Файл: Понятие и соотношение «формы» права и «источника» права.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Понятия «источник права» и «форма права» относятся к фундаментальным юридическим категориям имеющим особое значение для правовой теории и практики, также как вопрос определения понятие источников права, их соотношение с формами права, классификации источников и форм права и их юридической природы. То обстоятельство, что в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей традиционно находятся актуальные проблемы, касающиеся различных аспектов источников и форм права, убедительно свидетельствует об академическом значении изучения этих вопросов для развития национальных и зарубежных правовых систем современности и права как такового и одновременно об их прикладном характере. У нас есть все основания утверждать, что вопросы, связанные с сущностным пониманием и творческим применением теоретических и практических аспектов познания и функционирования источников и форм права, является методологическим ориентиром как в процессе исследования всех других правовых институтов, так и самого права.
Несмотря на то, что со времени введения известным римским историком Титом Ливием в научное употребление категории «источники права» прошло более двух тысяч лет, в современной отечественной и зарубежной литературе имеется достаточно широкий спектр толкований этого понятия и остаются невыясненными различные аспекты его содержательного и структурного наполнения, а потому они требуют более глубокого общетеоретического анализа. И это не случайно. По нашему мнению, именно от того, как понимаются и интерпретируются источники права, какие юридические феномены признаются, или не признаются в тех или иных правовых системах современности как источники права, зависит содержание и характер правовой системы, ее социальное значение и эффективность. Ключевая роль источников (форм) права в правовой системе, требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть их природу и содержание, а также системность и взаимообусловленность различных источников и форм права. Все выше сказанное и определило мой интерес к теме данной курсовой работы и выбор темы. Исходя из актуальности темы работы, была определена цель курсовой работы – изучить форму права и источник права.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: 1. Исследовать понятие и содержание «формы» права и «источника» права: понятие и соотношение «формы» права и «источника» права; источники (формы) права в правовых системах современного мира: специфические черты источников (форм) права в рамках Германской правовой группы, специфические черты источников (форм) права в рамках Романской правовой группы, специфические черты источников (форм) права в рамках англо-американской правовой системы. 2. Изучить систему источников (форм) права: понятие и значение системы источников (форм) права; российская система источников (форм) права.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения складывавшиеся в процессе формирования и развития источников (форм) права. Предметом курсовой работы являются: исследования отечественных и зарубежных авторов в области источников и форм права и их соотношения.
Теоретическую базу курсовой работы составляют работы таких авторов как: Бержель Ж.-Л., Богдановская И.Ю.. Булгаков Р.А., Раймон Леже, Цвайгерт К., Кётц Х., Гарашко А.Ю., Давид Р., Игнатьев А.С., Разуваев Н.В., Черноков А.Э., Честнов И.Л., Кутафин О.Е., Марченко М. Н., Оськина И.Ю., Лупу А.А., Дернбург Г., Парфенова Т.А., Нерсесянц В. С., Пузиков Р.В., Романов А.К., Талянин В.В., Талянина И.А., и др.
Методологическая база курсовой работы представлена следующими методами: индуктивным, дедуктивным, анализа, синтеза, историческим, сравнительно-правовым социологическим, структурно-функциональным, статистическим и другими.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ «ФОРМЫ» ПРАВА И «ИСТОЧНИКА» ПРАВА
1.1. Понятие и соотношение «формы» права и «источника» права
Право как целостное общественное явление официально формулируется, существует и развивается в определенной форме, что непосредственно отвечает фундаментальному признаку права - формальной определенности. Форма права представляет собой совокупность признанных конкретным государством официально-документальных способов внешнего выражения и закрепления правовых норм. Довольно часто в юридической литературе, особенно в трудах отраслевых юридических наук и иностранных работах, с целью обозначения различных форм права употребляется термин «источник права». Проблема соотношения формы права и источника права является одним из дискуссионных вопросов теории права[1]. Так, О.Е. Кутафин отмечает «множественность и разноречивость точек зрения как о самом понятии источников права, так и об их соотношении и связи»[2].
В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия – «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права» (А.Ф. Шебанов), другие склонялись к термину «юридический формальный источник права» (С.А. Голунский, Е. Ф. Кечекьян, М. С. Строгович, С. Л. Зивс)[3]. Предлагалось также отличить «источник права в материальном смысле» (объективные экономические и иные факторы развития права, материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права «в формальном смысле», т. е. от формы объективного выражения и закрепления обязательности правовых норм.
Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д.[4] По нашему мнению, все это – лишь источники познания права.
