Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Теоретико-правовые концепции о государственном суверенитете: исторический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день развитие российского законодательства и международно-правовых документов определен необходимостью учета характера документов различных международных организаций, что, в освою очередь, обусловливает необходимость непрерывного анализа соответствия принимаемых норм документам международного права и дальнейшей корректировки российских национальных документов стратегического планирования, а так же углубленного анализа вводимых норм в контексте сохранения государственного суверенитета. В данном случае формирование российского законодательства происходит по схеме «документы международных организаций – национальные концепции, стратегии и доктрины – законодательство», что в свою очередь противоречит нормам конституционного права (ч. 4 ст. 15, ст. 79 Конституции РФ), согласно которых международное право является составной частью правовой системы страны, а участие в межгосударственных объединениях и передача им части полномочий Российской Федерации осуществляется только на основании международных договоров, в случае если это не противоречит основам конституционного права России.

Не применяются в данном случае и, действующий в отношении международных договоров, механизм ратификации и конституционного контроля. В то время как Конституция и конституционное законодательство Российской Федерации, принятые на основе истинных гуманитарных и демократических мировых стандартов, обладают бесспорным верховенством, в том числе в отношении к нормам международного права, что находит свое отражение в самом тексте данных документов. Указанное несоответствие обязательно должно быть решено посредствам гармонизации российского законодательства с учетом соблюдения национальных интересов России не только в рамках межгосударственной коммуникации, но и с помощью реализации данного законодательства в практике внутригосударственного регулирования всех или почти всех сторон общественной жизни населения России.

Законодательное обеспечение государственного суверенитета должно строиться на принципе системности, который требует:

«во-первых, согласованности между собой всех норм, регулирующих данные отношения;

во-вторых, ликвидации пробелов в законодательстве, что позволит более качественно регулировать весь круг этих отношений;

в-третьих, единого подхода к пониманию, разработке и применению правовых категорий и понятий в данной сфере;

в-четвертых, учета характера и содержания разнородных отношений;


в-пятых, с одной стороны, дифференцированного, а с другой – интегрированного подхода к правовому регулированию;

в-шестых, соответствия целей и задач, поставленных в том или ином законе, действительным интересам общества, государства»[14].

Несмотря на то, что правовая система России в своем дальнейшем развитии, бесспорно, должна быть ориентирована на поддержание и укрепление общепризнанных принципов и норм международного права, сложившихся к настоящему времени, не менее важным так же является соблюдение и реализация национальных интересов России через дальнейшее укрепление объединяющей роли конституционного права как ключевой, системообразующей отрасли права Российской Федерации.

В заключении отметим, что на сегодняшний день весьма очевидным становится обстоятельство проникновения информационных технологий во все сферы деятельности государства и все сферы жизни российского общества, которые ассоциируют себя с определенными национальными (суверенными) государствами. Что в свою очередь ставит вне сомнения необходимость сохранения и укрепления государственного суверенитета Российской Федерации, которая, не вправе в контексте своей исторической миссии позволить себе, пожертвовать хотя бы частицей своей самобытности, территориальной целостности и суверенитета государства

Глава 2. Проблемные аспекты государственного суверенитета в современном мире

2.1 Проблемы государственного суверенитета

Итак, государственный суверенитет – это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Государственный суверенитет выражается в верховенстве и единстве государственной власти, что означает высшее значение конституции и других законов, издаваемых центром на всей территории государства, а также в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Об этом говорят ст. 4 и ст. 11 Конституции Российской Федерации (РФ).


Государственный суверенитет в современной России занимает особое значение в задачах государства, так как существуют признаки его отсутствия.

Российский общественный и политический деятель Николай Стариков в своей статье в электронном блоге «livejournal» говорит о том, что государственный суверенитет состоит из 5 составляющих:

Первое – это признание международным сообществом территории страны, флаг, герб и гимн.

Второе – дипломатический суверенитет.

Третье – военный суверенитет.

Четвёртое – экономический суверенитет. И последнее, что сам автор блога считает самым важным – это культурный суверенитет. На данный момент в России из вышесказанных пунктов полноценно выполнен только первый.

