Файл: Оценка готовности детей к школе (психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста (6-7 лет)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению
1.2 Личностная и социально-психологическая готовность к школьному обучению
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Глава 2 Исследование психологической готовности к школьному обучению
2.1 Констатирующий эксперимент
Введение
Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идёт в школу.
Понятие «готовность к обучению в школе» включает физиологическую готовность к школьному обучению и психологическую готовность к обучению в школе.
На протяжении долгих лет актуальным остается вопрос: «В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или семь лет, а может быть в восемь? Как подготовить его к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей, так как от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Поэтому проблема психологической готовности к школьному обучению является актуальной на сегодняшний день.
Цель исследования: дать оценку психологической готовности к школьному обучению.
Объект исследования: психологическая готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие психологической готовности к школьному обучению.
3. Проанализировать критерии психологической готовности ребенка к школе.
4. Изучить особенности психологической готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Гипотеза исследования: психологическая готовность к школьному обучению зависит от сформированности интеллектуальной и личностной компонентов детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Автор: Р.С. Немов).
2. Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Автор: Р.С. Немов).
3. Методика «Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» (Автор: Р.С. Немов).
4. Методика «Узнавание фигур» (Автор: Н.А. Бернштейн).
Теоретическая значимость исследования заключается в описании критериев психологической готовности к школьному обучению.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения материалов курсовой работы в самостоятельной деятельности практических психологов.
Глава 1 Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников называется психологической готовностью к школе. Подготовка детей к школе охватывает в жизни ребенка все сферы, и лишь один из аспектов этой сферы является психологическая готовность.
Готовность к школе на современном этапе рассматривается, как готовность к обучению в школе или готовность к учебной деятельности. Такое соотношение доказано взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих типов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, трудность психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как трудность смены ведущих типов деятельности, т.е. это форсирование от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [5]. Такой подход является актуальным и значимым, но готовность к учебной деятельности не охватывает целиком феномена готовности к школе.
В 60-е годы Л.И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе зависит от развития и совершенствования уровня познавательных интересов, мыслительной деятельности, готовности к произвольной регуляции, к социальной позиции школьника [7]. Схожую точку зрения развивал А.В. Запорожец. Автор отмечал, что готовность к обучению в школе это целостная система взаимосвязанных личностных качеств ребенка, в том числе его мотивация, уровень развития аналитико-синтетической и познавательной деятельности [4].
На сегодняшний день известно, что готовность к школьному обучению это воспитание многокомпонентное, которое требует комплексных психологических исследований.
В психологии развития выделяют традиционно три аспекта школьной зрелости: 1) интеллектуальный, 2) эмоциональный и 3) социальный.
Интеллектуальная зрелость это дифференцированное восприятие (т.е. перцептивная взрослость), которое включает в себя концентрацию внимания; подчеркивание фигуры из фона; аналитическое мышление, т.е. способность находить главные связи между явлениями; возможность логического запоминания; способность воссоздавать образец, а также усовершенствование тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Следует отметить, что понимаемая таким образом интеллектуальная взрослость в существенной мере отражает функциональное развитие структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном рассматривается как способность длительный период делать не слишком привлекательные упражнения, а также уменьшение импульсивных реакций.
Социальная зрелость рассматривается, как наличие желания ребенка общаться со сверстниками, способность детей подчинять свой образ действий законам детских групп, а также умение выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Следовательно, из выше сказанного создаются тесты определения школьной зрелости, основанные на выделенных аспектах.
В работах отечественных психологов наблюдается глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, которая исходит из трудов Л.С. Выготского. Зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на формирование тестов и тем самым меньше ориентированы на изучение теории данного вопроса [2].
Например, Л.И. Божович выдвигает несколько параметров психологического развития ребенка, которые в свою очередь влияют на благополучность обучения в школе [7]. В эти параметры входит мотивационное развитие ребенка: познавательный и социальный мотив учения, способность произвольного поведения, и интеллектуальное развитие. Самым главным и важным параметром психологической готовности ребенка к школе, по мнению автора, является мотивационная сфера.
Подготовленный к школе ребенок, испытывает потребность в обучении, так как ему хочется занять определенную позицию в обществе сверстников и окружающих его людей. Обучение открывает ему доступ в мир взрослых и поэтому у него присутствует познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Эта потребность способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающему миру, которое Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника» [7]. Данное новообразование Л.И. Божович играет огромную роль в жизни ребенка. Так как широкие социальные мотивы учения и «внутренняя позиция школьника» это явления исключительно исторические [7].
Новообразование «внутренняя позиция школьника» это соединение двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми. Оно возникаюет на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и позволяет ребенку влиться в учебный процесс в качестве отдельного субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика, т.е. в социальном формировании и исполнении намерений и целей.
В проблеме психологической готовности детей к школе, произвольности уделяют особую роль. Известно, что ключевой проблемой психологической готовности к школе является слабый рост произвольности, это главный критерий психологической неготовности к школе. Но к сажелению, очень мало исследований направленных на изучение того, в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе.
Проблема состоит в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новшеством в младшем школьном возрасте, развитие которого происходит внутри учебной деятельности данного возраста, с другой же стороны -слабая развитость произвольности вредит началу обучения в школе.
Д.Б. Эльконина считает, что ребенку позволяет подняться на следующую ступень развития гораздо быстрее ролевая игра в детском коллективе, она формирует произвольность лучше, чем игра в одиночку [17]. А втор отмечает, что в одиночку осуществить произвольный контроль ребенку бывает очень сложно, а коллектив корректирует нарушение в подражании какому-либо образу.
Напротив Е.Е. Кравцова, характеризуя психологическую готовнось детей к школе, отводит общению главную роль [5]. Автор выделяет три сферы - отношение к самому себе, к сверстнику и к взрослому. Уровень развития этих отношений помогает определить степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности.
1.2 Личностная и социально-психологическая готовность к школьному обучению
Личностная и социально-психологическая готовность - это готовность ребенка принимать новую социальную роль, роль школьника, имеющего иной круг прав и обязанностей. Готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, одноклассникам, самому себе.
Прежде всего, чтобы учение было плодотворным ребенок, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На возникновение подобного желания оказывает влияние позиция родителей к учебе, как к значимой содержательной деятельности, намного более значимой, чем игра дошкольника. Влияние оказывает и связь с другими детьми, сам шанс занять новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.
Устремленность ребенка занять новое социальное положение приводит к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию, как центральное личностное позиционирование, которое дает характеристику личности ребенка в целом [7]. Именно оно и определяет образ действий, инициативность ребенка и всю систему его отношений к происходящему, к самому себе и окружающим его людям. Ребенком образ жизни школьника в качестве человека, который занимается в общественном месте значимым и ценным делом, воспринимается, как естественный для него путь к взрослению - он отвечает сформированному в игре мотиву «стать взрослым и осуществлять все его функции».
Начиная с того времени, как в сознании ребенка образ школы приобрел черты искомого образа жизни, позволительно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новую сущность - стала внутренней позицией школьника, это означает, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.
Внутреннюю позицию школьника можно обусловить как систему потребностей и устремлений ребенка, связанных с обучением в школе т.е. такое отношение к школе, когда приобщенность к ней переживается ребенком, как его собственная нужда.
Для ребенка, поступающего в школу, кроме отношения к учебному процессу, важным является отношение к педагогу, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должен выработаться такой тип общения ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится абсолютным авторитетом, появляется желание подражать ему. Упрощая общение в ходе урока, когда исключаются непосредственно эмоциональные контакты, когда нет возможности говорить на посторонние темы, делиться своими волнениями, а можно лишь давать ответы на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по тематике урока, сперва подняв руку.