auctoritas - власть, влияние) значимость, которой обладают индивиды, общественные группы, социальные институты и организации, не нуждающиеся в постоянном её подтверждении, в её доказательстве на деле.Носитель авторитета обладает определенным набором свойств и качеств, которые сами по себе обрели широкое общественное признание[2].Такое положение побуждает окружающих добровольно и охотно соподчиняться авторитетному человеку, приоритетно общаться, подражать и учиться у него в отличии от необязательных, принудительного общение и обучения в формальных, должностных структурах.


Авторитет - высший неформальный статус человека, основанный на признании и высокой оценке его личностных качеств, поведения и действий в соответствии сложившимися в данной ситуации ценностными ориентациями людей, вызывающий у окружающих повышенную благожелательность, уважение и побуждающий к добровольному соподчинению, приоритетному общению, подражанию и стремлению научиться[3].С различными проявлениями лидерства , влияния и власти каждый из нас сталкивается постоянно- на работе, дома, в школе или вузе.При этом в триаде «лидерство-влияние-власть» первая и третья составляющее наиболее зримы и значимы.[4]

Феномены власти чрезвычайно сложны, основываются они на повсеместно встречающейся ситуации социального конфликта, возникающего из-за несовместимости целей различных людей или средств их достижения.[5] Власть и неравенство её распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен пораждали столько толкований, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызвало какое - либо другое явление. Власть рассматривается как фундаментальное, объединяющее все социальные науки понятие, аналогичное понятию энергии в физике.

В своих главных значениях власть - это способность, право и возможность тех или иных лиц, органов, организаций, систем распоряжаться кем- либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность конкретных людей, их общностей и институтов с помощью различных средств - права, авторитета, воли, принуждения.[6]

Власть начальника над подчиненными – это только одна сторона власти – видимая сторона. Но есть и другая – власть подчиненных над начальником. Ведь руководитель зависит от подчиненных в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчиненные, способности подчиненных выполнять работу, неформальных контактов. Следовательно, власть – процесс двусторонний, поэтому эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчиненными в разумных пределах, достаточных для достижения целей, и не вызывающих их непокорности.

Таким образом, власть есть потенциальная или реальная возможность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние. Умение распоряжаться властью предполагает знание её источников, политической структуры организации, социальных ролей и взаимоотношений групп и отдельных субъектов, их интересов, а также понимания стратегии и тактики, с помощью которых власть приобретается и удерживается.В этой трактовке примыкают определения, даваемые в научных трудах выдающихся социологов , психологов , философов:


Социолог М. Вебер : «Власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается»[7]

Философ Б. Рассел : «Власть может быть определена как достижение намеченных эффектов»[8]

Психолог К.Левин: «Власть b над a можно определить, как отношение максимальной силы воздействия b над a…к максимальному сопротивлению со стороны»[9]

Когда харизматичный лидер уже создал уже субъективные условия для общих действий и сплотил большое число людей, ему необходимо найти способ, как побудить их принять его господство в законном порядке.На первом этапе имеет место признание «надчеловеческого» и «сверхъестественого» дара вождя, выполняющего чрезвычайную миссию.Оно может стать основанием для признания его легитимности, вместо того , чтобы быть его следствием.Тот кто удерживает власть в силу своей харизмы, удерживает ее благодаря потребности тех, кем он управляет.[10]На втором уровне господства приобретает тип легитимности, которая покоится на традиции, на приверженности обычаям и идеям, принятым большинства людей.

Авторитет реализуется в управлении как совокупность полномочий, компетентности и лидерства. С помощью власти распределяются и перераспределяются ресурсы, а действия членов организации направляются на достижение общей цели. Она выступает как мощное средство интеграции и координации их деятельности, экономящее издержки, связанные с их осуществлением.

1.1 ВИДЫ АВТОРИТЕТОВ

Как уже было отмечено, добровольное соподчинение основанное только на уважении.То есть хочу - подчиняюсь, хочу - нет, причем безо всякого опасения за возможное наказание.Соответственно, преобладающие формы и методы достижения соподчиненности- просьба, пожелание, намек, похвала и сопутствующие им убеждения.[11] Во многих случаях властные воздействия подписываются несколькими источниками власти. Таковыми являются, к примеру, обучение, просвещение, воспитание, ободрения учителя.[12]В результате такого соподчинения вокруг авторитета образуется своеобразная аура, сообщество единомышленников как неформальная структура.Эффективное управление персоналом во многом зависит от способности руководителя оказывать влияние на подчиненных, направляя их усилия на достижение стратегических целей организации.Прежде всего необходимо стойкое желание и стремление стать авторитетом.[13]


Итак давайте рассмотрим несколько видов авторитета;

Формальный - связанный со статусом руководителя, приобретенный или заслуженный - связанный с его непосредственной деятельностью руководителя и результатами работы подразделения, организации.

