Файл: Теории происхождения государства (Причины возникновения государства)..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные причины многообразия теорий происхождения государства
1.1. Причины возникновения государства
1.2. Основные теорий происхождения государств, их критика
ГЛАВА 2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРТСВА
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства
Фермерство требует от людей знаний и профессиональных навыков: они должны чувствовать и прогнозировать достаточную степень влажности, годы сбора урожая и отдыха на суше, а также смену времени года. Они должны были планировать мероприятия на несколько лет и таким образом общаться со своими соседями. Сообщество, которое раньше было удовлетворено только дарами природы, затем начало заниматься экономикой процесса. Малоподвижный образ жизни и сельское хозяйство обеспечили стабильный рост населения. Полное владение сельскохозяйственными особенностями повысило производительность, тем самым уменьшилась угроза голода, появилось избыточное производство, которое позволило хранить, количество людей выросло. Увеличение племени означало рост его производительной силы и богатства, укрепление его внутреннего единства, укрепление его позиций по сравнению с другими племенами [22].
Поскольку особенности земледелия и малоподвижного образа жизни собирали племена на берегах рек и озер, они требовали формирования единой технологии операций и общей организации труда во времени и пространстве. Агротехническая потребность регулировать общую деятельность постепенно стала превращаться в общую социальную организацию, проблема ее способности во времени и пространстве. Была необходимость в инструментах и силах поддержки сил внутренней стабильности и внешней безопасности. Во-первых, в сообществе племен сформировалась особая сфера деятельности, которая регулирует общую работу, особый аппарат, обеспечивающий спрос на продукцию. Позже из-за увеличения избыточного производства во власти этого аппарата стало разделение производства. Тогда стало трудно отделить внутренние проблемы племени и межплеменные действия, активизация процесса сближения общества. Функция регулирующего аппарата заключалась не только в том, чтобы объединить в одном пространстве разные типы действий, но и в объединении работников соответствующих им определяющих последовательность действий и работ в отношении пространства, биологических, экономических ритмов и их разная продолжительность [20].
Организация определила вопрос сохранения организационного порядка ведения сельского хозяйства и обеспечения внешней безопасности, то есть средств принуждения и контроля его структуры и укрепления границ. Такой аппарат осуществлял такие действия, как взаимосвязь и личная организация, управление, прогнозирование, защита, наказание и для того, чтобы обеспечить себя необходимым постоянно расширяющимся финансовым ресурсом. Нетрудно предвидеть усиление влияния этого аппарата на общество с учетом приведенного выше объема его деятельности и функций разделения избыточного производства. Таким образом, это, кажется, начало консолидации общества через политическую власть, предпосылки для формирования государства [20].
В то время наряду с экономическим развитием произошли социальные изменения. Поскольку разделение производства осуществлялось регулирующим аппаратом, часть его собиралась в их карманы. Результатом стала племенная аристократия и феномен «власть-собственность». Смысл этого проявляется в отчуждении государственной собственности в связи с вступлением в должность. Человек, потерявший свое звание, также лишен «собственности» [20].
Из-за специализации управления и повышения его роли доля племенной аристократии стала увеличиваться. Эффективность управления была признана. Из-за роста зависимости общества от лидеров и старейшин в связи с их «званием» и экономической зависимостью старые «выборы» оставались формальными. Племенные аристократы стали особой социальной группой, которая осуществляет контроль [20].
Кочевничество и оседлый образ жизни - это обычаи жизни, сложившиеся вместе в одном и том же пространстве и в один и тот же период времени. Неудивительно, что Рашид ад-Дин сказал: «Во-первых: вам нужно знать, что на разных полюсах земли некоторые люди могут быть (одни) сидячими, (вторые) кочевыми». Поэтому оценка всех сторон общественной жизни человечества только оседлыми людьми и попытка объяснить на их уровне принесут убытки истории человечества. Кочевники являются особым явлением для науки, известной своеобразным мировоззрением к явлениям социальной жизни, несмотря на большое количество исследований, до сих пор не получивших достаточной оценки. К числу проблем, которые нас интересуют, относятся вопросы власти, государственности в кочевом обществе [15].
За тысячелетия царствования в Евразии кочевникам удалось выстроить государственные институты, узнаваемые в определенной степени постоянства и стабильности несколько раз. Иногда они превращались в типы империй, охватывающих большую территорию, где жили племена, отличающиеся по экономике, культурным связям и даже по уровню развития [15].
