Файл: Свойства и показатели качества (выбрать из ОКП ) товаров (ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Качество продукции на предприятии и пути его повышения
Методы определения качества продукции
1.2. Комплексный методы оценки качества
Глава 2. Анализ качества продукции АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
2.2. Управление качеством на АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
2.3. Организация -системы менеджмента качества на АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
Глава 3. Направления повышения качества продукции АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
Введение
Механизм управления качеством должен обеспечивать выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на многообразные условия и элементы, от которых зависит качество. Кроме того, он также должен учитывать действие разнообразных факторов, которые непосредственно преобразуют свойства исходного сырья, материала в комплекс свойств, необходимых для удовлетворения настоящей или потенциальной потребности. Такое разделение на факторы и условия, позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры от заданных по обеспечению нужного качества, выявлять причины, вызвавшие отклонения от заданных параметров качества, применять меры по устранению этих причин.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью российских предприятий выходить на конкурентоспособный уровень по качеству продукции.
Целью данной работы является изучение системы управления качеством на предприятии, а также разработка направлений повышения качества промышленной продукции.
Объектом исследования является одно из крупнейших предприятий алюминиевой промышленности ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ», входящее в состав группы СУАЛ.
Предмет исследования – система качества.
Задачами работы являются:
- определить теоретическое понятие «качество»;
- провести анализ системы качества на ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ»;
- обозначить направлении повышения качества.
Основу работы составляют исследования таких ученых как Э.Деминга, Парето, Исикавы, а также статистические методы качества.
В первой главе описываются методы определения качества продукции, во второй главе рассматривается экономическая характеристика АО Филиал «БАЗ-СУАЛ», приводится описание системы качества на предприятии, а также менеджмента качества. В третьей главе обосновываются направления повышения качества продукции.
Глава 1. Качество продукции на предприятии и пути его повышения
Методы определения качества продукции
Во второй половине ХХ столетия мир вступил в период, когда количественные показатели во многих областях жизни уступили место качественным. В особенности заметно смещение акцента с количества производимой продукции на ее качество. Во многом это обусловлено как истощением природных ресурсах и угрозой экологической катастрофы из-за загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства, так и использованием более совершенных технологий и более эффективных систем управления производством, позволяющих производить продукцию стабильно высокого качества.
Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государства в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.
Проблема качества остается самым важным фактором повышения уровня жизни, социальной, экономической и экологической безопасности жизни Качество - это одна из самых сложных и многоплановых категорий, с которой приходиться встречаться человеку в жизни.
В соответствии с существующей философией предпринимательской деятельности вся полнота ответственности за качество изготовляемой продукции и оказываемых услуг лежит на производителе. По мере развития производства изменялись формы и методы организации работ по качеству.
Если попытаться рассмотреть процесс формирования понятия «качество», то можно заметить, что первые попытки установить сущность качества были сделаны философами. Так, Аристотель (III в. до н.э.) определил качество как существенную определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом. По определению Гегеля(XIXв.) качество – это тождественная с бытием определенность. Можно привести еще немало определений, которые были даны различными учеными в ходе изучения качества. Однако, поскольку понятие «качество» имеет множество аспектов (философский, социальный, экономический, правовой), то в каждом определении превалирует один из его аспектов и ни одно из определений не обладает необходимой полнотой и точностью [18 с. 19].
Одной из основных проблем. Стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества [15с. 6].
Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (см. рис. 1.1).[1]
Рис. 1.1 – Пирамида качества
Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
В экономическом смысле понятие «качество» формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. Первоначально проверка качества предполагала определение точности и прочности.
1.2. Комплексный методы оценки качества
При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя [15 с. 33]. При этом может быть использована функциональная зависимость:
, (1.2)
где К – комплексный показатель качества продукции; n – число учитываемых показателей; bi–коэффициент весомости i-го показателя качества; ki – i-й показатель качества (единичный или относительный).
Рис. 1.1. Алгоритм расчета комплексного показателя качества
Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на рисунке 1.1.
Интегральный показатель качества продукции – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление, находится по формуле:
, (1.5)
Где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.); ЗС – суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты); 1/И – удельные затраты на единицу эффекта.
Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.).они определяются при помощи органов чувств (органолептические) и называются сенсорной характеристикой.
Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами. При применении дифференциального метода производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.
Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств. Регистрации, подсчете событий, выполнений вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.
ГОСТ 22851- 77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей количества по характеризуемым ими свойствам продукции:
- Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные. Бензсновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.
2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течении некоторого времени или наработки.
Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту.
Сохраняемости – свойство изделий и продуктов сохранять исправной и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.
3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).
4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).
5. Показатели технологичности свойства продукции, обусловливающие
оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. это показатели трудоемкости, материало- и фондоёмкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.
6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
7. Патентно-правовые показатели характеризуют обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).
8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.
9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой Госстандарта по безопасности труда, а также международными стандартами.