Файл: Системный подход при анализе потенциала организации (Суть системного анализа в исследовании организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) применить передовые навыки других предприятий;

7) проанализировать необходимые сведения для адаптации избранной эталонной модели к требованиям рассматриваемого предприятия.

По мере системного анализа находятся следующие свойства:

1) роль этого предприятия в отрасли;

2) ситуация производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

3) производственная структура предприятия;

4) система управления и её организационная структура;

5) особенности взаимодействия организации с поставщиками, потребителями и вышестоящими институтами.

6) инновационные нужды;

7) формы и методы стимулирования и заработной платы сотрудников.

То есть, системный анализ начинается с уточнения либо формулирования целей конкретной системы управления и исследования критерия эффективности, который должен выражаться в виде определенного показателя. Как правило, большинство предприятий являются многоцелевыми. Много целей вытекает из особенностей развития организации и его фактического состояния в конкретный период времени, а также внешнего состояния окружающей среды.

Четкие и грамотные цели развития организации являются основой для системного анализа и формирования программы анализа.

Программа системного анализа включает вопросы, подлежащих исследованию и их приоритетность. К примеру, программа системного анализа включает следующие разделы:

- анализ в целом;

- анализ характера производства и его технико-экономическое описание.

- анализ структурных подразделений предприятия, выпускающих продукцию — основные подразделения;

- анализ дополнительных и обслуживающих подразделений;

- изучение системы управления организацией.

Каждый раздел программы - это самостоятельное исследование и начинается с установки целей и задач исследования. Этот этап работы представляется наиболее важным, так как от него зависит ход проведения разработок, выбор приоритетных задач и в итоге реформирование определенной системы управления.

Первоочередной задачей системного анализа служит определение глобальной цели становления организации и целей функционирования. Обладая конкретными, четко сформулированными целями, можно выявить и проанализировать причины способствующие либо препятствующие скорейшему свершению этих целей:

1.1. Внедрение новой техники.

1.2. Совершенствование организации производства;.


1.3. Совершенствование системы управления.

Получив указанные подцели, необходимо изучить и проанализировать факторы, способствующие их свершению.

Следует иметь в виду, что для исследования организации на основе системы задач необходимо выявить и сформулировать комплекс всех целей функционирования на всех уровнях системы управления. В этом случае дерево целей окажется наиболее полным. Главная цель такой структуризации определяется тем, что довести цель до конкретного подразделения и исполнителя. Данное является залогом успешного осуществления функциональной стратегии организации.

1.3 Ключевые подходы в системном исследовании

Как отмечалось ранее, при системном подходе важное значение получает изучение характеристик предприятия как системы, т.е. характерных черт входа, процесса и характеристик выхода.

В случае системном подходе на основе маркетинговых разработок сначала исследуются стандарты выхода, т.е. товары или услуги, а конкретно, что производить, с какими признаками качества, с какими затратами, для кого, когда продавать и с какой стоимостью.

Далее определяют параметры входа, то есть исследуется потребность в ресурсах, определяемой после детального рассмотрения организационно-технического уровня рассматриваемой организации и параметров внешней среды. И наконец, не менее серьезное значение приобретает исследование параметров процедуры, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На данном этапе, в зависимости от предмета исследования, рассматривается производственная методика, либо технология управления и факторы и пути ее развития.

Таким образом, системный подход дает возможность нам комплексно провести оценку любую производственно-хозяйственную деятельность и работу системы управления на уровне определенных характеристик. Это поможет анализировать произвольную ситуацию в пределах отдельной системы, выявить характер вопросов входа, процесса и выхода. Использование системного подхода позволяет лучшим образом организовать процесс вынесения решений на всех уровнях в порядке управления.

Комплексный подход подразумевает учитывать при анализе как внутреннее, так и внешнее окружение организации. Это означает, что нужно учитывать не только внутренние, но и внешние обстоятельства — экономические, геополитические, общественные, демографические, экологические и др. Факторы — существенные аспекты при анализе предприятий и, к сожалению, учитываются не всегда. К примеру, часто социальные вопросы при проектировании современных организаций не учитываются или откладываются. При внедрении новейшей техники не всегда принимаются во внимание данные эргономичности, что приводит к усилению утомляемости рабочих и в итоге — к снижению производительности. При формировании новых трудовых обществ должным образом не предусматриваются социально-психологические аспекты, в частности, трудности мотивации труда. Можно утверждать, что комплексный подход служит необходимым условием в процессе решения задачи анализа собственно производственных процессов, внедрения, эксплуатации и снятия продукции с производства.


Такая согласованность данных по стадиям жизненного цикла товара позволяет устройство управления, обеспечивающую оперативность и гибкость регулирования.

Интеграция по вертикали - это объединение юридически самостоятельных предприятий для лучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объединением стараний людей, во-вторых, созданием современных научно-экспериментальных баз, внедрением современных технологий и нового оборудования. Это, в свою в то же время, создает условия для улучшения отношений по вертикали между федеральными, государственными органами управления и отдельными институтами, особенно в производственной и социальной областях деятельности.

Такая интеграция гарантирует наилучший контроль и регулирование по мере реализации новых указов, решений и другой регламентирующей документации. Интеграция позволяет организациям вспомогательные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет увеличения сотрудничества. Появляется большой простор для развития и внедрения последних идей, выпуска более качественного товара, оперативность в реализации принимаемых решений.

