Файл: Теории происхождения государства (Причины возникновения государства)..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные причины многообразия теорий происхождения государства
1.1. Причины возникновения государства
1.2. Основные теорий происхождения государств, их критика
ГЛАВА 2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРТСВА
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства
История Божественной Теории: концепция божественного творения государства восходит к глубокой древности. У древних людей было всеобщее убеждение, что Царь является представителем Бога на земле, а государство - блаженством Бога. Таким образом, король имел как политическое, так и религиозное образование. В религиозных книгах также говорится, что государство создано Богом. В некоторых религиях эта концепция является явной, а в других – неявной [11].
Божественное происхождение государства сначала почерпнуто из Ветхого Завета. Там мы видим, что апостол Павел говорит: «Пусть каждая душа подчиняется высшим силам; ибо нет силы, кроме Бога; Силы, которые есть, предопределены Богом. Кто противостоит силе, тот противостоит таинству Бога, и те, кто сопротивляется, получат себе проклятие».
В 1680 году сэр Роберт Филмер написал книгу под названием «Закон свободных монархий», где говорится, что Адам был первым царем на земле, а последующие за ним цари являются потомками Адама. В «Манусмрити» говорится, что когда мир был полон анархии, люди молились Богу, чтобы исправить это состояние. Бог был рад назначить Ману править землей.
В средневековый период христиане держали Папу в полугодовом статусе. В мусульманском мире халиф был королем-священником. Далай-лама был главой теократического государства Тибета. Он считался там воплощением буддийского бога Авалокитешвары [15].
И церковь, и государство в своем взаимном соперничестве использовали теорию божественного происхождения в средневековье. Церковь утверждала верховенство церкви над государством. С другой стороны, государство в силу своей божественной природы подчеркивало свое превосходство над церковью. Король Стюарт Джеймс I утверждал, что он получил свою власть непосредственно от Бога. По его словам, король мудрый и умный, но его подданные злые [2]. Даже если король плохой, люди не имеют права бунтовать против него. Еще в девятнадцатом веке короли Австрии, Пруссии и России образовали Священный союз под предлогом того, что они были назначены Богом для управления своим народом. Во всяком случае, европейские короли нашли убежище в соответствии с теорией божественного происхождения, чтобы оправдать свои диктатуры [2].
Как бы то ни было, в течение большей части человеческой истории государство рассматривалось как прямое божественное творение и теократическое по своей природе. Теория была в валюте, пока религия считалась главной движущей силой всей человеческой деятельности.
В двадцатом веке теория подверглась критике за неправильное объяснение происхождения государства. С ростом научного мировоззрения эта теория исчезла. Сегодняшняя тенденция заключается в том, что государство является историческим ростом. Обсудим теперь причины упадка теории [2].
Причины упадка Божественной Теории:
Во-первых, когда вышла более приемлемая теория, такая как теория общественного договора, божественная теория была разрушена. Новая теория предполагает, что государство - дело рук людей, а не Божья благодать.
Во-вторых, Реформация, которая отделила церковь от государства, опровергла монету божественной теории. Период после Реформации - это период нерелигиозной политики. Таким образом, светское мировоззрение сделало божественную теорию совершенно неприемлемой.
В-третьих, появление демократии стало большим ударом для самодержавной догмы о смешении религии с политикой и тем самым притупило границу отождествления Бога с Царем. Демократия не только прославляла человека, но и разбивала божественный ореол вокруг происхождения листа [5].
Последним, но не менее важным был рост научных исследований и материалистического взгляда на политический механизм. Результатом было то, что прежняя слепая вера и суеверия больше не были приемлемы. Люди стали принимать только те вещи, которые выдержали испытание логикой и рассуждением.
Критика Божественной Теории:
В руках Р. Н. Гилкриста есть семь аргументов против божественной теории:
Первая аргументация Гилкриста заключается в том, что государство - это человеческое учреждение, организованное ассоциацией через человеческое агентство. Современные политические мыслители не могут принять мнение, что Бог имеет какое-либо отношение к созданию государства. Для современных людей не существует здравого смысла в том, что Бог избирает кого-либо для управления государством [10].
Второй аргумент состоит в том, что божественная теория чревата опасными последствиями, потому что полубожественный Царь обязан править произвольно, поскольку он ответственен только перед Богом и не обязан прислушиваться к общественному мнению. Такая теория сделает правителя деспотичным и самодержавным.
Третья аргументация заключается в том, что божественная теория нереальна, потому что плохой правитель будет продолжать править под божественным щитом. Были некоторые плохие правители, такие как Джеймс II в Англии и Людовик XVI во Франции, которых заменили люди. Этого не может произойти, если принять божественную теорию [10].
Четвертая аргументация заключается в том, что Новый Завет Библии полностью изменил божественную концепцию государства как укоренившуюся в Ветхом Завете. Он решительно заявил в Новом Завет «Кесарю кесарево то, что кесарево и Богу вещи , которые суть Божии» , который дает государству человеческий характер , как и против божественного покрытия [10].