При формальном авторитете степень влияния руководителя на подчиненных может быть незначительной в силу действия ряда факторов, а именно:

неспособность влиять на подчиненных, недостаточное умение обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение;

отсутствие навыков руководства, практических способностей добиваться результата от работы подчиненных;

недостаточное понимание особенностей управленческого труда, мотивации работников, негуманные и неуместные представления о роли руководителя;

низкая способность формировать эффективный персонал, неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп в подразделении;

неумение обучать подчиненных, отсутствие желания помогать другим, развивать и расширять свои возможности;

недостаток творческого подхода, отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение их использовать;

Приобретенный или заслуженный авторитет основывается на поведении руководителя.Но при совпадении мнений обеих структур, когда избранный или назначенный начальник пользуется также заслуженным авторитетом, коллектив становится по настоящему сплоченным и приобретает повышенную функциональность.[14]

Однако сделаем выводы, авторитетным в коллективе можно стать только при совпадении положительных личностных оценок, достаточно большой группы или сообщества сотрудников неформальной структуры;

Также давайте немного разберем способы достижения власти, так как главным аспектом является авторитет; главное отличие власти полномочий от власти авторитета заключается в способе , которыми они достигаются.

Власть - авторитет - это способность индивида побуждать, убеждать, увлекать других на достижение намеченных им целей.Это прежде всего влиять на других.Это своего рода вознаграждение со стороны тех , кто станет подчиненным и последователем.Еще одна особенность власти - авторитета состоит в ее способности выстоять перед полномочиями и авторитетом других людей. Власть - авторитет бывает более желанной, чем власть - полномочия.[15]

Наиболее распространенный - авторитет должности, который предполагает проявление уважения к занявшему тот или иной пост человеку, вне связи с тем, нравится он или нет. Если есть неформальный авторитет, то должность усиливает его, если же нет, управлять людьми становится намного сложнее. На мой взгляд, несколько могут различаться авторитет избранной и назначенной должности, а также авторитет собственника - руководителя фирмы.[16]Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху, в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет).Он тоже влияет неформальный авторитет, и, осознавая это, большинство людей стремятся получить престижную профессию.Важный аргумент в пользу различения работы менеджеров и лидеров приводит Э. Гуров , президент знаменитой корпорации «Интел». Он считает, что в настоящее время в прослойку менеджеров среднего звена должны быть включены люди, непосредственно не надзирающие за работой других, но даже при отсутствии жестко установленных организационных полномочий оказывающее влияние на работу остальных.Эти менеджеры являются источником знаний, мастерства и искусства работать для людей, которые окружают их в организации.[17]Значение имеют также: авторитет места работы - несомненно , авторитетность организации распространяется и на неформальный авторитет . То есть чем выше авторитет место работы, тем уважительной люди относятся к сотруднику этой организации.Авторитет учебного заведения - если человек получил образование в крупном и известном учебном заведении, это поднимает его авторитет, так как качество обучения в них, заметно выше, чем в провинциальных.Авторитет места проживания - как правило , для всей страны наиболее авторитетны люди, проживающие в столице или крупных мегаполисах, поскольку именно этих городах наибольшее сосредоточение культурных и материальных ценностей, и вольно и невольно к ним сопричастны их жители.[18]Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует и управлению конфликтами и стрессами.Не забывайте также об - авторитете профессии или, как больше утвердилось сегодня , ее престиже.В практической деятельности правильное использование власти может заключаться в том, что руководитель применяет самые разные ее формы. Например, в одном случае он категорично требует от подчиненных выполнения задания; в другом же – пытается убедить их в том, что выполнить задание целесообразно; в третьем – может обещать работникам вознаграждение за качественно и быстро выполненное задание. Отношения между работниками и начальством должны быть гибкими и разнообразными. Хороший руководитель и авторитарен, и демократичен, и либерален одновременно; назвать руководителя авторитарным, демократичным или либеральным мы можем только в том случае, если он предпочитает использовать свою власть только одним определенным образом.