Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Специфика построения организационно-управленческих структур предприятияи
1.1. Предприятие как сложная экономическая система
1.2. Виды организационных структур управления
2. Анализ организационной структуры управления предприятия АО «ЯМЗ»
2.1. Недостатки организационной структуры управления предприятия АО «ЯМЗ»
2.2. Возможные изменения организационной структуры управления предприятия АО «ЯМЗ»
3. Совершенствование организационной структуры управления АО «Ясногорский машиностроительный завод»
3.1. Использование функционально-стоимостного метода в системе управления
3.2. Совершенствование организационной структуры отдела маркетинга
Введение
Процесс построения структуры системы связан с определением границ системообразующих элементов, их связей, а также с функциональным описанием самих элементов, получаемых из характеристик и потребностей системы в целом. Основным достоинством организационной структуры является непротиворечивость и высокая степень согласованности распоряжений, полная ответственность руководителя верхнего уровня за принятое решение и результаты работы, это и определяет актуальность темы курсового проекта.
Отметим далее, что в число рамочных ограничений обычно включают требование "самовыживания", то есть сохранения целостности и функциональности управляемой подсистемы. К сожалению, даже это требование может быть снято при рассмотрении управления кризисами. К примеру, если рассматриваемая система представляет собой отряд бойцов на переднем краю обороны, то требование выживания каждого бойца по отдельности или отряда в целом отступает на второй план по сравнению с требование безусловного выполнения поставленной задачи.
Цель работы: изучить построение организационных структур.
Задачи работы:
1. Изучить специфику построения организационных структур управления организации;
2. Изучить организационную структуру управления АО “ЯМЗ”
3. Провести совершенствование организационной структуры управления АО “ЯМЗ”.
Объект исследования – Открытое акционерное общество “ Ясногорский машиностроительный завод ”.
Предмет исследования – организационная структура управления предприятием АО “ЯМЗ”.
1. Специфика построения организационно-управленческих структур предприятияи
1.1. Предприятие как сложная экономическая система
Основной формой организации предпринимательства является предприятие. Предприятия – экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации. Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.
Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая;
• самостоятельно принимает решения;
• реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
• стремится к получению дохода и реализации других целей.
Предприятие является коммерческой организацией, т.е. организацией, нацеленной на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и другие типы предприятий. [5, c.121]
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам. Классификация по виду и характеру деятельности. Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее – по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.). Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например: коммерческие организации, средства массовой информации.
Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются в основном для удовлетворения потребностей и интересов учредителей, определенных групп людей. Например: профсоюзы, церковь, политические партии.
Организация рассматривается как группа людей с общими целями (первый переменный фактор).
Цели
Рис.1. Цели – конечные состояния организации
Того, что люди не могли бы добиться порознь, они достигают в организации, которую, таким образом, можно рассматривать как средство достижения цели. Как известно, цели — это конкретные конечные состояния или искомые результаты группы людей, организованных определенным образом.
Важной ситуационной переменной является структура организации (второй переменный фактор).
Структура
Рис.2. Структура – внутренняя переменная
Цели
Под структурой организации понимают количество, состав ее подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Структура устанавливает такие взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации. Этому способствует специализированное разделение труда.
Характерной особенностью специализированного разделения труда является то, что данная работа закрепляется за специалистами, т. е. теми, кто способен ее выполнять лучше других. Так, труд разделен между экономистами, технологами, механиками, энергетиками и др. При производстве любого механизма работа разделяется на многочисленные малые операции, что тоже представляет собой конкретную специализацию труда.
Каждый руководитель имеет в своем подчинении определенное количество людей, что представляет собой его сферу контроля. Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Если руководитель контролирует большое количество подчиненных, то это широкая сфера контроля. Она дает плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется немного людей, то это узкая сфера контроля, при которой функционирует многоуровневая (или высокая) структура управления (рис.3, организация А). Большие организации с плоской структурой имеют небольшое число уровней управления (рис.3, организация Б).