Основные черты кочевничества, возникшего как способ адаптации человечества к изменившимся природным условиям:
- скотоводство является преобладающим видом земледелия;
- распространенность обширного характера земледелия из-за того, что крупный рогатый скот мог найти и есть корм круглый год;
- необходимость постоянной смены мест в связи с характером хозяйства;
- доминирование естественного типа хозяйства [2; 32].
Возникновение кочевого скотоводства является результатом адаптации общества в производственной экономике к определенному экологическому региону и синхронного действия различных факторов в социально-экономическом, природно-географическом, в частности историческом порядке. Предпосылки кочевничества как экономического, культурного и социального явления:
1) наличие соответствующей географической среды, принадлежащий Арийскому региону засуха не позволяла заниматься другим типом хозяйства, кроме кочевого скотоводства;
2) разведение крупного рогатого скота, хорошо приспособленного к степным условиям. разведение вида скота. Преобладание лошадей, овец - это связано с тем, что их легче пасти, поскольку они выносливы к недостатку влаги и имеют стадно-колониальный рефлекс. Они также дополняют друг друга в экономической необходимости. Наличие модели структуры видов крупного рогатого скота в кочевом обществе определяется совокупностью экологических и биологических, социокультурных факторов [2];
3) наличие ездового транспорта и колесного транспорта относится к одной из предпосылок кочевничества. Ход развития кочевничества проходит несколько этапов. Сначала использовался тип небольших движений, сходных с выходом на односезонном пастбище, затем с увеличением поставок конного транспортного оборудования и средств транспортировки жгута крупного рогатого скота, переведенного на чистый кочевой образ жизни [24];
4) неравенство в богатстве определенного уровня оправдывает частную собственность крупного рогатого скота [24].
Относительно пути развития номадизм делится на три этапа. І - этап. Формирование по определенным объективным причинам кочевого скотоводства как новой экономической формы человечества, прорывающего материальное производство оседлого образа жизни в период между второй половиной II тысячелетия до начала I тысячелетия до н.э. Материальное производство, сложившееся в ІҮ-III тысячелетии до нашей эры, пережило кризис, так как полностью исчерпало свои возможности. Наряду с этим климатические изменения в географической среде подготовили экологические условия, позволяющие заниматься новым типом хозяйства. На этом этапе группы ферм, занимающихся выпасом скота, вышли на историческую сцену. II - Стадия характеризуется углублением возможности адаптации системы. В это время сезонное переселение пастбищ перешло к чистому кочевничеству. Формируются разные системы кочевничества, превращаются в замкнутый цикл кочевничества. В середине I тысячелетия нашей эры система кочевых тележек достигла своего пика, и новый фонд информации был накоплен как серия технологических прорывов (появление стремени, твердого сиденья, юрт и широко распространенной кожи). Это была стадия чистого кочевничества, совпавшая с новым периодом засушливости географической среды. III - этап начался с общего кризиса кочевничества, ослабления его влияния в военно-политической сфере в XV – XVІ вв. [18]
Раньше была возможность переселения на новые места как способ выхода из кризиса, но теперь кочевники потеряли эту возможность в связи с укреплением оседлых государств. Одной из главных особенностей этого этапа является то, что не стоило технических открытий, организационной и социальной модернизации, что послужило основой для постепенного ослабления кочевого общества [18].
Общей чертой восточных штатов являются:
- на основании государственной и общественной собственности на основных инструментах производства общество классифицируется в отношении места в иерархии государственного устройства, но не в отношении частной собственности;
- правовые системы таких государств развиты преимущественно слабо, опираются на религиозные и моральные догмы, во многом поддерживаются;
- изменились государства в ходе исторического развития, аналогичные восточному развитию [7];
Государство служило божеством в обществе и представителем порядка на земле, оно было показателем для общества его внутреннего единства и внешней изоляции. Развиваясь и укрепляясь, он пытается вовлечь это в формирующиеся государственные модели. Результатом является особая структура, где во главе стоит глава государства, в середине чиновники, осуществляющие его власть, на основе членов общины, постепенно утрачивающие племенные характеристики.
Развитие политических идей в разных странах характеризуется специфическими особенностями, поэтому объединить их все в один проект невозможно. Чтобы полностью и всесторонне понять процессы, происходящие в настоящее время, необходимо попытаться покинуть ограниченную область наиболее изученных и самоочевидных взглядов и идей и двигаться вперед, чтобы иметь возможность открыть и усилить общие измерения [20].
Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко — в десятки раз — повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства – землю [5].
В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность») [3].
Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей [3].
Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. [3]
Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государство образования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями [14].