Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Современные подходы к определению понятия «судебная власть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Функции, принципы организации и полномочия судебной власти

2.1 Формы и принципы организации судебной власти

Судебная власть – это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судебными органами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Действия этой ветви власти направлены на защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а её главной функцией выступает отправление правосудия. Нужно отметить, что судебную власть как вид государственной власти нельзя отождествлять с органами (напр. суд) или должностными лицами (напр. судьями)[20]. Это понятие включает в себя лишь способности и возможности, которые нужны для функционирования данной ветви власти.

В юридической литературе к основополагающим признакам судебной власти относят:

1) вид государственной власти (является одной из трёх самостоятельных ветвей власти);

2) создание специальных органов для ее реализации судебной власти. В Российской Федерации полномочия осуществления правосудия (никакой другой орган, кроме суда, не может осуществлять эти функции и полномочия);

3) осуществляется путём судопроизводства;

4) обладает полнотой власти (судебные решения, которые вступили в законную силу, обязательно должны исполняться всеми государственными и негосударственными учреждениями, должностными лицами, гражданами на всей территории РФ);

5) осуществляется в соответствии с законом;

6) может осуществляться с участием представителей народа;

7) характеризуется независимостью, самостоятельностью, обособленностью.

Независимость заключается в том, что никакой государственный орган и гражданин не вправе давать указания о разрешении конкретных дел, а также влиять на их исход. Такое вмешательство уголовно наказуемо и считается преступлением (ст. 294 УК РФ).

Самостоятельность. Суды осуществляют свою власть самостоятельно и не зависимо от воли других людей в своей деятельность опираются только на Конституцию РФ и действующие законы (ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).


Обособленность. Образуются специальные органы (суды), осуществляющие данную власть. Они образуют такую систему, которая не входит в структуру органов исполнительной и законодательной власти.

Таким образом, судебную власть определяют как самостоятельную ветвь государственной власти, которая обладает рядом своих признаков. Все они в полной мере характеризуют ее как государственную, независимую, самостоятельную, обособленную ветвь власти, которая осуществляет свою деятельность путём судопроизводства в рамках закона. Народ вправе принимать участие в отправлении правосудия[21].

Принципы судебной власти – это основополагающие положения, которые включают в себя идейные основы организации и деятельности власти, её природу (как самостоятельной ветви государственной власти), закрепленные в нормативных правовых актах (например: в Конституции РФ, в различных законах).

Рассмотрим конституционные принципы судебной власти. Они делятся на два вида – общие и специальные. К общим принципам организации и деятельности судебной власти следует отнести:

1. Принцип законности, который подразумевает осуществление судебной власти на основании на Конституции РФ и закона.

2. Принцип полноты судебной власти. Данный принцип включает в себя распространение власти на все важнейшие сферы жизнедеятельности государства и общества, на всю территорию государства и на всё население (без исключений). Кроме этого он подразумевает под собой властный характер.

3. Принцип самостоятельности и независимости судебной власти.

Власть обладает собственным кругом функций, системой органов, самостоятельно устанавливает статус судьи. Она имеет внутреннюю и внешнюю автономию. То есть никакой иной орган или лицо не в праве вмешиваться в деятельность судебной власти. В противном случае такое деяние будет преследоваться по закону.

4. Принцип государственного финансирования. Является важным условием для того, чтобы судебную власть можно было считать самостоятельной. Для толкования данного принципа обратимся к статье 124 Конституции РФ, которая предусматривает финансирование судов только из федерального бюджета. Следует отметить, что для судов создан специальный орган для регламентации финансовых основ обеспечения деятельности судов - Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

5. Принцип единства судебной власти, который подразумевает под собой организацию и деятельность, которая говорит о наличии в государстве целостного, единого механизма, который выполняет общие функции судебного контроля и правосудия.


Данный принцип достигается путём:

- закрепления в законодательстве единого статуса судей;

- соблюдения всеми судами РФ, а также субъектов, правил судопроизводства, которые установлены в Конституции РФ и федеральными законами;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета;

- применения всеми судами общепринятых нормативно правовых актов, которые приняты на территории государства;

- обязательного исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, которые вступили в силу;

- установления судебной системы нормативно правовыми актами.

6. Принцип федерализма, который подразумевает под собой устройство судебной власти в государстве (федеративном) и сочетается с предыдущим принципом (единства).. Неотъемлемыми для функционирования судебной системы являются специальные принципы.

К ним относят принцип судоустройства, включающий в себя такие понятия как универсальность защиты в суде, доступность и открытость[22]. При определённых случаях в судебном заседании могут участвовать как присяжные, так и арбитражные заседатели.

Такое привлечение граждан в правосудие отражает демократическую сторону судебной власти[23].

Принципы непосредственно самого судопроизводства основываются на таких понятиях, как: гласность, презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон, национальный язык.