Пятая аргументация заключается в том, что божественная теория ненаучна. Антропологи и социологи после тщательного научного анализа отбросили теорию как совершенно несостоятельную, как объяснение происхождения листа.
Шестая аргументация заключается в том, что божественная теория противоречит общепринятой концепции, согласно которой государство является результатом исторической эволюции. Общепринятая теория происхождения государства заключается в том, что различные факторы, такие как религия, семья, сила и политическое сознание, стояли за ростом государства [10].
Седьмая аргументация заключается в том, что божественная теория недемократична. Неизбежное значение теории в содержании и тоне сделает короля абсолютным, а его правительство никогда не будет демократическим. Так что тема теории против духа демократии.
2. Патриаршая теория: основным показателем этой теории является сэр Генри Мейн.
По его словам, город представляет собой конгломерат из нескольких семей, которые развивались под контролем и властью самого старшего члена семьи мужского пола. Глава или отец патриархальной семьи обладал большой властью и влиянием на других членов семьи. Его приказ был выполнен в домашнем хозяйстве. Эта патриархальная семья была самым древним организованным общественным институтом в первобытном обществе [20].
Через процесс брака семьи начали расширяться, и они родили gen, который обозначает домашнее хозяйство. Несколько родов составили один клан. Группа кланов составляла племя. Конфедерация различных племен, основанная на кровных отношениях с целью защиты от агрессоров, образовала одно содружество, которое называется государством.
Эдвард Дженкс, другой сторонник патриархальной теории, считает, что основание государства было обусловлено тремя факторами, а именно мужским родством, постоянными браками и отцовской властью. Таким образом, отличительной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли благодаря потомкам отца, а не матери [20].
Население мужского пола поддерживало население через браки с одной или несколькими женщинами, потому что и моногамия, и многоженство были в порядке вещей. Старший мальчик имел видную роль в доме.
Другим важным сторонником этой теории был Аристотель. По его словам, «подобно тому, как мужчины и женщины объединяются в семьи, так и многие семьи объединяются в деревни, а союз многих деревень образует государство, которое является самостоятельной единицей» [14].
Что касается документальных доказательств в поддержку этой теории, то, как мы собрали из Библии, было двенадцать колен, которые образовали еврейский народ. В Риме нам говорят, что патриарх из трех семей, которые составляли одно подразделение, осуществлял неограниченную власть над другими членами.
Критика теории: патриархальная теория как происхождение государства подвергается следующей критике:
Во-первых, происхождение государства обусловлено несколькими факторами, такими как семья, религия, сила, политическая необходимость и т. д. Таким образом, отождествляя происхождение государства с семьей, можно ошибиться, приняв одну причину вместо нескольких вызывает [9].
Во-вторых, теория неверна, потому что, по мнению нескольких критиков, основной социальной единицей была матриархальная семья, а не патриархальная семья. По словам Мекленнана, Моргана и Эдварда Дженкса, которые являются убежденными сторонниками теории, матриархальная семья и полиандрия составляли основу государства.
Родство по женской линии в первобытном обществе было причиной роста государства. Процесс состоял в том, что полиандрия привела к матриархальному обществу, и матриархальное общество привело к государству [9].
В-третьих, патриархальная теория построена на неправильной предпосылке, что патриархальная семья была источником государства. Эдвард Дженкс предложил правильную теорию, согласно которой племя, а не семья была началом государства, на основе его исследований в Австралии и на Малайском архипелаге.
В-четвертых, сэр Генри Мэн упростил происхождение государства, приписав его только семье. Из-за этой чрезмерной простоты теория должна быть отвергнута как несостоятельная. Власть отца над детьми носит временный характер, потому что его власть заканчивается, когда дети растут в возрасте. Но власть государства над населением вечна [9].
3. Матриархальная теория как происхождение государства: основными представителями матриархальной теории являются Морган, Мекленнан и Эдвард Дженкс. По их словам, в первобытном обществе никогда не было патриархальной семьи, и что патриархальная семья возникла только тогда, когда установился институт постоянного брака.
Но среди первобытного общества вместо постоянного брака существовала некая сексуальная анархия. В этих условиях главой семьи была мать, а не отец. Родство было установлено через мать [3].
Эдвард Дженкс, который тщательно изучил племена Австралии, пришел к выводу, что австралийские племена были организованы в некие племена, известные как группы тотемов. Их близость была основана не на кровных отношениях, а на некоторых символах, таких как дерево или животное. Мужчины одной группы тотемов должны были жениться на всех женщинах другой группы тотемов. Это также приведет к полиандрии и многоженству. Эта матриархальная система продолжалась до наступления пастырского века, когда был введен постоянный брак. Мы находим существование королевы, правящей в Малабаре, и принцесс, правящих над странами Маратхи. Это примеры матриархальных систем жизни [3].
Критика Теории:
Матриархальная теория подвергается критике по следующим основаниям:
Во-первых, государство было создано несколькими факторами, одним из которых была семья. Так что эта теория лишь частично изучает происхождение государства. Сила, религия, политика, семья и контракт - все это способствовало росту государства.