Файл: Теории происхождения государства (Причины возникновения государства)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и являющаяся центральным институтом власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила), контрактной (сила разума, сознания); психологической (факторы человеческой психики), органической (биологические факторы), материалистической (социально-экономические факторы), теории насилия (военно-политические факторы) и др.

Такое разнообразие мнений объясняется следующим:

Во-первых, на процесс зарождения государственности реально влияют многие факторы: социально-экономические, военные, политические, климатические, информационно-управленческие, нравственные, религиозные, национальные, исторические, духовные, культурные, экологические, психологические и так далее;

Во-вторых, мыслители, предлагающие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, конечно же, использовали разные объемы накопленных знаний;

В-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые часто берутся проиллюстрировать свои идеи известными им регионами мира;

В-четвертых, нередко мыслители восхищались достижениями других наук, пытались применить эти результаты к общественным наукам и, в частности, опираясь на определенные достижения, по-новому взглянуть на процесс возникновения государства, делая это порой с таким энтузиазмом, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;

В-пятых, нельзя исключать тот факт, что на взгляды авторов теорий часто сильно влияют их философские и идеологические предпочтения.

Каждая из теорий имеет свои рациональные аргументы положительные аспекты, которые отражают действительность в некоторых ее частях. Однако у них есть и свои слабости, за которые их можно критиковать.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано.

В курсовой использовались труды ученых: Ф. Аквинский, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Л.И. Петражицкий, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, О.Ф.Скакун, В.В. Лазарева, А.Б. Венгеров, Л.С. Васильев, Н.И. Матузов, А.В. Малько.

Целью курсовой работы является осуществление теоретико-методологического анализа сущности основных теорий происхождения государства.


Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

- рассмотреть причины возникновения государства
- сделать характеристику теорий происхождения государства
- описать восточный (азиатский) путь возникновения государства
- описать западный путь возникновения государства

Объектом исследования являются существующие в литературе теории происхождения государства.

Предметом курсовой работы является комплексный анализ основных теорий происхождения государства, их особенности и значение.

Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.

Глава 1. Основные причины многообразия теорий происхождения государства

1.1. Причины возникновения государства

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенной стадии общественного развития и являющаяся центральным институтом власти в политической системе конкретного общества [12].

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О возникновении государств говорится в различных теориях: богословский (божественная сила), психологическая (факторы психики человека), органическая (биологические факторы), материалистическая (социально-экономические факторы), теория насилия (военно-политические факторы) и др. [7]

Такое разнообразие мнений обусловлено следующим:

Во-первых, на процесс возникновения государственности действительно влияют многие факторы: социально-экономический, военный, политический, климатический, информационный менеджмент, моральный, религиозный, национальный, исторический, духовный, культурный, экологический, психологический и т.д.;

Во-вторых, мыслители, предлагающие объяснение этому процессу, жили в другую историческую эпоху и, конечно, использовали разные объемы накопленных знаний;

В-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые часто берутся иллюстрировать свои идеи известными им регионами мира [7];


В-четвертых, нельзя исключать тот факт, что на взгляды авторов теорий часто сильно влияют их философские и идеологические предпочтения.

Каждая из теорий имеет свои рациональные аргументы положительные аспекты, которые отражают реальность в некоторых ее частях. Однако у них также есть свои слабые стороны, за которые они могут подвергаться критике.

Разложение первобытного племенного общества с его организацией и формированием власти в разных исторических условиях имеет свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у разных рас мира шел разными путями [4].

Существовали устойчивые социально-экономические структуры племенной системы - земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей степени соответствовали характеру этих задач. Первые государства, возникшие на древнем Востоке, были предклассовыми, они одновременно эксплуатировали и сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

Афины - это пример классической формы государства, поскольку государство возникло непосредственно из классовых антагонизмов, которые развиваются в рамках племенной системы. Две революции, которые произошли за столетие и положили начало реформам Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.), привели к окончательному уничтожению старых, родовых устройств, существующих форм управления территориальным делением населения и образование политической власти с ее законодательной, законосовещательной, исполнительной власти, постоянной армии, полиции и таможни, тюрьмы и другие государственные учреждения [10].

Особенности создания римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев римской аристократии труда - патрициев. Плебеи были лично свободными людьми от населения завоеванных территорий, но стояли вне римских семей и не были частью римского народа [10]. 

Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и служить на военной службе, они были лишены права занимать какую-либо должность, не могли использовать и распоряжаться римскими землями [10].

Борьба с плебеями как основной революционной силой против привилегий патрициев была в основном борьбой против старого общественного строя, опирающегося на кровные узы. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую племенную организацию и создала государственную систему, основанную на территориальном разделении и имущественных различиях.


Возникновение древнегерманского государства тесно связано с завоеванием германскими племенами обширной зарубежной территории - западной части Римской империи. Эти племена, которые к тому времени имели общее устройство, которое могло помочь их организациям управлять римскими провинциями, так как управлять ими, племенная организация не подходила. Требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный главнокомандующий обратился к монарху, а национальное богатство - к королевской собственности, органы языческой конституции были быстро преобразованы в органы власти [10].

Важно отметить, что ряд ученых придерживается такого мнения, что Германия, Россия и некоторые другие страны имеют не столь феодальные (классические признаки подобного государства - закрепление крестьянства и крупнейшей частной собственности на землю), а как прафеодальные (с соответствующие знаки - знать никогда не было большой частной земли, а крестьяне оставались как на свободе, так и на владение землей) [19].

Итак, во-первых, правительство не всегда существовало (большую часть своей истории человечество жило без организации политической власти), а во-вторых, оно стало социальным институтом, продуктом общественного развития и, в-третьих, определенный этап развития общества, когда возникает потребность в определенном социальном управлении и особых правилах социального поведения и, в-четвертых, под воздействием целой системы факторов.

Независимо от того, насколько трудоемок процесс формирования государства, во всех случаях целью является естественный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества и его различных социально-экономических, военных, политических, культурных, исторических, этнических, психологических, нравственных, религиозные, географические и экологические иные обстоятельства. В зависимости от причины или другого разнообразия эти факторы могут измениться, но всегда была определенная комбинация этих принципов для обязательной доминанты любого из них [11].

Сегодня существует около двухсот стран. Однако процесс появления новых государств еще не закончен. Некоторые государства могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия), другие объединяются в более крупные (такой процесс мог начаться в рамках Европейского Союза) [7].

Есть еще много народов и наций, у которых нет своих государств. Они прилагают некоторые усилия для создания таких государств. Речь идет, например, о палестинцах, курдах и других тиморцах.


Таким образом, проблема возникновения государств не решена раз и навсегда. 

1.2. Основные теорий происхождения государств, их критика

1. Теория божественного происхождения: самая старая теория о происхождении государства - это теория божественного происхождения. Это также известно как теория божественного права королей. Представители этой теории полагают, что государство не было создано никакими усилиями человека. Он создан Богом.

Король, который правит государством, является агентом Бога на земле.

Король получает свою власть от Бога, и за все свои действия он несет ответственность только перед Богом. Послушание Царю предначертано Богу, и его нарушение будет грехом. Король выше закона, и ни один субъект не имеет права подвергать сомнению его авторитет или его действия. Король несет ответственность только за Бога [20].