Файл: Социально-психологический климат организации (ГБОУ «Школа №399» г. Москвы).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Социально-психологический климат: структура и формирующие факторы
Методы исследования и выявления социально-психологического климата организации
Факторы, влияющие на социально-психологический климат в образовательном учреждении
2.1. Групповые отношения и их влияние на климат в образовательном учреждении
2.2. Анализ социально-психологического климата ГБОУ «Школа №399» г. Москвы
Заключение
В данной работе рассматривается такой феномен, как социально-психологический климат. Социально-психологический климат представляет собой важный фактор жизнедеятельности коллектива. В ходе анализа теоретических аспектов понимания природы социально-психологического климата было установлено, что социально-психологический климат представляет собой целостную характеристику коллектива, которая связана с особенностями групповых процессов. Социально-психологический климат нами определяется, как система сложившихся межличностных отношений между членами коллектива. Социально-психологический климат оказывает влияние на духовную атмосферу и настрой коллектива, что, в свою очередь, влияет на отношение работников к своему труду, на эмоциональные и трудовые отношения в группе.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении имеет важное значение. Микроклимат в педагогическом коллективе сказывается на психологическом состоянии учителей, что, в свою очередь, влияет на их работоспособность и эмоциональное состояние. Важным компонентом при формировании социально-психологического климата в педагогическом коллективе являются взаимоотношения руководителя образовательного учреждения с педагогами. Руководителю следует быть справедливым, тактичным, вежливым, внимательным по отношению к своим подчиненным. Руководителю образовательного учреждения очень важно знать индивидуальные и личностные особенности людей, их психологические типы и специфики поведения. Учитывая то, что коллектив в образовательном учреждении преимущественно состоит из женщин, он в большей степени подвержен возникновению межличностных конфликтов, что, в свою очередь, ведет к ухудшению эффективности образовательного процесса. Поэтому руководителю образовательного учреждения необходимо выявлять причины конфликтов, возникающих в трудовом коллективе и уметь улаживать их.
Мы рассмотрели социально-психологический климат в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Школа №399» г. Москвы, применив стандартизированные методики (шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе Е.И. Рогова; опросник «Анализ и оценка социально- психологического климата в коллективе» Л.М. Карамушка; анкета для изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе Н.Л. Коломинского).
В ходе нашего исследования было выявлено, что в данной организации социально-психологический климат относится к среднему уровню благоприятности. В образовательном учреждении царит жизнерадостная обстановка. Межличностные отношения в коллективе дружеские, приветливые. Руководитель образовательного учреждения тактичен и вежлив в общении с педагогическим коллективом, относится к своим подчиненным уважительно и с пониманием.
Также в ходе нашего исследования были выявлены слабые стороны взаимоотношений в коллективе, неблагоприятно влияющих на социально-психологический климат, которые нуждаются в корректирующих мероприятиях. Была выявлена повышенная напряженность межличностных отношений, приводящая к латентной конфликтности. Несмотря на то, что в данном образовательном учреждении конфликты встречаются довольно редко, все же они имеют место быть. Чаще всего они связаны с несовместимостью отдельных педагогов, со столкновением мнений сотрудников, с нарушением норм поведения и с неподходящим стилем управления коллективом. Также, по мнению педагогов, на состояние социально-психологического климата негативно влияет недостаточное одобрение и признание личных качеств сотрудников, их заслуг и достижений в профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1. Авакян И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 67 – 72.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Академия, 2015. 220 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2014. 303 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2011. 224 с.
5. Батаршев А.В. Психолого-педагогические предпосылки профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 96 – 99.
6. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология личности. М.: Академия, 2014. 301 с.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Академия, 2015. 200 с.
8. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2013. 207 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 2016. 472 с.
10. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. 440с.
11. Васильченко О. Социально-психологический климат – диагностика и формирование // Справочник кадровика. 2012. № 8. С. 8 – 9.
12. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 167.
13. Геберт Д., Лутц фон Розенштиль. Организационная психология. Человек в организации: пер. с нем. М.: Гуманитарный центр, 2016. 424 с.
14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Эксмо-Пресс, 2012. 174 с.
15. Егорова Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 2. С. 161 – 168.
16. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии. М.: Просвещение, 2015. 264 с.
17. Зебрева Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива // Юридическая психология. 2017. № 3. С. 22 – 26.
18. Зиновьев В.И. Роль психологических аспектов в руководстве коллективом // Менеджмент сегодня. 2018. № 6. С. 324 – 337.
19. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность. Теория и практика. СПб.: СГУ, 2012. 456 с.
20. Карамушка Л.М. Психология управления. К.: Миллениум, 2013.
21. Коломинский Н.Л. Психология педагогического менеджмента. К.: МАУП, 2016. 298 с.
22. Коломинский Н., Панько Е. Диагностика педагогического взаимодействия. Воронеж: МОДЭК, 2017. 80 с.
23. Лукашевич В.В. Климат для коллектива // Российская торговля. 2015. № 10. С. 59 – 61.
24. Макаренко А.С. Педагогические сочинения // Соч.: в 8 т. М.: Педагогика, 2013. Т. 3. 512 с.
25. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 128. С. 72 – 83.
26. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Академия, 2014. 192 с.
27. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 87 – 88.
28. Панфилова А.П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе, М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
29. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Просвещение, 2018. 352 с.
30. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М.: Феникс, 2016. 344 с.
31. Петровский А., Шпалинский В. Социальная психология коллектива. СПб.: Речь, 2014. 544 с.
32. Реан А., Коломинский Н. Социальная педагогическая психология. М.: Просвещение, 2014. 412 с.
33. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гуманит, 2016. 496 с.