Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения стилевых характеристик мышления
1.1 Сущность стилевых характеристик мышления
1.2 Описание применяемых методик стилей мышления
Глава 2. Сравнительный анализ методик стилей мышления
2.1 Описание исследования и краткая характеристика методик
Тест стили и типы мышления имеют в структуре теста порядковую (ранговую) качественную (неметрическую) шкалу.
Изначально тест определения типа мышления и креативности был предложен Дж. Брунером для определения пяти типов мышления.
Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:
низкий уровень (от 0 до 5);
средний уровень (от 6 до 9);
высокий уровень (от 10 до 15).
После чего методика была адаптирована и немного укорочена психологами Г. Резапкиной и А. Алексеев. И теперь уровни представлены таким образом:
низкий (0-2);
средний (3-5);
высокий (6-8).
Испытуемому методики «Тип мышления» предлагается бланк с 40 утверждениями с которыми следует согласиться (+) или не согласится (-) с приведёнными ниже утверждениями. Ограничений по возрасту и времени не найдено.
Сумма баллов методики «Тип мышления» складывается из суммы каждого типа, в каждом из которых находится по восемь показателей (каждый показатель оценивается от 0 до 1 балла):
- Предметно-действенное мышление (П-Д);
- Абстрактно-символическим мышлением (А-С);
- Словесно-логическое мышление (С-Л);
- Наглядно-образным мышлением (Н-О);
- Креативность (К).
Сумма баллов методики «Стили мышления» складывается из суммы каждого стиля, в каждом из которых по восемнадцать показателей (показатель оценивается в баллы, которые были соотнесены самим испытуемым):
- Синтетический стиль;
- Идеалистический стиль;
- Прагматический стиль;
- Аналитический стиль;
- Реалистический стиль.
Перейдём к методике «Стили мышления» А. Харрисона и Р. Брэмсона, разработанная в 1984 году и адаптированная А. Алексеевым.
Уровни баллов представлены таким образом:
- 36 и менее баллов (стиль чужд испытуемому);
- от 42 до 37 (стойкое игнорирование данного стиля);
- от 48 до 43 (для испытуемого характерно умеренное игнорирование стиля);
- от 59 до 49 (зона неопределённости);
- от 65 до 60 (умеренное предпочтение данному стилю мышления);
- от 71 до 66 (сильное предпочтение стилю);
- от 72 и более баллов (очень сильное предпочтение, сильная фиксация, используется чаще всего).
Методика диагностики стилей и видов мышления основана на изучении индивидуального стиля мышления.
Методика «Стили мышления» Р. Брэмсона, А. Харрисона выявляет компоненты мышления:
- интеллектуальную систему стратегий;
- индивидуальные приёмы, навыки, операции мышления;
- предрасположенность индивидуальных способностей (от системы ценностей до мотивации).
Испытуемому для методики «Стили мышления» предлагается бланк в котором поставлена задача оценить каждое утверждение от наименее подходящего (1 балл) ему до наиболее подходящего (5 баллов). Каждый номер в одном вопросе используется только один раз. Всего таких групп вопросов 18. Ограничений по времени нет. Ограничение в возрасте от восемнадцати лет.
Используемые методики в отличии от остальных имеют ряд преимуществ (таблица № 1):
- обе методики схожи по параметрам, хотя имеют немного разное направление;
- методика «Стили мышления» имеют стимульный материал, а методика «Тип мышления» более проста в выполнении;
- методики предназначены для широкого круга людей;
- методики помогают последовательность и вид/стиль мышления, что используется в проф. ориентации для помощи младшего поколения в направление и выборе профессии.
Испытуемому для методики «Стили мышления» предлагается бланк в котором поставлена задача оценить каждое утверждение от наименее подходящего (1 балл) ему до наиболее подходящего (5 баллов). Каждый номер в одном вопросе используется только один раз. Всего таких групп вопросов 18. Ограничений по времени нет. Ограничение в возрасте от восемнадцати лет.
Методика «Тип мышления» Дж. Брунера в модификации Г. Резапкиной и А. Алексеева направлена на выявление таких компонентов:
- профессиональные интересы и склонности;
- наиболее возможный подходящий тип профессии.
2.2 Сравнение результатов по независимым выборкам
Изначально было выявлено среднее арифметическое по методикам диагностики стилей мышления, данные которого представлены в таблицах, приведённых ниже (таблица № 2 и № 3).
Для статистического критерия был отобран критерий Ч. Э. Спирмена, потому что в нашем исследовании важно было определить тесноту связи порядковых признаков, которые представляют собой ранги сравниваемых величин и для этого нам подходит критерий Спирмена.
Следующим был отобран непараметрический критерий Манна-Уитни, который нам позволит найти оценку различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака (взаимосвязь между разными категориями мышления), измеренного количественно между малыми выборками.
Таблица 2
Среднее статистическое, мода, медиана, в выборке исследования по методике «Стили мышления» Р. Брэмсона, А. Харрисона
|
среднее значение |
синтетический стиль |
47,7 |
идеалистический стиль |
56,2 |
прагматический стиль |
52,0 |
аналитический стиль |
56,5 |
реалистический стиль |
57,3 |
мода |
медиана |
стан.отклонение |
50 |
48 |
5,9 |
57 |
56,5 |
6,2 |
55 |
52 |
5,4 |
48 |
54,5 |
8,9 |
58 |
58 |
6,2 |
Таблица 3
Первичный статистический анализ выборки исследования по методике «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной и А. Алексеева
|
среднее значение |
предметно-действенное |
5,8 |
абстрактно-символическое |
3,7 |
словесно-логическое |
4,6 |
наглядно-обратное |
5,8 |
креативность (творчество) |
5,8 |
мода |
медиана |
стан.отклонение |
5 |
5 |
1,4 |
2 |
4 |
1,9 |
5 |
5 |
1,4 |
7 |
6 |
1,6 |
7 |
6 |
1,4 |
Между методиками по всей группе была проведена ранговая корреляция[11] Спирмена, который направлен на выявление меры линейной связи между случайными величинами (таблица № 4).
