Файл: Теоретические аспекты организационной культуры в организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры в организации
1.2 Формирование и оптимизация в корпоративной культуре организации
Глава 2 Характеристика корпоративной культуры на примере ООО «Диопром»
2.1 Краткая характеристика действующего предприятия ООО «Диопром»
2.2 Корпоративная культура на ООО «Диопром» и ее роль в управление персоналом
- Принцип эффективности (постоянное целенаправленное воздействие на элементы и атрибуты культуры корпорации с целью повышения эффективности деятельности компании и достижения наилучших социальнопсихологических условий труда сотрудников. [11, С. 15]
По мнению Федин М. , при формировании и развитии корпоративной культуры следует учитывать основные этапы этого процесса:
- этап сбора данных: описание состояния основных элементов культуры конкретной компании;
- измерение степени соответствия основных элементов культуры признакам прогрессивной культуры компании;
- определение перечня необходимых мероприятий, направленных на формирование прогрессивной культуры данной организации;
- проектная проработка и обоснование каждого мероприятия;
- обоснование мероприятий, направленных на совершенствование и изменение уже существующих элементов культуры компании;
-реализация на практике предложений по формированию прогрессивной культуры;
- анализ эффективности предложенных мероприятий. [17, С. 14]
Предлагаемый комплексный механизм становления и трансформации
организационной культуры (рисунок 2) позволяет учесть взаимосвязанные внешние и внутренние процессы формирования организационных норм и ценностей. На стадии зарождения организации происходит формирование ключевых компетенций организации, направление ценностей как внутрь организации, так и наружу, перевод каждой корпоративной ценности на уровень поведения сотрудника. На стадии организационного роста с учетом особенностей бизнеса происходит становление внутренних и внешних ценностей, затрагивающих принципы работы с партнерами, отношения с клиентами и персоналом, принципы развития. При этом важно, чтобы в создании ценностей участвовали сотрудники разных подразделений. Процессы интеграции, происходящие на последующих стадиях развития организации, сопровождаются повышением уровня вовлеченности сотрудников в организационную деятельность, а также способствуют адаптации персонала к изменениям внешней среды.
Камерон К. и Р. Куинн, обобщая теоретические и практические изыскания в области управления, представили классификацию подходов к измерению корпоративной культуры. Они выявили три основных методологических подхода:
- Холистический подход. Предполагает погружение исследователя в культуру как глубоко сопричастного сотрудника, становление исследователя составной частью «ядра» организации.
- Метафорический подход. Исследователь становится сопричастным наблюдателем, изучает образцы документов, отчетности, фирменных анекдотов и легенд, бытующих рассказов и бесед.
- Количественный подход. Исследователь проводит собеседования для оценки конкретных проявлений культуры, пользуется вопросниками, выступает в роли официального социолога и психолога [10].
Глава 2 Характеристика корпоративной культуры на примере ООО «Диопром»
2.1 Краткая характеристика действующего предприятия ООО «Диопром»
ООО «Диопром» тюменская компания, оказывающая услуги по заливке и обслуживанию полимерных наливных полов производственного назначения.
Данная компания была создана 31 августа 2002 года по инициативе Филатова Сергея Николаевича, который занял должность генерального директора.
ООО «Диопром», коммерческая организация и поэтому главной целью ее деятельности является получение прибыли. Для достижения цели компания ставит перед собой следующие задачи:
- завоевание определенной доли рынка;
- рост организации;
- приобретение доверия клиентов.
Существующий объем производства 70000 м.кв./год.
К факторам, которые повлияли на решение создать фирму в Тюмени, можно отнести, прежде всего, то, что специализированных компаний оказывающих услуг по производству промышленных полов в Тюмени, на тот момент не было. Данные услуги предоставляли компании из других регионов и поэтому диктовали свою политику цен.
Рынком сбыта готовой продукции являются заказчики строительства торговых центров, автосалонов, культурно-развлекательных центров, а также предприятия и организации Тюменской области.
География оказания услуг не ограничивается только Тюменью, заказчиками ООО «Диопром» были фирмы из городов: Сургут, Ноябрьск, Нижневартовск, Советский, Омск, Челябинск, Талица, Курган.
В год образования компании наметился устойчивый рост промышленного строительства в регионе, что позволило благодаря проведению рекламной кампании, закрепится на строительном рынке Тюменской области.
Были произведены работы по заливке полимерных наливных полов в таких торговых центрах как «Метро Кэш энд Керри», «Лента» а также в автосалонах «Тойота», «Мазда» и «Фольцваген».
В дальнейшем для получения заказов ООО «Диопром» неоднократно участвовало в специализированных строительных выставках в городе Тюмень, размещало свою рекламу в специализированных печатных изданиях регионального уровня.
Рост объемов производства постоянно сопровождался приобретением нового высокопроизводительного оборудования, освоения новых технологий уменьшающих издержки и повышающие производительность. Осваивались новые рынки.
Персонал фирмы состоит из высококвалифицированных специалистов и находится в состоянии комплектации. Общая планируемая численность работающих -35 человек.
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками вследствие использования высокопроизводительного оборудования с более высокой выработкой на 1 человека, нежели у конкурентов, а также более высоким качеством готовой продукции.
ООО «Диопром» занимает 35 % рынка и является лидером на рынке услуг по устройству промышленных полов в Тюменской области.
Основными конкурентами являются следующие организации:
ООО «Полур» г. Екатеринбург.
ООО «Эверест» г. Тюмень.
ООО «Ромекс Урал» г. Тюмень.
В совокупности эти предприятия занимают 50-55 % рынка.
Также в регионе работают предприятия из Набережных Челнов, Перми, Челябинска и в совокупности выполняют до 15 % объемов работ в области.
