Файл: Основные теории о происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого, договорная теория происхождения государства содержит целый ряд недостатков. Она по своей сути она антиисторичная и механистичная. Антиисторичность проявляется в том, что некоторые свои постулаты, такие как заключение общественного договора и т.д., она представляет вне времени и пространства. Механистический характер выражается в том, что процесс образования государства данная теория рассматривает не как эволюционный процесс, не зависящий от воли человека, а как заключение общественного договора, в результате которого появляется государство.

В период расцвета договорной теории, она была важной доктриной, как научной, так политической и практической. Эта теория использовалась в борьбе с абсолютизмом , классом буржуазии. Она являлась идеологическим оправданием революционных выступлений и требований о соблюдении принципов демократии и равенства. В настоящее время данная теория превратилась в исторически и академически значимую теорию, круг распространения теории значительно сузился.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что государству свойственны свои особенности и концепции возникновения. С динамичным развитием общества стали формироваться различные теории происхождения государства.

Объединить все различные теории по данной проблематике невозможно, хотя в истории такие попытки существовали. Но необходимо отметить важность того, что каждая концепция по-своему раскрывает сущность исторического процесса развития, где авторы высказывают свою идеологическую позицию в соответствии с условиями, в которых они жили. Каждая теория несет свой особый смысл, и свои предпосылки, где есть и минусы и плюсы.

В обществе существовали, существуют и будут существовать по-прежнему вопросы по данной проблеме. А для того, чтобы ответить на них, были созданы различные теории происхождения государства, которые различны между собой.

Из этого следует, что такое разнообразие помогает выбрать наиболее характерную теорию для каждого индивида.

1.2 Понятие и сущность государства

С незапамятных времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»[5]. Несколько иного подхода придерживался известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[6].


В ХIX веке обширное распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный французский юрист Леон Дюги выдвинул четыре элемента, характеризующих государство[7]:

1) суверенную власть;

2) определенную территорию;

3) правительство;

4) совокупность человеческих индивидов.

Русский юрист Г.Ф. Шершеневич, в свою очередь, писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»[8].

Приведённое определение, на наш взгляд, достаточно точно отражающее отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие – к обществу, третьи – к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти.

Юрист Ф.Ф. Кокошкин утверждал: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»[9]. Тем не менее «форма общежития» – форма организации общества, является всего лишь одним из признаков, но не целым государством.

Большие сложности в формулировании определения государства привели к мнению о невозможности раскрытия содержания данного термина. К примеру, М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[10].

Ф. Энгельс, посвятив несколько лет соответствующим исследованиям, дал краткое, но достаточно конфронтационное толкование, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[11].

Взяв данное определение, В.И. Ленин привнёс в него некоторые изменения, указав: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[12].

Данные формулировки достаточно обширно использовались в научных работах, однако применять их можно только к таким государствам, где возникает значительная классовая напряженность, а продолжение политического противоборства может привести к разрушению общества. Другими словами, оба определения подходят к деспотическим и императивным государствам.


С опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: «Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок»[13].

Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность – это то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института.

Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе.

Другими словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого. Именно поэтому данный вопрос относится к довольно дискуссионным.

К примеру, приверженцы теории элит, которая получила своё распространение в XX веке, полагают, что народные массы неспособны осуществлять власть и заниматься делами общества, поэтому государственная власть должна принадлежать верхушке общества до той поры, пока существующую господствующую элиту не заменит иная. К теории элит примыкает и технократическая теория. Представители этой теории считают, что властвовать и управлять могут и должны профессионалы своего дела – управленцы и так называемые менеджеры. Только управленцы и менеджеры способны установить подлинные потребности общества и найти наилучшие пути для его развития.

Приведённые теории не лишены смысла, однако они обе страдают антидемократизмом, отрывая власть от народа и считая её выше народа.

Многие сторонники многообразных разновидностей демократической доктрины отталкиваются от того, что первоначальным носителем власти является народ, а государственная власть, исходя из своей сути, обязана быть подлинно народной, осуществлять всю свою деятельность в интересах и под непосредственным контролем народа.