Сущность ситуационного подхода определяется тем, что побудительным мотивом к осуществлению анализа являются определенные ситуации, широкий диапазон которых сильно влияет на эффективность управления. В случае таком подходе система управления в зависимости типа ситуаций может изменять любую из своих характеристик. Предметами анализа в данном случае могут быть:

- структура управления, которые зависят от ситуации и на основании проведенных больших расчетов выбирается структура регулирования с преобладанием либо вертикальных, или горизонтальных связей;

- методы регулирования.

- стиль руководства, который зависит от профессионального уровня, численности и личностных качеств работников выбирается стиль руководства, направленный либо на задачи, либо на человеческие взаимоотношения.

- внешнее и внутреннее окружение организации;.

- стратегия развития предприятия

- технологические особенности производственной процедуры [16, C. 66].

Маркетинговый подход предусматривает проведение исследования организаций на основе результатов маркетинговых тестов. Главной целью при подобном подходе является направленность управляющей системы на потребителя. Реализация поставленных целей требует в первую очередь совершенствования деловой стратегии предприятий, цель которой обеспечить собственной организации устойчивое конкурентное приоритет. Маркетинговый анализ призван найти эти конкурентные преимущества и обстоятельства их определяющие.


Как показала практика осуществления исследований, к таким факторам относятся: качество продукции либо услуг; качество управления самой фирмы; маркетинговое качество, т.е. характерная черта товара соответствовать потребности населения.

При этом важно принимать в расчет конкурентную позицию, т.е. позицию изучаемой организации в отрасли на этот период времени, поскольку конкуренция — мероприятие дорогостоящее, и рынок отличается высокими входными барьерами.

Проще говоря, значение маркетингового принципа в том, чтобы гарантировать организацию всеми необходимыми сведениями, знание которых позволит удержать и сохранить конкурентную позицию в отрасли.

Инновационный подход основывается на умении организации реагировать на изменения, диктуемые средой. Это касается внедрения инноваций, новых технических решений, возобновления производства новых изделий и услуг для наилучшего удовлетворения нужд рынка сбыта. Залог эффективного функционирования любой организации в том, что она обязана идти не только вместе с техническим прогрессом, но и опережать его.

Введение инноватики тоже требует предоставления системного анализа, а непосредственно возможностей организации для внедрения какого-либо новшества. Процесс анализа в случае инновационном подходе очень сложен и охватывает все стадии жизненного цикла товара.

Рассмотрим стадии:

1). Анализ возможности ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Тут необходимо определить, обладает ли данная организация необходимыми финансово-экономическими ресурсами, поскольку расходы на выработку инновационных идей и их внедрение все интенсивнее увеличиваются. Как правило, финансирование выполняется инвестиционными компаниями, частными и муниципальными фондами, при этом финансируется установленный проект или новая научная мысль.

Финансирование осуществляется в несколько пунктов; сначала прикладные исследования, далее опытные разработки и на заключительном этапе — процесс финансирования массового производства. Выявление надежных финансовых инвесторов носит немаловажное значение, так как, наукоемкое производство таит в себе крупную неопределенность. Многие новшества не доходят до массового производства из-за того, что не принимаются рынком, и экономический риск здесь достаточно велик.

На этой стадии, кроме того, необходимо уточнить, имеется ли в команде работников специальная группа людей, которая станет заниматься разработкой и продажей инновационных проектов и какова их профессиональное обучение.


2). Анализ вероятности внедрения в производство итогов НИР и ОКР. Здесь следует установить техническую, организационную и экономическую необходимость внедрения новой техники или технологии.

3). Анализ вероятности вывода нового товара на рынок. Особую роль тут должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить условия рынка, природу продукции подобного вида, пользующейся спросом, определить, где она осуществляется и в каком объеме [15, C 91].

Немаловажную роль исполняет и собственная конкурентная позиция. Непосредственно на этой стадии анализа обязана в наибольшей степени проявить себя конкурентная стратегия предприятия, от которой зависит продолжительность существования товара — от первых продаж до удовлетворения спроса и ухода с рынка.

В случае инновационного подхода необходимо помнить: чтобы благополучно конкурировать на рынке, нужно дать возможность изобретателям конструировать новые вещи, легко творить и доводить свои изобретения до удачной реализации. Для этого команде изобретателей нужна определенная свобода творчества: возможность принимать решения и соответствовать конечным результатам. Управление предприятия должно быть направлено на инициативу и предприимчивость изобретений.

Суть нормативного подхода заключается последующем: анализ любой системы управления для ее совершенствования сопряжен с учетом совокупности важнейших норм, которыми руководствуется в своей практике аппарат компании. Это и установленные для любой отрасли нормативы, например формы управляемости и нормативы, разрабатываемые проектировщиками. Нормативы могут обладать целевой, функциональной и социальной ориентацией. К целевым нормативам относится все то, что гарантирует реализацию поставленных перед предприятием целей. Это, прежде всего, данные качества продукции, ресурсоемкость товара, эргономические показатели, показатели прочности, а также технический уровень производственных процессов.

К функциональным нормативам относится качество и оперативность проработки планов, организованность подразделений, оперативный учет и осуществление учета, строгое распределение обязанностей в каждом структурном подразделении предприятия.

Нормативы в социальной области должны обеспечить оптимальные условия в целях специального развития коллектива. Сюда следует включить показатели стимулирования и защиты труда, показатели обеспеченности сотрудников необходимыми техническими активами для успешной работы. Сюда, кроме того, относится необходимость систематического роста профессионального, мотивация, правовые и экологические нормативы. Cледовательно, нормативный подход в процессе анализа требует учета совокупности нормативов при управлении источниками, процессом и продуктом. Чем больше научно обоснованных норм по всем аспектам деятельности предприятия, тем скорее придет выигрыш в достижении поставленных целей.