Статья 26 Конституции РФ гарантирует свободу выбора и пользования родным языком. Федеральные суды в процессе судопроизводства используют русский язык, но в судах субъектов федерации можно встретить судебные процессы, проводимые на государственном языке республик. Если гражданин не владеет этим языком, то у него есть право выбора языка судопроизводства или воспользоваться услугами переводчика, которого предоставляет государство за свой счёт. Нельзя забывать о таком важном принципе как статус судьи.

При его формировании действует правило «трёх Н»: независимость, несменяемость, неприкосновенность. Все перечисленные принципы гармонично сочетаются в судебной власти. Перейдем к рассмотрению основных функций судебной власти, вытекающих из вышеперечисленных принципов.

К основным признакам правосудия относят следующие:

1) судебные решения имеют обязательный характер;

2) осуществляется судами в лице присяжных (при рассмотрении гражданских дел) и арбитражных (при рассмотрении арбитражных дел) заседателей;


3) закон диктует способ осуществления правосудия. Ко всему прочему правосудие способно своими действиями укреплять правопорядок, а также законность, предупреждать правонарушения, ну и наконец – защищать интересы государства и общества (что немаловажно в любом обществе).

Судебный контроль – это деятельность суда которая затрагивает публично-правовые отношения. Здесь выносится решение относительно органов публичной власти.

Выделяют следующие формы судебного контроля:

- конституционный контроль (в основе деятельности лежит проверка на соответствие Конституции РФ нормативно правовых актов, а также другие объекты контроля);

- административный контроль (проверка действий органов исполнительной власти или должностных лиц на соответствие закона);

- контроль за мерами ограничения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве (проведение обыска, санкционированный арест, заключение под стражу и т.д.).

Органы, которые занимаются таким контролем, осуществляют деятельность на постоянной основе. Все выносимые решения являются обязательными к исполнению. Одним из основных органов, осуществляющих контроль, является Конституционный Суд Российской Федерации.

Например, в его функции входят:

1) контроль за соответствием федеральных законов, различных нормативно правовых актов, законов субъектов РФ положениям Конституции РФ;

2) контроль за законностью действий или бездействий должностных лиц и органов исполнительной власти и др.

3) контроль за исполнением судебных решений. Обобщая, заметим, что основными функциями судебной власти являются осуществление правосудия, судебный контроль, судебное санкционирование, толкование Конституции.

Основными целями судебной власти являются правильное и быстрое рассмотрение и разрешение судебных дел, защита прав и охраняемых законом интересов, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе неуклонного исполнения и соблюдения законов.

Данные цели и функции судебной власти исполняются судами посредством вынесения судом актов на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативных правовых актов. Суд в правовом государстве занимает особое место. Только он способен разрешать конфликты, осуществлять конституционный контроль (т.е. сдерживает законодательную и исполнительную ветви власти в рамках закона), устанавливать меры наказаний для виновных лиц, а также защитить граждан от произвола должностных лиц.


И это далеко не все полномочия «третьей ветви власти». Следует отметить, что все решения суды выносятся судьёй от имени государства (обеспечивает их исполнение), являются обязательными к исполнению для каждого субъекта права.

В российской Конституции отводится даже отдельная глава, которая непосредственно раскрывает все особенности данной ветви власти. В ней упоминается одна из важнейших функций судебной власти – отправление правосудия судом. Никакой иной орган не вправе пользоваться данными полномочиями. В противном случае такие действия будут караться законом[24].

В России действует система судов, организованная по правилам, характерным для сложных иерархических саморазвивающихся систем.

Каждое её звено обладает кругом своих полномочий, а также особым внутренним устройством. Например, Конституционный суд РФ – единственный орган, который может толковать Конституцию РФ, в этом и состоит его главная особенность.

В соответствии с ФКЗ « О судебной системе» выделяют суды трёх уровней:

1) федеральные суды (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Верховные суды республик, краевые, Областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды);

2) федеральные арбитражные суды (Арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды, Арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды);

3) конституционные (уставные) суды;

4) мировые судьи.

Судебная власть выступает в роле «контролёра» за деятельностью двух других ветвей. А чёткая иерархия судов в правовом государстве, рассмотренная на примере судоустройства РФ, позволяет в полной мере и на всей территории РФ осуществлять главную задачу судебной власти – защиту прав и свобод человека и гражданина . Все три ветви власти гармонично должны сосуществовать вместе, и для нормального функционирования правового государства необходимо сочетать в комплексе деятельность каждой из них (законодательной, исполнительной и судебной).

2.2 Функции и полномочия судебной власти


Конституционное установление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является одним из условий развития России как правового государства. Закрепление в ст. 10 Конституции РФ судебной власти в качестве отдельной, независимой ветви власти не повлекло за собой законодательного формулирования определения судебной власти в актах, непосредственно регулирующих систему и деятельность судебных органов.