Маркетинговой стратегией ООО "Диопром" является ценовая конкуренция при обеспечении эксклюзивного качества изделий. В связи с этим фирма сможет не только занять планируемую нишу на региональном рынке (27,5%), но и закрепиться на ней, обеспечив себе стопроцентный гарантированный сбыт.
Для этого в течение первого года планируется сформировать у потенциальных потребителей мнение о товаре и фирме, в связи, с чем в этот период целесообразна наиболее интенсивная реклама в средствах массовой информации, затем постоянно поддерживать в сознании потребителей заинтересованность в данном продукте, реклама будет появляться, но немного реже.
ООО «Диопром» осуществляет оплату труда сотрудников по окладной системе. Ставки оклада формирует генеральный директор. Окладная система оплаты имеет положительные стороны в том что, не зависимо от объема выполненной работы сотрудник получает гарантированную выплату. Однако при такой системе снижается мотивация сотрудников к выполнению служебных обязанностей. В дальнейшем генеральный директор планирует перейти на окладно-приемиальную систему оплаты труда с коэффициентом трудового участия снизив при этом оклады сотрудников на 10 %,что позволит повысить мотивацию и увеличить производительность.
Среднемесячные затраты на оплату труда составляют: генеральный директор - 25000,0 руб.;главный бухгалтер - 20000,0 руб.;начальник производства 18000,0 руб.;прораб - 17000,0 руб.;рабочие 15000,0 руб.
Рабочие участка производства полов: рабочие - 12 чел., прораб - 2 чел.
Компания ООО «Диопром» молодая перспективная организация, которая имеет возможностьи желание расти и развиваться на рынке Тюмени.
2.2 Корпоративная культура на ООО «Диопром» и ее роль в управление персоналом
ООО «Диопром» сравнительно молодая организация, построение корпоративной культуры в которой велось с создания организации, изначально закладывались организационные ценности, стандарты поведения, регламентирование различных ситуаций.
Лидер в ООО «Диопром» генеральный директор. Стиль принятия ключевых решений авторитарный. Однако при появлении проблем личного характера у сотрудников при принятии решения учитывается также интересы сотрудника.
Учитывая небольшой размер организации, изначально формировалась клановая культура, которая предполагает наличие большого количества общих интересов у сотрудников организации. Упор делался на развитие «семейных» отношений. Особое значение придается сплоченности коллектива и моральному климату. Таким образом, сотрудники склонны в большей мере доверять руководителю и предоставлять ему право принятия высокорискованных управленческих решений.
К сожалению, мифология и ритуальность еще не сложилась в организации, в основном это связано с небольшим фактическим возрастом организации.
И вместе с тем, на культуру организации благоприятно воздействуют корпоративные мероприятия. Каждый новый специалист должен быть представлен всем сотрудникам.
Сотрудники постоянно информируются о мероприятиях внутри компании и за ее пределами. Обмен информацией между сотрудниками происходит постоянно.
Так же в организации не забывают и про дни рождения. Именинников всей командой поздравляют с днем рождения, подарок преподносится от команды и от руководителя. Основной смысл, подчеркнуть причастность к команде.
Как уже отмечалось выше, профессиональные праздники обязательно отмечаются сообща. Также проводятся разного рода мероприятия, связанные с повышением корпоративной культуры: обучение, тренинги.
Построение организации началось с формирования миссии и стратегии организации.
Миссия: «Для нашей организации нет более важных ориентиров, чем успешный бизнес и развитие персонала».
Стратегическими задачами были названы
1.Концентрация на ключевых отраслях;
2.Поддержка молодых специалистов;
3.Создание новых рабочих мест;
4. Продвижение в Тюмени предоставления услуг по укладке пола;
5. В перспективе освоение новых отраслей деятельности.
Как уже отмечалось ранее, корпоративная культура начинается с разработки руководством организации целей, задач и принципов работы. Эти понятия объединяются в общую философию, на основании которой разрабатывается организационная структура компании. В задачи руководства входит обязательное ознакомление нового сотрудника с корпоративной целью, личными задачами, правами и обязанностями при работе в организации.
В процессе становления организации руководством были сформированы следующие принципы:
1. Каждый пришедших к нам может и должен учиться.
2. Каждый научившийся или умеющий должен распространять свое знание.
3. Знающий не имеет права отказать в информации интересующемуся.
Небольшое количество сотрудников организации позволило провести личные собеседования руководителя с каждым из них с разъяснением сформулированных ценностей организации. Таким образом, изначально была сформирована единая культура.
В дальнейшем, вследствие расширения организации и усложнения осуществляемых ею функций, появилась необходимость в наборе новых сотрудников. Этот процесс был жестко формализован. Помимо необходимых профессиональных навыков к кандидату предъявлялись и иные требования.
Предлагалось заполнить анкету. Испытуемому предлагалось выбрать существующие варианты ответа, либо предложить свой мотивированный вариант ответа. Затем анкеты анализировалась руководителем организации на предмет совместимости личных ценностей сотрудника и организации.
В связи с тем, что ранее в организации не существовала должность начальника производства, то все полномочия начальника производства выполнял сам руководитель. Но при дальнейшем развитии, расширении и росте организации руководителю потребовалась помощь в управлении. И введение этой должности повлекло за собой изменение структуры организации.
На менеджера возлагались следующие полномочия:
- умение вести финансовую документацию по заказам;
- знание ПК;
- умение вести текущую организацию производства
- организация текущей работы персонала;
- непосредственная работа с клиентами по текущим и перспективным заказам;
- ответственность за внешний и внутренний имидж компании;
- контроль производственного процесса.