Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения стилевых характеристик мышления
1.1 Сущность стилевых характеристик мышления
1.2 Описание применяемых методик стилей мышления
Глава 2. Сравнительный анализ методик стилей мышления
2.1 Описание исследования и краткая характеристика методик
Для девушек же предпочтительнее формировать действие в своём воображении, чтобы лучше понимать и усваивать информацию. По методике стили мышления при суммировании всех показателей, мы получили ведущее мышление в группе юношей – аналитический стиль, а это значит, что группа юношей склонна всесторонне анализировать вопрос со всех сторон, собирая как можно больше информации о проблеме, чтобы решить вопрос/проблему предлагая несколько вариантов решения.
В группе девушек лидирующим стилем стал реалистический, что говорит о том, что данная группа будет опираться скорее на существующие факты, нежели на сомнительные образы субъективного представления.
Чтобы лучше видеть различия в мышления первой и второй группы, предлагают посмотреть на нижеприведённую гистограмму. С помощью неё можно заметить наиболее часто встречающееся мышление в данной выборке по методики «Типы мышления» модификацией Г. Резапкиной и А. Алексеева.
Рис. 3. Методика «Типы мышления» в модификации Г. Резапкиной и А. Алексеева
По гистограмме видно, что наиболее отличающимся мышление в первой группе (юношей) выбивается предметно-действенное.
Предметно-действенное (наглядно действенное) является инструментом которого является предмет и формируется в возрасте от 1 года до 3х лет.
Наглядно-действенное мышление, опирающиеся на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ними. Это мышление самый элементарный вид для взаимодействия с окружающей средой и являющиеся основой для формирования в практической деятельности. Так же, это говорит о том, что группа юношей ориентирована на информацию, которая представлена в практическом смысле.
Наименее применяемое мышление в данной выборке – абстрактно-символическое, которое задействует как раз воображение. Это показывает нам, что в группе юношей сложнее ориентироваться на абстракциях, потому что так хуже усваивается материал.
Можно сказать, что группе юношей проще сделать, решить, исправить, нежели поддаваться панике, обсуждениям и представлять информацию в материальном виде, потому что абстракция может быть не точной.
Теперь мы подойдём к выявлению мышления в группе девушек, с гистограммой можно ознакомиться ниже.
Рис. 4. Методика «Типы мышления» в модификации Г. Резапкиной и А. Алексеева
Ознакомившись с гистограммой, мы можем наблюдать, что абстрактно-символическое мышление не является часто встречаемым в вашей выборке, из этого можно предположить, что группа 2 так же не часто, как и группа 1 применяет воображение.
А также, наиболее встречаемым мышлением является наглядно-образное, из чего следует, что группе 2 зрительно гораздо комфортнее воспринимать информацию. Такое созидательное (творческое) мышление говорит о способности отклониться от шаблонного мышления и как раз совмещать то несовместимое, которое было представлено в корреляции.
Наглядно-образное мышление начинает развиваться в возрасте 2-3х лет и составляет доминирующую часть поведения ребёнка до 6-7 лет, где основой восприятия является образ.
Далее хочу так же представить гистограмму по методике «Стили мышления» Харрисона, где можно будет рассмотреть подробнее результаты данных.
Рис. 5. Методика «Стили мышления» А. Харрисона и Р. Брэмсона
И первое, что может броситься в глаза – синтетический стиль.
Синтетикам свойственно гордиться своей креативностью, чувством нового, остротой взгляда, и, часто тайно, одарённостью, которую могут не принимать.[14]
Но нашей выборке подобное не грозит.
Самым выделяющимся стилем является аналитический в группе юношей.
Представители этого мышления отличают логическая, методичная, тщательная и осторожная манера решения проблем. Прежде, чем принять решение они разрабатывают подробный план и стараются отобрать как можно больше информации, поэтому часто «попадают в яблочко».[15]
Именно поэтому они могут тратить гораздо больше времени на предполагаемые варианты ответа.
Далее рассмотрим следующую гистограмму, в которой нам предстоит рассмотреть виды мышления в группе девушек.
Рис. 6. Методика «Стили мышления» А. Харрисона и Р. Брэмсона
Синтетический стиль, как и на прошлом рис. 5 не является частым явлением, из чего следует, что девушки и юноши сформировали схожие стили мышления в данной выборке. Как мы видим гистограмма, нарастающая от синтетического к реалистическому стилю
Наиболее частым является реалистический стиль у девушек.
Реалисты ориентируются только на то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться к чему-то, лично увидеть или услышать, пережить. Их мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определённого результата.[16]
Исходя из полученных данных, можно сказать, что девушкам проще видеть образ перед собой, а юношам проще предметный, физический образ для лучшего понимания происходящего, в остальном группы схожи в параметрах.
Выводы по второй главе:
- Девушки ориентированы более на наглядно-образное мышление, а юноши на предметно-действенное.
- Юноши и девушки в основном имеют похожее мышление по показателям данной выборке, что видно из приблизительно одинаковых баллов по группам.