Таблица 4
Значимые взаимосвязи показателей выборки юношей и девушек
Корреляции |
||||||
возраст |
Предметно-действенное |
синтетич |
идеалист |
|||
Наглядно-образное |
Коэффициент корреляции |
-,382* |
||||
Креативность (творческое) |
Коэффициент корреляции |
-,355* |
,394* |
|||
аналит |
Коэффициент корреляции |
-,394* |
-,495** |
|||
реалист |
Коэффициент корреляции |
-,469** |
||||
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя). |
||||||
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). |
В связи с этим, для проверки гипотезы о схожести мышления юношей и девушек, мы воспользовались ранговой корреляцией Спирмена[12] по группам юношей и девушек.
При анализе групп существование интеркорреляции не обнаружилось.
В таблице № 4, которая приведена выше, показаны результаты по выборкам, которые достигли значимого уровня. В соответствии с данными, представленными в таблице мы можем наблюдать обратную корреляцию, которая обозначает зависимость одной переменной от другой.
Так же, следует добавить, что чем ниже наглядно-образное мышление, тем выше уровень предметно-действенного мышления. Чем ниже креативность, тем старше становится человек и тем сложнее придумывать что-то новое. При этом креативность зависит от предметно-действенного мышления, потому что не получится креативно мыслить и не воплощать это в действие. Возможно, это потому что креативность не зависит от одарённости, её можно развивать, а для того, чтобы развивать нужно видеть перед собой тот предмет, который станет твоим объектом креативности.
Чем менее склонен человек к аналитическому (последовательному) мышлению, тем выше вероятность синтетического (комбинирование противоположных идей) мышления, а также идеалистического мышления (построенное на ассоциациях). Аналитическое мышление преобладает у людей, которым свойственно обрабатывать большое количество информации, а раз этот стиль становится менее значимым в нашей выборке, это может значить, что более молодое поколение к этому не приспособлено. Хочу сказать, что в современном мире новых технологий не нужно усилий, чтобы обработать большой текст или долго обрабатывать какие-либо расчёты, потому что это может сделать техника. Именно поэтому больше преобладает синтетический стиль (мне кажется это отчасти креативность, смешивать разные мнения и вкусы, потому что результат обычно получается необычным, как например кисло-сладкое или самая частая фраза о том, что «противоположности притягиваются».
Идеалистический стиль, тоже преобладает в нашей выборке, поэтому можно предложить, что молодёжи свойственно мыслить ассоциациями, потому что так проще запомнить, именно поэтому в разных поп-культурах слова сокращают, потому что так быстрее и сразу понятно. Человеку с идеалистическим стилем мышления так же свойственно понятие широта взглядов и его применение. От этого можно склониться к тому, почему мир становится более толерантным (как раз совмещение несовместимого и широта взглядов). Из этого исходит, что наша выборка состоит из тех людей, которым удобно быстро поглощать ёмкую информацию, переработанную техникой и давать её в широкие массы для распространения широкого кругозора мышления.
Это не значит, что наша выборка ставит молодёжь выше или быстрее предыдущего поколения, но при этом данная характеристика ведёт нас к тому, что каждое новое поколение идёт в ногу с новым изменённым миром.
А также, чем меньше вероятность реалистического стиля мышления (ориентированное на познание природы и социальной действительности какова она есть), тем больше шансы, что у вас синтетическое мышление.
При анализе было выявлено, что существует положительная взаимосвязь между обеими методиками. Если значение одной методики возрастает, то значения другой имеет тенденцию к возрастанию. Обе методики направлены на выявление индивидуального стиля мышления.
Для того, чтобы выявить гендерные различия между выборками испытуемых по показателям проведённых тестов, мы использовали U-критерий Манна-Уитни.[13] Как мы можем видеть из таблицы № 5 гендерные различия почти не достигают статической значимости кроме нескольких показателей.
Таблица 5
Различия между группами юношей и девушек по показателям проведённых тестов
Показатели (критерии оценки) |
(1) группа юношей |
(2) группа девушек |
Критерий Манна-Уитни Uэмп |
||
Тест Г. Резапкина «Типы мышления» |
|||||
1. Предметно-действенное |
91 |
91 |
120,000 |
||
2. Абстрактно-символическое |
66 |
47 |
80,500 |
||
3. Словесно-логическое |
77 |
84 |
103,500 |
||
4. Наглядно-образное |
84 |
104 |
78,000 |
||
5.Креативность (творческое) |
84 |
97 |
86,500 |
||
Тест А. Харрисона «Стили мышления» |
|||||
1. Синтетический |
115 |
112 |
103,500 |
||
2.Идеалистический |
125 |
123 |
115,500 |
||
3.Прагматический |
121 |
124 |
104,500 |
||
4.Аналитический |
127 |
125 |
109,000 |
||
5.Реалистический |
125 |
128 |
94,500 |
Uкр ≤ 60 (p≤0.01) , Uкр ≤ 75 (p≤0.05)
Как мы можем видеть из таблицы, гендерные различия по предоставленным данным не имеют весомых различий по критерию Манна-Уитни.
По методики типы мышления в группе юношей можно предположить, что ведущим типом мышления является предметно-действенное, а у группы девушек наглядно-образное. Это свидетельствует о том, что юношам предпочтительнее для мышления видеть перед собой наглядный пример действия, которое требуется.