Файл: Оценка готовности детей к школе (психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста (6-7 лет)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из таблицы видно, что у 40% детей высокий уровень состояния памяти, у 40% средний и у 20% низкий, что говорит о необходимости усовершенствовать состояние памяти.

Проблема памяти, особенно остро встает в период поступления в школу, чтобы ребенок легко мог адаптироваться и справится с новыми требованиями, родителям стоит заблаговременно позаботиться о памяти ребенка. Такие упражнения как повторение слов, фраз, заучивание предложений и стихов, а так же пересказы прочитанных взрослым сказок, помогут обойти проблему памяти стороной.

Для более наглядного представления результатов была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Сравнительные показатели состояния памяти детей, поступающих в школу.

Анализ полученных результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. В рамках изучения уровня психологического развития ребенка по методике «общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», были получены следующие результаты, к высокому уровню психологического развития относятся 30% , к среднему 70% и к низкому 0% детей.

2. В ходе исследования исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу по методике «отношение ребенка к обучению в школе», были получены следующие результаты, к высокому уровню относятся 0% , к среднему 40% и к низкому 60% детей.

3. В рамках диагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу по методике «определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», были получены следующие результаты, 70% детей имеют средний уровень словесно-логического мышления, 30% низкий, детей высокого уровня мышления не наблюдается.

4. В ходе оценки состояния памяти у детей, поступающих в школу по методике «узнавание фигур», были получены следующие результаты у 40% детей высокий уровень состояния памяти, у 40% средний и у 20% низкий.

Для более наглядного представления полученных результатов была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Обобщенные показатели психологической готовности детей к школьному обучению

Примечания

1 №1 - методика 1

2 №2 - методика 2

3 №3 - методика 3

4 №4 - методика 4

Заключение


Изучив проблему психологической готовности к школьному обучению в теоретических источниках Р.С. Немова, Н.А. Бернштейна, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, Н.Г. Салмина и многих других, были составлены следующие выводы.

Психологическая готовность к школьному обучению - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности, что и подтверждает гипотезу исследования о том, что психологическая готовность к школьному обучению зависит от сформированности интеллектуальной и личностной компонентов детей дошкольного возраста.

Личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В процессе экспериментального исследования были получены следующие результаты:

1. В рамках изучения уровня психологического развития ребенка по методике «общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», были получены следующие результаты, большинство детей относится к среднему уровню психологического развития.

2. Результаты исследования исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу по методике «отношение ребенка к обучению в школе», показали, что у большинства детей наблюдается низкий уровень мотивации учения.


3. В рамках диагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу по методике «определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», были получены следующие результаты, у большинства детей наблюдается средний уровень словесно-логического мышления.

4. В ходе оценки состояния памяти у детей, поступающих в школу по методике «узнавание фигур», были выявлено, что у большинства детей достаточно высокий уровень развития памяти.

Таким образом, личностная и интеллектуальная готовность детей к школе, не достаточно сформирована, о чем свидетельствуют результаты исследования.

Список использованных источников

  1. Вегнер, Л.А. Домашняя школа мышления.- СПб.: Дрофа, 2015. – 400 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 555 с.
  3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе.-СПб.: Питер, 2015. – 208 с.
  4. Запорожец, А.В. Психология. - СПб.: Просвещение, 2014. – 240 с.
  5. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология. – М.: Форум, 2016. – 384 с.
  6. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015. - 592 с.
  7. Немов, Р.С. Психология. Книга 1. - М.: Владос, 2015. - 687 с.
  8. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. - М.: Владос, 2015. - 608 с.
  9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева.- СПб.: ООО Питер Пресс, 2013. - 560 с.
  10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель, 2016. - 480 с.
  11. Психологический словарь Р.С. Немов. - М.: Владос, 2016. - 560 с.
  12. Психология аномального развития ребенка (том1) / Под ред. В.А. Лебединский, М.Е. Бардышевская.- М.: Черо, 2015. - 744 с.
  13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 720 с.
  14. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 460 с.
  15. Урунтаева, Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2015. - 368 с.
  16. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2015. - 349 с.
  17. Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2016. - 384 с.

Приложения

Приложение А

Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний, автор Р.С. Немов.

Цель: оценивание уровня психологического развития ребенка.


Методики предназначается для детей, поступающих в школу.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

Инструкция. За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно получил 8-10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8баллов. И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Приложение Б

Отношение ребенка к обучению в школе, автор Р.С. Немов.

Цель: определение исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Инструкция. В данной методике, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой - неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.


Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл,считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8баллов. И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.