Файл: Оценка готовности детей к школе (психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста (6-7 лет)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключ:

Шкала оценивания уровня исходной мотивации учения у детей

Коэффициент готовности
(V)

Уровень мотивационной готовности

8-10

Полная психологическая готовность

5-8

Не достаточная готовность

менее 5

Не готов

Методика №3. Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, автор Р.С. Немов, (см. Приложение В).

Цель: психодиагностика словесно-логического мышления детей, поступающих в школу.

Инструкция: особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на серию вопросов. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.

Ключ:

Шкала оценивания степени развитости мышления у детей

Коэффициент готовности

(V)

Уровень развитости

мышления

10

очень высокий

8-9

высокий

4-7

средний

2-3

низкий

0-1

очень низкий

Методика №4. Узнавание фигур, автор Н.А. Бернштейн, (см. Приложение Г).

Цель: оценка состояния памяти.

Инструкция: Взрослый говорит: «Рассмотри внимательно фигуры, которые я покажу, и постарайся их запомнить». Время демонстрации 10 сек. (рис. 56а). Сразу после показа предъявляют табл. 2 (рис 56б), где фигуры-эталоны расположены в случайном порядке среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он запоминал.

Ключ:

Шкала оценивания состояния памяти

Коэффициент готовности(кол-во узн.фигур.

(V)

Уровень памяти

9

Очень высокий

7-8

Норма

6

Низкая норма

меньше 6

Низкий результат

Вывод: Констатирующий эксперимент состоит из четырех методик. Методика №1 Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний, автор Р.С. Немов. Методика №2 Отношение ребенка к обучению в школе, автор Р.С. Немов. Методика №3 Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, автор Р.С. Немов. Методика №4 Узнавание фигур, автор Н.А. Бернштейн.


2.2 Анализ и интерпретация данных

В рамках изучения уровня психологического развития ребенка по методике «общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», были получены следующие первичные показатели, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты изучения психологического развития детей дошкольного возраста

Испытуемые

Показатели

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

1

1

9

2

1

1

1

0,5

0

0

1

0,5

0,5

0,5

6

3

1

1

1

0,5

0

0

0,5

1

0,5

0,5

6

4

1

1

1

1

0

0

1

0,5

0,5

0,5

6,5

5

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0,5

8,5

6

1

1

1

1

0

0

0,5

0

0

0,5

5

7

1

1

1

0,5

0

0

0,5

0,5

0,5

0,5

5,5

8

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

1

9,5

9

1

1

1

0,5

0

0

1

0

0,5

0,5

5,5

10

1

1

1

0,5

0

0

0,5

0,5

0,5

1

6


Обобщенные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Общие показатели психологического развития детей

Уровень
психологического развития детей

Высокий

Средний

Низкий

30%

70%

0%

Как показано в данной таблице к высокому уровню психологического развития относятся 30% , к среднему 70% и к низкому 0% детей.

Таким образом, у большинства детей наблюдается средний уровень психологического развития, для его улучшения родители должны как можно больше общаться с детьми на разносторонние темы, отвечать на вопросы интересующие ребенка, заинтересовывать раннее неизведанным.

Для более наглядного представления результатов была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Общие показатели психологического развития детей

В ходе исследования исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу по методике «отношение ребенка к обучению в школе», были получены следующие первичные показатели, представленные в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели исследования исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу

Испытуемые

Показатели

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

6

2

1

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0,5

0

0

0,5

4

3

0

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0,5

0

0

0,5

3

4

0

0,5

0

0,5

0

0

0,5

0,5

0,5

0,5

3

5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

6,5

6

0,5

0,5

1

0

0

0,5

0

0

0

0,5

3

7

0,5

1

0,5

0

0

0,5

0,5

0,5

0,5

0

4

8

1

0,5

1

0

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

6

9

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0

0

0

5

10

0

0,5

0,5

0

0,5

0

0,5

0,5

0,5

0

3


Анализ полученных результатов позволил составить следующую обобщенную таблицу 4.

Таблица 4 - Сравнительные показатели исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу

Уровень
исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу

Высокий

Средний

Низкий

0%

40%

60%

Как показано в данной таблице к высокому уровню исходной мотивации учения у детей, поступающих, в школу относятся 0% , к среднему 40% и к низкому 60% детей.

Таким образом, можно отметить, что у большинства детей поступающих в школу низкая мотивация. Крайне важно вовремя повысить мотивацию, пока это не привело к серьезным проблемам в учебе, для этого необходимо выяснить причину отсутствия желания идти в школу. Важным является поддержка родителей.

Для более наглядного представления результатов была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Сравнительные показатели исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу

В рамках диагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу по методике «определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», были получены следующие первичные показатели, представленные в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты диагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу

Показатели

Испытуемые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0,5

0

0

0

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

2

0,25

0,25

0

0

0,5

0,25

0

0,25

0

0,25

3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5

0,25

0

0,25

0,25

0,25

0

0

0,25

0,25

0

6

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

0,25

0

0,25

0

0,25

0

0

0,25

0

0

8

0,5

0,25

0

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

9

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10

0,25

0

0,25

0

0,25

0,25

0

0,25

0,25

0,25

11

0,25

0,25

0

0,5

0,25

0

0

0,25

0,5

0

12

0

0,25

0

0

0

0,25

0

0,25

0

0

13

0

0

0

0,25

0

0

0,25

0,25

0

0,25

14

0

0

0

0

0,25

0

0

0

0

0

15

0,25

0

0

0,25

0,25

0

0

0

0,25

0

16

0,5

0,25

0,25

0,5

0,5

0,5

0,25

0,5

0,5

0,5

17

0,25

0

0,25

0,25

0,25

0

0,25

0,25

0

0,25

18

0,5

0,25

0,25

0,25

0,25

0,5

0,5

0,5

0,25

0,5

19

0,25

0

0,5

0,25

0,5

0,25

0

0,5

0,25

0,25

20

0

0,25

0

0,25

0

0

0,25

0

0

0

Результат

5

2,75

3

4,25

5,5

3,5

3

5,5

3,75

3,75


Анализ полученных результатов позволил составить следующую обобщенную таблицу 6.

Таблица 6 - Сравнительные показатели словесно-логического мышления детей, поступающих в школу

Уровень словесно-логического мышления детей, поступающих в школу

Высокий

Средний

Низкий

0%

70%

30%

Данная таблица показывает, что 70% детей имеют средний уровень словесно-логического мышления, 30% низкий, детей высокого уровня мышления не наблюдается.

Для того чтобы уровень мышления улучшился, необходимо ежедневно проводить с ребенком различного рода упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать, искать схожести и различия, использовать самые различные логические задачи.

Для более наглядного представления результатов была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Сравнительные показатели словесно-логического мышления детей, поступающих в школу

В ходе оценки состояния памяти у детей, поступающих в школу по методике «узнавание фигур», были получены следующие первичные показатели, представленные в таблице 7.

Таблица 7 - Результаты оценки состояния памяти детей, поступающих в школу.

Испытуемые

Показатели

Результат

1

7

Норма

2

6

Низкая норма

3

5

Низкий результат

4

8

Норма

5

6

Низкая норма

6

7

Норма

7

6

Низкая норма

8

7

Норма

9

5

Низкий результат

10

6

Низкая норма

Анализ полученных результатов позволил составить следующую обобщенную таблицу 8.

Таблица 8 - Сравнительные показатели состояния памяти детей, поступающих в школу.

Уровень
оценки состояния памяти детей, поступающих в школу

Высокий

Средний

Низкий

40%

40%

20%