Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Специфика построения организационно-управленческих структур предприятияи

1.1. Предприятие как сложная экономическая система

1.2. Виды организационных структур управления

1.3. Варианты организационных структур служб управления в зависимости от вида, масштабов и возможностей организации

2. Анализ организационной структуры управления предприятия АО «ЯМЗ»

2.1. Недостатки организационной структуры управления предприятия АО «ЯМЗ»

2.2. Возможные изменения организационной структуры управления предприятия АО «ЯМЗ»

3. Совершенствование организационной структуры управления АО «Ясногорский машиностроительный завод»

3.1. Использование функционально-стоимостного метода в системе управления

3.2. Совершенствование организационной структуры отдела маркетинга

Заключение

Список использованных источников

Введение

Процесс построения структуры системы связан с определением границ системообразующих элементов, их связей, а также с функциональным описанием самих элементов, получаемых из характеристик и потребностей системы в целом. Основным достоинством организационной структуры является непротиворечивость и высокая степень согласованности распоряжений, полная ответственность руководителя верхнего уровня за принятое решение и результаты работы, это и определяет актуальность темы курсового проекта.

Отметим далее, что в число рамочных ограничений обычно включают требование "самовыживания", то есть сохранения целостности и функциональности управляемой подсистемы. К сожалению, даже это требование может быть снято при рассмотрении управления кризисами. К примеру, если рассматриваемая система представляет собой отряд бойцов на переднем краю обороны, то требование выживания каждого бойца по отдельности или отряда в целом отступает на второй план по сравнению с требование безусловного выполнения поставленной задачи.

Цель работы: изучить построение организационных структур.

Задачи работы:

1. Изучить специфику построения организационных структур управления организации;

2. Изучить организационную структуру управления АО “ЯМЗ”

3. Провести совершенствование организационной структуры управления АО “ЯМЗ”.

Объект исследования – Открытое акционерное общество “ Ясногорский машиностроительный завод ”.

Предмет исследования – организационная структура управления предприятием АО “ЯМЗ”.

1. Специфика построения организационно-управленческих структур предприятияи

1.1. Предприятие как сложная экономическая система

Основной формой организации предпринимательства является предприятие. Предприятия – экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации. Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.


Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая;

• самостоятельно принимает решения;

• реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

• стремится к получению дохода и реализации других целей.

Предприятие является коммерческой организацией, т.е. организацией, нацеленной на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и другие типы предприятий. [5, c.121]

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам. Классификация по виду и характеру деятельности. Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее – по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.). Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например: коммерческие организации, средства массовой информации.

Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются в основном для удовлетворения потребностей и интересов учредителей, определенных групп людей. Например: профсоюзы, церковь, политические партии.

Организация рассматривается как группа людей с общими целя­ми (первый переменный фактор).

Цели

Рис.1. Цели – конечные состояния организации

Того, что люди не могли бы добиться порознь, они достигают в организации, которую, таким образом, мож­но рассматривать как средство достижения цели. Как известно, це­ли — это конкретные конечные состояния или искомые результаты группы людей, организованных определенным образом.

Важной ситуационной переменной является структура организа­ции (второй переменный фактор).

Структура

Рис.2. Структура – внутренняя переменная

Цели


Под структурой организации по­нимают количество, состав ее подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Структура устанавливает такие вза­имоотношения уровней управления и функциональных подразделе­ний, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей орга­низации. Этому способствует специализированное разделение труда.

Характерной особенностью специализированного разделения тру­да является то, что данная работа закрепляется за специалистами, т. е. теми, кто способен ее выполнять лучше других. Так, труд разде­лен между экономистами, технологами, механиками, энергетиками и др. При производстве любого механизма работа разделяется на мно­гочисленные малые операции, что тоже представляет собой конкрет­ную специализацию труда.

Каждый руководитель имеет в своем подчинении определенное ко­личество людей, что представляет собой его сферу контроля. Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Если руково­дитель контролирует большое количество подчиненных, то это ши­рокая сфера контроля. Она дает плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется немного людей, то это узкая сфе­ра контроля, при которой функционирует многоуровневая (или вы­сокая) структура управления (рис.3, организация А). Большие ор­ганизации с плоской структурой имеют небольшое число уровней управления (рис.3, организация Б).

