Файл: Анализ методик диагностики стилей мышления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы

Сегодня понятие мышления приковывает взгляд учёных, что объясняется индивидуальностью процессов каждого человека, благодаря чему можно поделить мышление на отдельные умственные процессы.

Именно мышление делится на внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений.

Это неотъемлемая часть нашей жизни, мы зависим от мышления и даже не замечаем какой это сложный структурный процесс, благодаря которому наши идеи воплощаются в жизнь.

Как часто сравнивают людей между собой, просто потому что у каждого своё угол видения. Хочется, чтобы общество балансировало между стилями мышления, потому что тот, кто думает иначе не плохой, он просто другой.

Люди уникальны, как и уникален каждый стиль мышления и независимо от того, насколько люди похожи или насколько они друг другу нравятся – показав им одну и ту же проблему каждый из них будет смотреть на неё настолько непохоже, насколько это вообще возможно, а учитывая факт того, сколько людей на планете, видение проблемы как отпечаток пальца – неповторим.

Хочу сказать, что одним из важных моментов – ярлыки.

Их вешают зависимо от того, как ты выглядишь, общаешься, думаешь и в этом является главная проблема. Общественное развитие движется вперёд, приобретая новые минусы социального общества.

Половая принадлежность не должна определять уровень твоих навыков, потому что их можно выработать независимо от того, родился ты мальчиком или девочкой.

Каждый из нас мыслит в рамках того стиля, который сложился в процессе жизни, часто полагая, что этот стиль является оптимальным.

Многие из более старшего поколения идут не в ладах со своими детьми и внуками, одна из причин такого разногласия является стиль мышления. Но это не их вина, а проблема общества. Потому что, возвращаясь в историю на сто лет назад, можно увидеть тенденцию переучивания левшей, приспосабливание под одно мнение и т.д.

И это не просто слова, это призыв давать новому поколению развитие в той сфере, которой они захотят. Ведь невозможно заставить юриста думать и видеть, как художника.

Ещё важно упомянуть о том, что не нужно делить мышление на то, как думают мальчики и девочки. Это не обоснованно, нужно помнить об индивидуальности, а не грести всех в одну сторону. Мальчик может мыслить образами, а девочка логически и наоборот тоже.

Объектом является стиль мышления

Предметом являются методики стилей мышления


Цель изучить особенности методик стилей мышления

Задачи:

1. Проанализировать теоретические основы изучения стилевых характеристик мышления

2. Описать сущность стилевых характеристик мышления

3. Рассмотреть описание применяемых методик стилей мышления

4. Оценить сравнительный анализ методик стилей мышления

5.Систематизировать описание исследования и краткую характеристику методик

6. Интерпретировать результаты проведённого исследования

Гипотезы исследования:

1. Результаты по методикам стили и типы мышления будут взаимозаменяемы.

2. Группа парней и девушек не имеет сильных различий.

Практическое значение исследования заключается в том, что по результатам проведенного исследования станет понятно, целесообразно ли методики, выбранные для проведения исследования использовать для диагностики стилей и типов мышления и можно ли их взаимозаменять.

В исследовании выступили три группы методов: теоретического анализа, методы психодиагностики и методы статистической обработки данных.

Теоретические методы: анализ, обобщение научной информации.

В качестве методик психодиагностического исследования были задействованы зарубежные и отечественные авторы: методика «Стили мышления» Р. Харрисона и Р. Брэмсона и методика «Типы мышления» Дж. Брунера в модификации А. Алексеева, Г. Резапкиной.

Для статистической обработки полученных данных использовалась программа SPSS-20. Проведён групповой анализ при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок и корреляционный анализ – метод ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена.

Курсовая работа состоит из двух глав (теоретической и эмпирической), в которую входит по несколько пунктов, 5 таблиц и 5 рисунков, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения стилевых характеристик мышления

1.1 Сущность стилевых характеристик мышления

Мышление (англ. thinking) – множество разных по организации, уровню и средствам психических процессов, осуществляющих решение проблемных задач (problem solving), которые возникают как в обыденной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности.


Спектр решаемых посредством мышления задач необъятен, в связи с чем возможно огромное количество функциональных характеристик М. (познание, изобретение, поиск обходного пути, решение учебной задачи, прогноз, принятие решения и т. д.). Мышление было самостоятельным процессом с внутренней мотивацией, но, как правило, оно включено в ту или иную деятельность, порождающую мыслительную задачу. История экспериментального исследования мышления начинается с работ вюрцбургской, ориентированной на анализ репродуктивных умственных процессов, и гештальтпсихологии, поставившей в центр внимания продуктивные процессы.

Ценную информацию о мышлении иногда удается добыть из исследования биографических материалов и продуктов мышление в реальной жизни, а также из ретроспективных описаний собственных действий и условий мыслительного процесса.[1]

Мышление как высший познавательный процесс– это способность человека рассуждать, отражая процессы объективной действительности. При осмыслении стиля мышления следует учитывать следующие факторы восприятия зрительного и слухового, а также осязательного, социальную среду при взрослении и в целом индивидуальные особенности и навыки.

Итак, рассмотрим в качестве основы операции мышления, которое состоит из:

  1. Сравнения
  2. Анализа
  3. Синтеза
  4. Абстракции
  5. Конкретизации
  6. Индукции
  7. Дедукции
  8. Классификации
  9. Обобщения

Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на группы.

Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии.

Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

Подход к объяснению мышления как ассоциации представлений набирал силу в XVIII-XIX вв. Л. С. Выготский (20-30-е годы XX века) неоднозначно относился к этому направлению в психологии. Он отрицал ассоцианистские трактовки понятий, а более простые формы обобщения связывал с ассоциациями. 

Нам часто кажется, что ощущения связывают нас с окружающим миром. Иногда они могут быть запутанными, но наверняка базируются на объективной реальности, то есть на звуках и образах, нас окружающих.[2]

К концу прошлого века сложилось несколько определений когнитивного стиля. В.И. Моросанова, основываясь на целом ряде 7 научных концепций, наиболее существенными считает следующие определения стиля:


  1. устойчивые и постоянные различия в когнитивном функционировании человека;
  2. предпочитаемый способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения;
  3. относительно стабильная система когнитивных контролирующих принципов.[3]

Вполне естественно, что люди, как правило, выбирают работу, соответствующую личным когнитивным предпочтениям. Их про­фессиональная деятельность, в свою очередь, закрепляет эти пред­почтения и развивает связанные с ними навыки. По этой причине мы можем наблюдать существенную разницу в том, какой подход к решению проблем демонстрируют бухгалтеры, предприниматели, социальные работники или художники. Для инженера, например, самый убедительный аргумент — цифры.[4]

Мышление порождает из себя новые знания, которые активно отражаются от объективной реальности в субъективную, благодаря чему человек становится человеком – потому что ему свойственно рассуждать. Ни один вид самостоятельно не сможет произвести причинно-следственную цепочку так, как это можем сделать мы – люди.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что наш мозг подстраивается каждый раз под изменённые условия, благодаря чему мы можем иметь качественный анализ обстановки.

Основополагающим, для теоретического анализа выступает понятие «стиль», так как именно оно фокусирует деятельную природу познания и указывает на индивидуальные различия в осуществлении познавательной деятельности. Понятие «стиль» впервые использовал американский психолог Г. Виткин, наблюдавший устойчивые индивидуальные различия в зрительном и вестибулярном способах восприятия людьми окружающей информации. Г. Виткин обобщил полученные результаты в концепции перцептивного стиля полезависимости и поленезависимости, а в дальнейшем выдвинул идею глобально-артикулированного когнитивного стиля. Согласно этой концепции, люди с глобальным стилем отличаются целостностью, нерасчлененностью познавательных стилей, а с артикулированным стилем – склонностью переструктурировать материал.

Стиль мышления – это конструктивная система, обладающая относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям. Так как стиль мышления создаётся в рамках процесса жизни, у каждого из нас свой оптимальный стиль мышления. (рис. 1)

Рис. 1. Стили мышления

Рассмотрим стили мышления поближе.


Синтетический стиль.

Комбинирование несходных, часто противоположных идей, взглядов, позиций и т.д. - именно то, что более всего нравится делать Синтезаторам. Их излюбленной формой мышления является спекулятивное (т.е. умозрительное, теоретизирующее) мышление, мысленный эксперимент. Девиз Синтезатора - "Что, если?..".

Синтезаторы - всегда интеграторы. Там, где одни остервенело отстаивают "лучшее" (читай: свое) решение проблемы, а другие ради достижения консенсуса, провозглашенного высшей целью, заранее готовы пойти на компромисс, Синтезаторы ищут способ "совместить несовместимое" в новой, творческой комбинации, следуя известной формуле: "тезис - антитезис - синтез". Иначе говоря, они ищут теоретическую перспективу, пытаются создать по возможности более широкую и обобщенную концепцию, позволяющую выработать решение, которое "сняло" бы противоречие и тем самым примирило бы противоположные позиции.

Идеалистический стиль.

Мышление Идеалистов можно назвать рецептивным, т.е. легко и без внутреннего сопротивления воспринимающим самые разнообразные идеи, позиции и предложения. Так, в ситуациях группового решения проблемы Идеалисты на первом этапе не мешают (скорее даже помогают) другим высказать весь спектр взглядов и альтернатив. Затем они пытаются ассимилировать все эти взгляды и подходы в таком решении, которое содержало бы в себе что-то привлекательное (хотя, возможно, и не без привкуса какой-то потери) для каждого.

В качестве символа типичного идеалистического решения Р. Брэмсон и А. Харрисон предлагают "зонтик": оно объединяет всех, кто держится за ручку зонта, и нравится всем имеющим к этому решению отношение, поскольку они могут укрыться от дождя под его куполом. Конечно же, кое-кому убежденные Идеалисты, пытающиеся создать всеобъемлющий "зонтик", кажутся занятыми поисками Утопии. Однако вряд ли стоит им мешать в этом.

Идеалистам нравится, когда их воспринимают как открытых, заслуживающих доверия, оказывающих поддержку и помогающих другим. Короче говоря, как полезных людям. В целом они обладают развитым моральным чувством.

Их жизненная философия часто сводится к следующему: "Я - хороший человек, поступаю правильно и получу за это справедливое вознаграждение".

Прагматический стиль.

Девиз Прагматиков: "Что-нибудь да сработает" и "Годится все, что работает". Непосредственный личный опыт - их главное и единственное мерило правильности /неправильности идей, решений, поступков, жизни в целом. Это дает им свободу от формально-логических цепей, связности и последовательности в мыслях и действиях, а она (свобода!) в свою очередь служит основой уверенности в праве на эксперимент и инновации.