Дипломатический и культурный суверенитеты остаются частичными, так как в дипломатических отношениях России приходится считаться с другими политическими силами; Говоря о культурном суверенитете, Российская культура для части населения остаётся не авторитетной, но эта проблема на данный момент решается прививанием патриотизма.

Военный суверенитет в нынешней геополитической ситуации начинает восстанавливаться и показывает свою силу в настоящее время в Сирии. Он заключается в самой боеспособности армии государства.

Нужно отметить, что экономического суверенитета в Российской Федерации нет. В качестве доказательства можно привести зависимость Российской экономики от стоимости нефти. В настоящее время на фоне искусственного снижения цены на нефть экономика РФ фактически находится в кризисе[15].

Некоторые из перечисленных факторов взаимосвязаны, например, по мнению Николая Старикова, в политической деятельности всегда считаются с реальными фактами, а именно с военной силой и сильной экономикой. Но так как у России полностью отсутствует самостоятельная развитая экономика – государственный суверенитет РФ нельзя назвать полноценным. Также стоит отметить некоторые статьи конституции РФ, говорящие о неполном государственном суверенитете. Это такие, как: ст.15 ч.4 «о приоритете международных договоров над российскими законами». Данная статья устанавливает прямое надгосударственное управление. Стоит отметить, что кроме России данный пункт имеют еще только 2 страны, и обе они получили его после поражения в войнах; ст.79 говорящая о том, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, а будут ли нарушены за счёт этого чьи-либо права или нет, согласно ст.15 ч. 4, будут решать международные органы; ст. 75 ч.2 – статья о независимости ЦБ, т.е. Центральный Банк полностью независим от государства, и не подчиняется ни президенту, ни правительству, хотя очевидно, что он не должен принципиально отличаться от настоящих государственных органов, и если посмотреть на деятельность ЦБ, то становится ясно, что он очень сильно зависит от МВФ и ФРС США. В большинстве факторов из-за которых отсутствует государственный суверенитет в РФ официальными лицами государства обвиняются иностранные деятели, агенты, в частности Американские, которые, по словам президента Владимира Владимировича Путина, в период приватизации в России в окружении Анатолия Чубайса работали советниками и другими должностными лицами. Также во внимание берутся некоммерческие организации (НКО), финансируемые из-за границы и осуществляющие деятельность политическую деятельность. В подтверждение участия иностранных государств в Российских политических НКО можно привести недовольство зарубежных государств о законе «о нежелательных организациях» принятым 20 мая 2015 г. для препятствования деятельности иностранных структур, представляющих угрозу безопасности государства, формирующих угрозы «цветных революций» или способствующих возникновению очагов напряженности на межэтнической и межконфессиональной основе. Однако, в современном мире есть возможность потерять государственный суверенитет навсегда, так как появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример – Европейский союз), с другой – к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию. В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии».


Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой – большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

2.2 Государственный суверенитет в условиях глобализации и интеграционных процессов