- Виды и типы мышления схожи в своих значениях.
- Настоящая молодёжь, представленная в нашей выборке, имеет на равных синтетическое и идеалистическое мышление.
- Важно подметить, что в нашей выборке характерно широта мысли, творческая реализация и обработка информации с помощью техники.
Заключение
Наше исследование было нацелено на выявление взаимосвязи между методиками процесса стили и типы мышления. Мы хотели показать, что половой признак не должен определять то, как ты можешь мыслить и анализировать информацию. Потому что важно никто ты (парень или девушка), а что тебе свойственно и как ты это развиваешь.
Гипотеза строилась на том, что половая принадлежность не влияет на стиль мышления, потому что он создаётся в условиях среды жизнедеятельности, а не потому что ты имеешь тот или иной пол с рождения.
Так же, развитие мышления не зависит от возраста, а просто делится на стадии развития. Как, например, в классификации Жана Вильяма Фриц Пиаже.
Сверху того, другая гипотеза строилась на основании того, что процессы мышления формируются схожим образом. При рассмотрении этих процессов, было выявлено, что креативность зависит от возраста, потому что у ребёнка младших возрастов ещё не сформировались ассоциации, на которые можно опираться, опознавая объект. Наша выборка и её мышление от 17 до 25 как раз строиться на ассоциациях, просто потому что так проще.
Мышление многогранный развивающийся процесс, который формируется в течении жизни и требует постоянного развития, как раз эти процессы изучены не досконально, что свидетельствует о погрешности разных трудовых вопросов. Например, ученику или сотруднику не известно, как запомнить что-либо и как вообще устроен этот процесс. И пока эти пункты неведанные для широкого круга лиц, значит и качество будет терять свой уровень.
А также следует добавить, что каждый процесс развития мышления индивидуален и сам стиль мышления тоже, поэтому хочется понимать, как устроены эти процессы в восприятии информации.
По результатам нашего исследования гипотезы подтвердились. У методик в основном обнаружена обратная связь и некоторые значимые параметры растут, если другие падают и наоборот. Мы выяснили, что последовательная, логичная манера решения проблем, к примеру, не характерна для нашей выборки, что как раз и предполагает совмещение противоположных характеристик (аналитический стиль) в каком-либо вопросе.
Тема всё равно имеет место на дальнейшие исследования и уточнения, тем более что выборка может быть гораздо больше и есть вероятность показания других результатов, которые смогут нам понять, как обрабатывают поток информации более крупная выборка, потому что потом можно ориентироваться на преобладающие стили, для того, чтобы их стиль мышление был более расположен к качественной обработки той или иной информации.
В дальнейшем мышление можно разделить на составляющие когнитивного процесса (операции мышления) и изучить каждый более подробно, чтобы выяснить более детально, чтобы опять было ориентировано на более широкий круг социальной сферы и понимать, как и почему они воспринимают данную информацию. На этом же можно построить новую сферу деятельности, обновить рекламу или составить новый план учебного школьного процесса, чтобы ориентироваться на людей и продолжать давать им то, что они сами хотят.
Эти выводы и результаты нуждаются в дальнейшем подтверждении или опровержении, именно поэтому наши итоги могут быть справедливы в рамках этого исследования.
Нужно проводить тестирования на разных выборках более широкого круга профессий и возрастов, чтобы можно было сравнивать и так же делать выводы, так как исследование проводилось только на подростках и более зрелых возрастах, чтобы продолжать опровергать нынешние стереотипы о преобладании разного мышления у разного пола, возраста и других принадлежностей.
Список использованной литературы:
- Алексеев А.А., Громова Л. А. Поймите меня правильно [Текст] –СПб.: Экономическая школа, 1993. – 350 с.
- Бахарев-Чернёнок А. Как мы думаем. Статья. [Электронный ресурс] - http://msd.com.ua/kreativnoe-myshlenie-v-biznese/kak-my-dumaem/
- Белоусова А.К. Стиль мышления: учебное пособие / А.К. Белоусова, В.И. Пищик. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. - 168 с.
- Мещерякова Б. Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Изд. 4-е., расшир. / - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.
- Хорольская Е.Н., Погребняк Т. А. Гендерные особенности функциональной асимметрии полушарий мозга и каналов восприятия учебной информации у 14-15 летних подростков. Статья. [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-funktsionalnoy-asimmetrii-polushariy-mozga-i-kanalov-vospriyatiya-uchebnoy-informatsii-u-14-15-letnih-podrostkov/viewer
- Лаврик О. В. Половой дипсихизм в способностях мышления первоклассников// Universum: психология и образование. 2014. №11 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovoy-dipsihizm-v-sposobnostyah-myshleniya-pervoklassnikov
- Макдональд М. / Научи свой мозг работать. Изд. Эксмо, 2009. – 304 с.
- Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS. Профессиональный статистический анализ данных, Изд. СПб. 2013. – 416
- Мишина М. М. Развитие индивидуального когнитивного стиля студентов в процессе образовательной деятельности: монография. – UK Edinburgh: European Academy of Natural History; М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 152 с.
- Савельев В. Статистика и котики Изд. Аст, М., 2018 – 122 с.
Приложения
Приложение 1
Социально-биографические данные и стандартные баллы, полученные по методикам «Стили мышления» Р. Брэмсона, А. Харрисона и «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной и А. Алексеева
№ |
пол |
возраст |
тест "Типы мышления" Резапкиной |
тест "Стили мышления" Харрисона |
||||||||
Предметно-действенное |
Абстрактно-символическое |
Словесно-логическое |
Наглядно-образное |
Креативность (творческое) |
синтетический стиль |
идеалистический стиль |
прагматический стиль |
аналитический стиль |
реалистический стиль |
|||
1 |
1 |
20 |
5 |
2 |
4 |
7 |
4 |
50 |
66 |
51 |
47 |
60 |
2 |
1 |
19 |
5 |
2 |
3 |
7 |
5 |
36 |
46 |
65 |
58 |
67 |
3 |
1 |
19 |
8 |
3 |
5 |
5 |
5 |
45 |
61 |
60 |
48 |
58 |
4 |
0 |
21 |
4 |
5 |
4 |
7 |
4 |
39 |
57 |
52 |
54 |
66 |
5 |
1 |
19 |
5 |
1 |
7 |
8 |
7 |
40 |
52 |
51 |
52 |
61 |
6 |
1 |
19 |
4 |
3 |
6 |
8 |
7 |
51 |
53 |
60 |
51 |
58 |
7 |
1 |
19 |
4 |
2 |
4 |
6 |
4 |
43 |
64 |
50 |
55 |
59 |
8 |
1 |
19 |
5 |
4 |
5 |
8 |
7 |
50 |
68 |
45 |
44 |
58 |
9 |
1 |
20 |
5 |
1 |
5 |
7 |
6 |
50 |
52 |
55 |
50 |
62 |
10 |
1 |
19 |
7 |
2 |
4 |
6 |
7 |
56 |
56 |
55 |
62 |
47 |
11 |
1 |
19 |
5 |
0 |
7 |
4 |
4 |
51 |
62 |
46 |
51 |
64 |
12 |
0 |
20 |
5 |
2 |
4 |
7 |
4 |
48 |
50 |
53 |
69 |
54 |
13 |
0 |
17 |
6 |
2 |
5 |
7 |
7 |
44 |
59 |
53 |
56 |
63 |
14 |
1 |
19 |
5 |
1 |
6 |
5 |
7 |
39 |
50 |
56 |
65 |
60 |
15 |
1 |
20 |
7 |
5 |
7 |
8 |
6 |
38 |
58 |
45 |
75 |
52 |
16 |
1 |
17 |
7 |
2 |
5 |
7 |
7 |
45 |
49 |
48 |
57 |
66 |
17 |
0 |
25 |
8 |
3 |
2 |
3 |
4 |
50 |
66 |
55 |
50 |
50 |
18 |
0 |
24 |
6 |
4 |
4 |
5 |
7 |
60 |
57 |
56 |
52 |
44 |
19 |
1 |
17 |
7 |
6 |
5 |
6 |
7 |
51 |
52 |
55 |
48 |
64 |
20 |
0 |
19 |
5 |
4 |
6 |
5 |
5 |
52 |
65 |
47 |
46 |
63 |
21 |
0 |
19 |
2 |
4 |
5 |
6 |
3 |
47 |
55 |
49 |
73 |
51 |
22 |
0 |
18 |
5 |
7 |
5 |
7 |
4 |
46 |
47 |
58 |
52 |
59 |
23 |
0 |
19 |
6 |
2 |
7 |
4 |
6 |
51 |
57 |
55 |
43 |
54 |
24 |
1 |
18 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
54 |
56 |
57 |
53 |
47 |
25 |
0 |
24 |
5 |
3 |
6 |
7 |
4 |
60 |
51 |
52 |
62 |
49 |
26 |
0 |
22 |
5 |
5 |
6 |
7 |
5 |
45 |
60 |
48 |
62 |
58 |
27 |
0 |
20 |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
44 |
51 |
45 |
63 |
62 |
28 |
0 |
19 |
8 |
2 |
5 |
6 |
8 |
55 |
64 |
48 |
55 |
49 |
29 |
0 |
24 |
5 |
5 |
4 |
3 |
7 |
48 |
50 |
42 |
66 |
62 |
30 |
1 |
17 |
7 |
7 |
5 |
6 |
8 |
43 |
46 |
49 |
72 |
57 |
31 |
0 |
20 |
6 |
5 |
4 |
4 |
5 |
49 |
58 |
45 |
69 |
55 |
32 |
0 |
21 |
8 |
7 |
5 |
1 |
6 |
47 |
59 |
57 |
48 |
56 |