Файл: Основные теории о происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве вывода хотелось бы добавить, что внутренние функции играют огромную роль в жизни государства. Реализуя свои функции внутри страны, государство и власть непосредственно взаимодействуют с государственными органами, с социальными группами, решают важные для каждого государства экономические, политические, социальные, культурные и другие проблемы.

Исходя из сущности внешних функций, следует отметить необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества государства с другими государствами, поддержание и осуществление всеобщего мирного положения, улучшение окружающей среды на планете.

Через осуществление данных функций можно увидеть различные интересы общества данного государства, его направленность.

Несмотря на обстановку в стране, на исторический период, любое государство должно поддерживать и развивать свои функции, обеспечивать удовлетворение своих потребностей.

2.2 Признаки государства

Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства[14], которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций.

1. Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.

2. Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным.

3. Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей.

Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно.

4. Право. Право – система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.


5. Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы.

Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер.

В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения – санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.

6. Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.

7. Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.

8. Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет – это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним.

Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами.

В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам.

Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны.

2.3 Роль и значение государства в жизни общества

В назначении и роли государства всегда переплетаются узкоклассовые или групповые интересы экономически и политически господствующей верхушки с интересами всего общества. В теории государства это положение приобрело статус аксиомы. Однако раскрыть диалектику указанных интересов в роли государства вообще, а тем более – конкретно – исторического типа, чрезвычайно сложно. В основном это объясняется двумя причинами.


Первая заключается в том, что в назначении государства отражается практически весь спектр многообразных интересов различных социальных слоев общества.

Ряд из них влияет на форму и осуществление государственной власти прямо, другие же – опосредованно.

Вторая состоит в динамичности, подвижности соотношения между главенствующими интересами, господствующих в обществе социальных сил. При этом обращает на себя внимание такая закономерность – усиление экономических и политических позиций одной из сторон приводит к ослаблению другой. Наиболее ярко, отмеченные причины сложного характера сущности государства, проявляют себя в рабовладельческом обществе. Здесь полнота власти, юридических прав и реальных возможностей реализовать свои интересы принадлежит экономически и политически господствующему классу – классу рабовладельцев. По этой причине в научной литературе доминирует мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях их жизни, принудительном характере труда, беззащитности любого из них от произвола. С нашей точки зрения такое утверждение чрезмерно категорично и страдает определенной поверхностностью. Оно не учитывает, что низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия – идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни и, несомненно, экономические методы — материальная заинтересованность раба в результатах своего труда. Как и любое иное ценное имущество, рабы были, в определенной степени, защищены и юридически. Все это указывает на большую, чем традиционно отмечается, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей в государственной деятельности снижается и доля в ней классового содержания. Подобное соотношение приводит к выводу, что анализ сущности «требует учета обоих начал». По нашему мнению такой анализ способен обеспечить более объективную точку зрения на данный вопрос. Наряду с этими, основными социальными факторами, прямо и непосредственно оказывающими влияние на формирование особенностей сущности государства, надо указать и на другие источники: религию, уровень развитости национального самосознания, специфика расово – этнической структуры народа страны. Эти факторы также оказывают влияние на важнейшие черты сущности государства. Но это виляние имеет свою специфику. Она выражается в том, что глубина и интенсивность их воздействия на сущность государства обуславливается конкретно – историческими особенностями места и роли данных факторов в общественной жизни. И в том случае, когда доминирующее положение в обществе занимает какой – либо один из них, можно говорить о приоритете религиозных, националистических или расово – этнических начал в сущности государства. В результате исследования природы государства в отмеченных плоскостях складываются и соответствующие подходы к её познанию.


В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства – Пакистан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами. В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, на самом деле проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интересы иных наций. В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие реакционные круги Южно – Африканской Республики проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. Таким образом, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Надо не упускать из виду и то, что в сущности государства, в зависимости от исторических условий его существования, на первый план, т.е. в положение ведущего социального фактора, может выходить любое из вышеназванных начал. Главная же, сущностная характеристика государства заключается в том, что «оно есть особый порядок организации (устройства) и применения власти, способный решать дела всего общества», а в чьих интересах (всего ли общества в целом или отдельных групп) – рассматривают применительно к конкретному государству во времени и пространстве.

Заключение

Таким образом, общество всегда интересовал вопрос о возникновении и развитии учений государства. Такое формирование это достаточно длительный процесс, который у всевозможных народов шел разными историческими путями.

Цивилизованным государство становится постепенно, причем оно изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Ряд теоретиков и ученых рассматривают происхождение государства в различных аспектах. Необходимо отметить, что до появления государственности у различных народов уже складывалось представление и сознание.


Различные факторы, а именно: поддержание общественного порядка, необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий, а также экономические предпосылки повлекли за собой создание условий возникновения государства[15]. Сформулировать определение «государство» достаточно сложно, ведь каждый автор учебника видит по-разному, но нельзя не отметить тот факт, где указываются основные структурные элементы данного понятия.

К таким содержательным элементам относят:

территорию, то есть пространство;

население – совокупность людей, проживающих на данной территории и обязательно власть, где сосредоточена функция управления.

В современном мире государство это организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом. Теории, породившие государство, стали возникать с развитием общественного сознания и политической мысли.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом правок, внесенных ФКЗ РФ о правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Специальная научная и учебная литература

  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. И. Абдулаев. – М.: Право, 2016. – 320 с.
  2. Бошно, С. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / С. В. Бошно. – М.: Эксмо, 2015. – 464 с.
  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Б. Венгеров – М.: Омега-Л, 2014. – 608 с.
  4. Гайков, В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Гайков. – М.: Феникс, 2016. – 704 с.
  5. Давыдов, Я. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Я. В. Давыдов. – М.: А-ПРИОР, 2016. – 244 с.
  6. Дмитриев, Ю. А. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Ю. А. Дмитриев, А. С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2017. – 768 с.
  7. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В.М. Капицын – М.: ИНФРА-М, 2017. – 322 с.
  8. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. В. Лазарев. – М.: Юрайт, 2015. – 640 с.
  9. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Я Любашиц. – М.: Феникс, 2016. – 303 с.
  10. Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Малько. – М.: Норма, 2017. – 640 с.
  11. Марченко, А. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2015. – 652 с.
  12. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: РИОР, 2014. – 528 с.
  13. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Л.А. Морозова. – М.: Норма, 2016. – 464 с.
  14. Нерсесянц, В. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Нерсесянц. – М.: Норма, 2016. – 832 с.
  15. Пиголкин, А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016. – 752 с.
  16. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. М. Рассолов. – М.: Юрайт, 2017. – 640 с.
  17. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Л.П. Рассказов. – М.: РИОР, 2016. – 475 с.
  18. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М.Б. Смоленский. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
  19. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / О.В. Старков. – М.: Дашков и К, 2017. – 372 с.
  20. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2016. – 334 с.