Нельзя говорить о лучшей или худшей сфере контроля. Не опре­деляет она и величины организации. Высокая и плоская структуры могут сложиться в разных по величине организациях. Организации с широкой сферой контроля могут иметь высокую и плоскую структу­ры. Так, например, завод «Гомсельмаш» и трест ресторанов имеют вы­сокую структуру управления, несмотря на огромные различия и цели их деятельности. «Гомсельмаш» со сферой влияния на несколько ты­сяч работающих имеет пять уровней управления. Столько же уров­ней имеет армейская рота численностью 100 человек.[7, c.89]

Поскольку в крупных современных организациях работа четко раз­граничена по горизонтали и вертикали, то возникает крайняя необ­ходимость в создании формальных механизмов координации деятель­ности уровневых подразделений и по соподчиненности. Такая коор­динация обеспечивает не только интересы подразделений, но и орга­низации в целом.

Рис.3. Высокая и плоская структуры управления организациями


Важное место в технологии занимают стандартизация и механиза­ция, которые значительно снижают издержки производства и ремон­тных работ, так как предполагают использование машин и механиз­мов вместо людей. Применение в производстве стандартных узлов, замена людей механизмами и использование конвейерных линий из­менили служебные обязанности менеджеров, что в свою очередь по­влияло на сущность управления производством.

Рис.4. Взаимосвязь технологии, заданий, цели и структуры

Технология

Цели

Структура

Задания

(операции)

Мощным внутренним переменным фактором управления являют­ся люди (пятый переменный фактор). Человеческая переменная рас­сматривается в управлении в трех направлениях: поведение людей (от­дельных людей, людей в группах, руководителя), менеджер в роли ли­дера, влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп. На индивидуальное поведение человека и его успешную деятель­ности оказывает влияние множество факторов. Среди них ведущее место занимают потребности людей, их умственные и физические спо­собности, ценности, взгляды, притязания. [9, c.67]

1.2. Виды организационных структур управления

Организационная структура управления предприятием отражает сложившееся внутри него разделение ролей и видов деятельности, объединение их в рамках различных подразделений, интеграцию этих подразделений в единое це­лое. Исходной точкой построения такой структуры является проектирование работы. В организации может использоваться система автономных работ, вахтовая форма труда, различные модульные или бригадная формы организации труда.

Выделяют несколько типов организационных структур управления персоналом, каждая из которых отражает опреде­ленный подход. Чаще всего упоминаются элементарная, линей­ная и функциональная структуры. Элементарная организационная структура управления пер­соналом отражает двухуровневое, разделение, которое может существовать в небольших организациях или в различных отде­лениях и филиалах крупных организаций. При такой структуре управления персоналом выделяются верхний уровень (ру­ководитель) и нижний уровень (исполнитель) (рис.5).

Рис.5. Элементарная организационная структура управления персоналом


Для элементарных организационных структур характерно то, что они позволяют работникам быстро принимать реше­ния, оперативно реагировать на изменения во внешней среде и обеспечивать неформальный подход к мотивированию и контролю за деятельностью персонала. Это, несомненно, дает организации определенные преимущества. [14, c.131]

Линейная организационная структура управления персона­лом предполагает относительную автономность в работе и в целом характеризуется простой одномерностью связей (только вертикальные связи), возможность самоуправления. Поэтому она широко используется при организации работ в низовых про­изводственных звеньях, семейном или мелком бизнесе (рис.6).

Рис.6. Линейная организационная структура управления персоналом

Такой подход к группированию работ и людей применяется обычно тогда, когда выполняемые работы однотипны, а люди не дифференцируются по специальностям. В средних и больших организациях линейное деление дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях). Как только работы начинают специализироваться, возникает необ­ходимости перехода к другим типам организационных структур.

Функциональная организационная структура возникает там, где появляются функциональное разделение труда и функциональ­ная специализация. Это наиболее часто встречающийся тип организационной структуры. Как только отдельные функции (например, планирование поступления специалистов, оплата труда и тарифная политика, социальное развитие) получают организационное закрепление, так сразу в организации скла­дывается организационная структура управления персоналом, увязывающая эти подразделения в единое целое и устанавли­вающая связи подчинения (рис.7.).

Рис.7. Функциональная организационная структура управления персоналом

Функциональные организационные структуры управления персоналом позволяют высшему руководству сосредоточиться на стратегических вопросах, создают благоприятные условия для достижения высокой эффективности за счет специализа­ции. К их недостаткам относится то, что они способствуют возникновению своеобразных организационных перегородок между сгруппированными работами, а также развитию преимущественно вертикальных связей, которые требуют созда­ния дополнительных координирующих органов. Переход от традиционных структур к структурам нового типа во многих американских компаниях вызвал необходимость перестройки системы управления трудом всех категорий работников. Базовым структурным элементом такой системы становится не отдельная функция или вид деятельности, а многофункциональная команда или группа, которая должна отве­чать за удовлетворение всего набора запросов потребителей и требований рынка (рис.8.).