Политическая власть может принадлежать только экономически господствующему классу, осуществляя свою деятельность в его интересах – такую точку зрения отстаивает марксистская теория. Отсюда вытекает классовая сущность государства как машины или орудия, используя которую класс, господствующий в экономической сфере, становится политически господствующим, осуществляет свою власть, которая никак не ограниченна законом, опираясь на силу и принуждение.


Однако абсолютно любое государство занимается социальными делами и защищает общественные интересы, что выражается, например, в борьбе с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями и преступностью.

Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам.

Данное соотношение неодинаково, оно меняется в зависимости от исторического периода. Что касается конкретно современного демократического государства, то оно в первую очередь служит всему обществу.

Глава 2. Признаки, функции и роль государства в жизни современного общества

2.1 Функции государства

Государство – это специфическая организация политической власти, суверенная и универсальная, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, обладающая территорией, аппаратом принуждения и взимающая налоги, для осуществления внутренних и внешних функций.

Исходя из общего определения государства, стоит выделить так называемые функции государства. Знание функций государства позволяет достаточно точно и в полном объёме определить стоящие перед обществом проблемы, выявить социальное назначение государства, а так же знать возможные пути решения и совершенствования проблем, связанных с государством и обществом.

В функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед ним. Цель – это то, к чему стремится государство, а задачи — это проблемная ситуация с явно и заранее поставленной целью. Так же задачи являются предпосылками функций государства. К примеру, если целью является построение правового государства, то одной из задач будет являться предоставление гражданам свободного доступа к источникам нормативно-правовых актов.

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним целей и задач, в первую очередь связанных с управлением делами государства.

Выделяют два основных вида функций государства. Это внутренние (основные направления деятельности государства по управлению жизнью и делами общества) и внешние (основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач). Но всё же отдельные авторы обращают внимание на то, что деление функций на внутренние и внешние в последнее время начало терять свою актуальность. Стали создаваться новые классификации функций, по так называемым сферам общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, экология, культура и т.д.).


Теперь стоит разобрать их по отдельности. Первая по своему виду – это внутренняя функция государства. Среди внутренних функций можно выделить так называемые охранительные функции – охрана природы и окружающей среды, обеспечение (охрана) правопорядка, экономическую, социальную, идеологическую, политическую и другие функции).

Разберём внутренние функции по порядку:

1) Охрана природы и окружающей среды – одна из относительно недавних функций, которая выдвинулась в последние десятилетия. Из-за агрессивного производства и отношения человека к природе происходит загрязнение вод и атмосферы в целом. Государство вынуждено бороться с этим, вводя различные штрафы за порчу окружающей среды, а так же должно устанавливать высокие налоги за выбросы негативных веществ в атмосферу (бензин и т.д.).

2) Экономическая функция имеет направленность, связанную с предотвращением кризисов экономики и нацелена на создание совершенствованной рыночной экономики, которая бы учитывала и согласовывала интересы производителей с потребителями.

3) Охрана правопорядка – считается наиболее важной и необходимой функцией любого государства, которая вытекает из потребностей общества. В демократических государствах на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, а так же и самого правопорядка.

4) Социальная – государство ставит перед собой задачи составления программ развития здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.

5) Идеологическая – государство занимается воспитанием членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности через образование, а так же СМИ.

6) Политическая – обеспечение условий деятельности других политических институтов, следит за порядком в обществе.

Внешними функциями государства традиционно являлись и по сей день являются (защита страны от нападения извне, введение захватнических войн, а так же обеспечение и ведение дипломатических отношений с другими странами).

В настоящее время с формированием единого мирового рынка активизируется межгосударственная взаимная торговля, которая направлена на поддержания и роста экономики каждой страны. Развивается коллективная безопасность, а так же создаются международные вооруженные силы, направленные на поддержание мира и порядка. Без реализации данной функции будущего у человечества нет.

Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.