Нельзя говорить о лучшей или худшей сфере контроля. Не определяет она и величины организации. Высокая и плоская структуры могут сложиться в разных по величине организациях. Организации с широкой сферой контроля могут иметь высокую и плоскую структуры. Так, например, завод «Гомсельмаш» и трест ресторанов имеют высокую структуру управления, несмотря на огромные различия и цели их деятельности. «Гомсельмаш» со сферой влияния на несколько тысяч работающих имеет пять уровней управления. Столько же уровней имеет армейская рота численностью 100 человек.[7, c.89]
Поскольку в крупных современных организациях работа четко разграничена по горизонтали и вертикали, то возникает крайняя необходимость в создании формальных механизмов координации деятельности уровневых подразделений и по соподчиненности. Такая координация обеспечивает не только интересы подразделений, но и организации в целом.
Рис.3. Высокая и плоская структуры управления организациями
Важное место в технологии занимают стандартизация и механизация, которые значительно снижают издержки производства и ремонтных работ, так как предполагают использование машин и механизмов вместо людей. Применение в производстве стандартных узлов, замена людей механизмами и использование конвейерных линий изменили служебные обязанности менеджеров, что в свою очередь повлияло на сущность управления производством.
Рис.4. Взаимосвязь технологии, заданий, цели и структуры
Технология
Цели
Структура
Задания
(операции)
Мощным внутренним переменным фактором управления являются люди (пятый переменный фактор). Человеческая переменная рассматривается в управлении в трех направлениях: поведение людей (отдельных людей, людей в группах, руководителя), менеджер в роли лидера, влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп. На индивидуальное поведение человека и его успешную деятельности оказывает влияние множество факторов. Среди них ведущее место занимают потребности людей, их умственные и физические способности, ценности, взгляды, притязания. [9, c.67]
1.2. Виды организационных структур управления
Организационная структура управления предприятием отражает сложившееся внутри него разделение ролей и видов деятельности, объединение их в рамках различных подразделений, интеграцию этих подразделений в единое целое. Исходной точкой построения такой структуры является проектирование работы. В организации может использоваться система автономных работ, вахтовая форма труда, различные модульные или бригадная формы организации труда.
Выделяют несколько типов организационных структур управления персоналом, каждая из которых отражает определенный подход. Чаще всего упоминаются элементарная, линейная и функциональная структуры. Элементарная организационная структура управления персоналом отражает двухуровневое, разделение, которое может существовать в небольших организациях или в различных отделениях и филиалах крупных организаций. При такой структуре управления персоналом выделяются верхний уровень (руководитель) и нижний уровень (исполнитель) (рис.5).
Рис.5. Элементарная организационная структура управления персоналом
Для элементарных организационных структур характерно то, что они позволяют работникам быстро принимать решения, оперативно реагировать на изменения во внешней среде и обеспечивать неформальный подход к мотивированию и контролю за деятельностью персонала. Это, несомненно, дает организации определенные преимущества. [14, c.131]
Линейная организационная структура управления персоналом предполагает относительную автономность в работе и в целом характеризуется простой одномерностью связей (только вертикальные связи), возможность самоуправления. Поэтому она широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях, семейном или мелком бизнесе (рис.6).
Рис.6. Линейная организационная структура управления персоналом
Такой подход к группированию работ и людей применяется обычно тогда, когда выполняемые работы однотипны, а люди не дифференцируются по специальностям. В средних и больших организациях линейное деление дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях). Как только работы начинают специализироваться, возникает необходимости перехода к другим типам организационных структур.
Функциональная организационная структура возникает там, где появляются функциональное разделение труда и функциональная специализация. Это наиболее часто встречающийся тип организационной структуры. Как только отдельные функции (например, планирование поступления специалистов, оплата труда и тарифная политика, социальное развитие) получают организационное закрепление, так сразу в организации складывается организационная структура управления персоналом, увязывающая эти подразделения в единое целое и устанавливающая связи подчинения (рис.7.).
Рис.7. Функциональная организационная структура управления персоналом
Функциональные организационные структуры управления персоналом позволяют высшему руководству сосредоточиться на стратегических вопросах, создают благоприятные условия для достижения высокой эффективности за счет специализации. К их недостаткам относится то, что они способствуют возникновению своеобразных организационных перегородок между сгруппированными работами, а также развитию преимущественно вертикальных связей, которые требуют создания дополнительных координирующих органов. Переход от традиционных структур к структурам нового типа во многих американских компаниях вызвал необходимость перестройки системы управления трудом всех категорий работников. Базовым структурным элементом такой системы становится не отдельная функция или вид деятельности, а многофункциональная команда или группа, которая должна отвечать за удовлетворение всего набора запросов потребителей и требований рынка (рис.8.).