Суверенитет является одной из базовых характеристик государства. Он же лежит в основе таких важнейших принципов международного права, как нерушимость государственных границ и невмешательство во внутренние дела государств. Как известно, государственный суверенитет заключается в том, что государство в лице своих высших органов власти обладает верховенством в принятии решений на своей территории и независимостью на международной арене. Это означает, что никакая другая внешняя или внутренняя политическая сила не имеет права навязывать государству свою волю при принятии им законов или заключении договоров, так же наличие суверенитета позволяет государству от своего имени выступать на международной арене. Суверенитет государства как неотъемлемый его признак появляется достаточно давно, однако свое юридическое закрепление получает лишь в 1648 году с момента заключения Вестфальского мира, который положил конец тридцатилетней войне (1618–1648), затронувшей в той или иной степени практически все европейские страны. Вестфальский мир заложил основы нового мирового порядка, в соответствии с которым доминантными субъектами стали выступать суверенные национальные государства. Суть Вестфальского мирного договора заключалась в следующем: мир состоит из суверенных государств, мировой порядок базируется на принципе суверенного равенства государств и, следовательно, их невмешательства во внутренние дела друг друга и суверенное государство обладает неограниченной полнотой власти над своими гражданами в пределах своей территории. За прошедшие более трехсот лет содержание понятия государственного суверенитета несколько изменилась и основными детерминантами таких изменений были явления, затрагивающие большую часть населения планеты и многие страны, в основном это были войны, вследствие которых заключались мировые соглашения, оказывающие трансформирующее влияние на исконное понятия суверенитета. С середины XX в. основной детерминантой изменения международных отношений, а в следствии чего и государственного суверенитета, является процесс глобализации, который охватывает все сферы жизнедеятельности человека. На сегодняшний день процесс глобализации является одним из ключевых процессов, происходящих в мире. Данный процесс обусловлен достижениями человечества в политике, экономике, других областях знаний, а также научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, позволивших связать невидимыми нитями все страны нашей планеты. Одной из причин глобализации можно считать внутреннее стремление человека к объединению с другими, так с древних времен люди начали объединяться, сначала в роды, затем в кланы, племя, народности, нации. Раскрывая основную суть данного явления можно отметить, что глобализация подразумевает образование единого международного экономического, политического, социально-правового и культурно-информационного пространства, так или иначе глобализация ведет человечество к мировому правопорядку и созданию единого общемирового правительства. Известные западные политологи М. Хардт и А. Негри так охарактеризовали происходящее: «С развитием процесса глобализации суверенитет национальных государств, пока еще действенный, постепенно разрушается… Даже наиболее сильные национальные государства не могут далее признаваться в качестве верховной и суверенной власти ни вне, ни даже в рамках собственных границ… Вместе с глобальным рынком и глобальным кругооборотом производства возникает и глобальный порядок — новая логика и структура управления, короче говоря, новый вид суверенитета… Суверенитет принял новую форму, образованную рядом национальных и наднациональных органов, объединенных единой логикой управления»[16]. Ни одна страна в мире не является самодостаточным «островом», способным существовать и развиваться без чьей-либо помощи, поэтому с давних времен, государства начали налаживать контакт друг с другом, объединяться, заключать сделки, договоры, а позднее, и международные нормативно-правовые акты. Сейчас процесс глобализации позволил странам сблизиться как никогда, настолько, что позволяет вмешиваться в дела государства, ущемлять ее суверенитет.


Более других в процессах глобализации заинтересованы:

Во-первых, наиболее развитые в экономическом отношении страны.

Во-вторых, транснациональные корпорации (далее – ТНК), деятельность которых распространяется на огромные территории и все больше приобретает глобальный характер.

В-третьих, различные международные организации.

Глобализация, если так можно выразиться, покушается на верховенство и независимость государственной власти, создавая новые субъекты международного права и мировой политики, которые обладают огромными финансовыми, информационными, политическими, технологическими, силовыми и иными возможностями и вследствие чего по своему значению и влиянию стоят выше отдельно взятого государства, другими словами создает наднациональные единицы. Данные субъекты в силу своего положения на мировой арене «принимают на себя» часть государственного суверенитета, и могут влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Верховная власть государств уже не может претендовать на абсолютное верховенство в пределах своей территории. Сфера ее господства сужается не только в экономической, но и в политической области. Изменяются факторы и условия, определяющие реальную самостоятельность государства в формировании и реализации своей внутренней и внешней политики. Таким образом, невмешательство в дела любого государства, как одно из основных положений государственного суверенитета, постепенно отходит на второй план под действием глобализации, и государственные проблемы становятся предметом забот международного сообщества. Говоря о суверенитете Российской Федерации, стоит отметить, что достаточно давно стало ясно, что самостоятельная и сильная Россия никому на Западе не нужна. Представляя собой мощную в экономическом, военном и политическом плане страну, Россия является конкурентом и потенциальной угрозой для многих мировых держав, поэтому этими странами использовались любые попытки ослабить Россию. Сейчас в результате глобализации, всемирного объединения стран, появляются новые возможности для ограничения влияния России на мировой арене, путем ограничения государственного суверенитета. Существуют различные способы поражения государственного суверенитета. Важнейшим из несиловых способов десуверенизации является распространение космополитизма. Так, человек, считающий себя гражданином мира, перестает отождествлять себя со своим государством, теряется чувство патриотизма и для него мировые проблемы становятся приоритетней, чем государственные, что в некоторых случаях не является правильным.