Следует подчеркнуть, что одним из приоритетных подходов отечественных правоведов к раскрытию сущности одного из базовых понятий юридической науки является понимание ими источников права как внешней формы выражения норм права[5]. В этом контексте стоит прислушаться к рациональной, научно корректной позиции относительно категориального определения понятия «источники права» известного российского правоведа, академика В. С. Нерсесянца. Он небезосновательно утверждает, что толкование термина «источники права» в определенной степени является условным, потому что это понятие может иметь и другое значение: социальные факторы, непосредственная сила которая создает право, источник информации о праве (законодательные памятники, учебники по праву, доктринальное право и т. д.)[6]. Формально-юридическое определение источников права является результатом «джентльменского соглашения» между юристами (как практиками, так и учеными), которое призвано создавать условия для предотвращения многозначности этого понятия. Большинство российских правоведов разделяют мнение, что категорию «источник права» в современной юридической науке следует использовать именно в формально-юридическом смысле и понимать под источниками права форму выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм[7]. В частности, российский правовед М. Марченко в своем исследовании «Источники права» на основе сравнительного анализа категорий «источник права» и «форма права» пришел к выводу, что при условии совпадения этих категорий, эти термины следует рассматривать как идентичные по значению[8]. Вместе с тем надо учитывать и то, что каждая отрасль права имеет собственные особенности применения данной юридической категории, обусловленные особенностями норм отрасли права, спецификой отраслевой правотворчества, юридическими доктринальными традициями.
В отечественной традиционной науке активно осуществляется поиск такого методологического инструментария, который дал бы возможность исследовать источники права, опираясь на современные достижения в познании правовых явлений. Российские исследователи указывают на несколько значений понятия «источник права»[9]:
1. Способ возникновения права, социальная категория. Это, в частности, памятники истории, летописи, судебные дела и обычаи, которые существовали в исторической перспективе, имеющих юридическое содержание и которые определяют основные направления становления права конкретного государства.
2. Факторы правотворчества, непосредственно влияющие на формирование и функционирование права.
3. Деятельность субъектов общественных отношений, в результате которой реализуются удовлетворяются их потребности и интересы.
4. Внешние проявления права: текстуальные источники права, которые можно разделить на первичные (нормативно-правовые аспекты, нормативно-правовые договоры, правовые прецеденты, религиозные нормы, правовые обычаи) и производные (уточняют содержание первичных: судебная и административная практика).
Множественность вариантов толкования и применения термина источника права в целом сводится к двум основным направлениям: либо говорится о силе, которая создает право и называется источником права в материальном смысле, либо о форме, благодаря которой правовая норма приобретает общеобязательный характер, и называют ее источником права в формальном (юридическом) смысле.
Поэтому по нашему мнению верным будет представление «источников» и «форм» права как двух частей целого, которые невозможно рассматривать в отдельности друг от друга и которые оказывают постоянное воздействия друг на друга. При этом, источник права это множество политических, экономических, культурных и иных процессов которые формируют правовые нормы, но право приобретает определенную форму лишь после его официального оформления. До тех пор, пока правовая норма не будет закреплена и санкционирована государством, она не может быть признана источником права, при этом, конкретный способ официального оформления правовой нормы и является формой права.
Иначе говоря, источником (формой) права являются официальные действующие государственные документы (законы, указы), в которых закрепляются правовые нормы. Будучи выраженными в этих актах, юридические нормы приобретают формальную определенность и общеобязательный характер, обеспечиваются мерами государственного принуждения.
1.2. Источники (формы) права в правовых системах современного мира
Стоит отметить, что мировые правовые семьи, так же как и национальные правовые системы, характеризуются не только их сущностными и содержательными компонентами, но и источниками, которые наполняют их юридическое содержание. Западные правоведы, которые являются сторонниками компаративистского подхода, утверждают, что общность национальных правовых систем, несмотря на различия между ними, основывается, с одной стороны, на общности присущих им правовых традиций, а с другой - на безусловном сходстве источников, формирующих их[10].
Традиционно в юридической литературе выделяют следующие виды источников права, характерные в целом и для мировых, и для национальных правовых систем: правовой обычай - санкционированное (обеспечиваемое) государством обычное правило поведения общего характера; правовой прецедент – внешне выраженное решение органа государства в конкретном деле, обязательное при решении всех последующих аналогичных дел; нормативно-правовой договор - внешне выраженное, формально обязательное правило поведения общего характера, установленное по взаимной договоренности нескольких субъектов и обеспечиваемое государством; нормативно-правовой аспект - письменный документ компетентного органа государства (а также органа местного самоуправления), в котором закреплено обеспечиваемое им формально обязательное правило поведения общего характера[11]. Следует указать, что взаимная обусловленность правовых систем современности и их источников напрямую касается и их особенностей.
Так, если в странах с континентально-европейской (романо-германской) моделью правовых систем основными источниками права являются нормативно-правовые акты, то в странах с англосаксонской (англо-американской) модели наряду с нормативно-правовыми актами важное место среди источников права занимают судебные прецеденты, не характерные для государств континентальной Европы.
Главными источниками права в каждой стране являются национальные нормативно-правовые акты. Они подразделяются на законы, нормативные акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты и постановления, акты непосредственного волеизъявления народа (решения, принятые на референдуме) и акты органов местного самоуправления[12].
Р. Давид, в частности, обосновал выделение трех правовых семей: романо-германской, англо-саксонской и социалистической. В основу такой классификации он положил два критерия: идеологический (религия, философия, сознание) и юридической техники[13]. Одним из важнейших критериев классификации правовых семей современного мира является форма, система и иерархия источников права.