Файл: Понятие и признаки государства (понятие и признаки государства с точки зрения современного подхода в юриспруденции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
Единственным источником государственной власти является народ, как инициатор договора (в отличие, к примеру, от теологической теории), а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование переданных властных полномочий.
Таким образом, эта концепция стала основой демократической идеологии, обосновывая, в том числе, естественное право народа на свержение правителя, отклоняющегося от обязанностей государства. Вместе с тем, часто указывается на недооценку данной теорией роли в происхождении института государства объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и проч.) факторов.
Теория насилия
Теория насилия в своем завершенном виде окончательно сформировалась только в XIX в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича и К. Каутского. Хотя еще философы древней Греции создали базис данной концепции.
Главную причину возникновения государства сторонники данной теории видели - в завоевании одних племен другими. Государство - инструмент поддержания власти на завоеванных территориях.
Основные аспекты этой теории:
- Государство - аппарат принуждения, осуществляющий свою деятельность для поддержания власти завоевателей;
- Победители - правящий класс, а побежденные - рабочие и служащие;
- Войны и завоевания - причины рабства и появления частной собственности;
- У государства полная монополия на применения принуждения по отношению к населению.
Из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой навязанной извне, что в большинстве случаях неверно.
Расовая теория
Расовая теория возникновения государства была разработана французским социологом и писателем Жозефом Гобино. Именно эта теория легла в основу небезызвестной идеологии национал-социализма.
Сущность расовой теории происхождения государства заключается в утверждении о том, что человеческие расы не являются равными по своей природе. Расы различаются по физическим и интеллектуальным параметрам, при этом, согласно представлениям Ж. Гобино одни расы являются высшими – они и должны управлять низшими расами, которые не способны создать собственную цивилизацию.
Государство согласно воззрениям Ж. Гобино есть механизм обеспечения господства одних рас над другими. Политическую составляющую общественных отношений он воспринимает как противостояние воли сильных (элита) и воли слабы (массы).
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована фашизмом. Она не используется больше как официальная или полуофициальная идеология, а существует лишь как "научная", академическая доктрина[18].
Психологическая теория
Это теория достаточно известна в юридическом мире. Основатель данной теории - Л.И. Петражицкий считал, что эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни в обществе, но и в образовании государства и права.
Так же данную теорию поддерживали видные европейские психологи и психоаналитики, такие как Эрих Фромм и Зигмунд Фрейд.
Суть теории в том, что основной причиной возникновения государства она усматривает не в социальных или экономических факторах, а в особенностях психики человека.
Основные характеристики психологической теории:
- Человеческой психике свойственна потребность жить в коллективе;
- Каждый человек стремится к поиску авторитета, того, кому он хотел бы подчиняться или подражать, либо сам человек стремиться к власти;
- Наделение вождей и шаманов сверхъестественной силой - их возвышение в первобытном обществе;
- Наличие у некоторых индивидов ярко выраженной агрессии в поведение, а для их усмирения и создается государство.
Таким образом, государство - это продукт психологических противоречий в обществе, которые он призвано разрешить, либо смягчить.
Недостатком данной теории считается недооценка других факторов возникновения государства, таких как экономические или политические.
Марксистская теория
В литературе данная теория также называется материалистической. Основы указанной теории были изложены в работе Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", опиравшегося на труд Льюиса Генри Моргана "Древнее общество", а затем развитых в работе Владимира Ильича Ленина - "Государство и революция".
Это материалистическая - классовая теория: она гласит, что государство возникает в результате изменения социальных и экономических отношений в обществе. Это итог возникновения классов и результат классовой борьбы. То есть марксистская концепция рассматривает государство как средство подавления, после исчезновения угнетения государство также должно исчезнуть.
Материалистическая теория (К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс) основана на тезисе об экономических причинах - наличие частной собственности, возникновения государства, породившие раскол общества на классы с противоборствующими интересами. Карл Маркс полагал, что государство является органом господства, органом угнетения одного класса другим[19].
Владимир Ильич Ленин назвал государство - машиной поддержания господства одних классов над другими. В его обосновании государство помогает преобладающим интересам экономически влиятельного класса при помощи специальных средств подчинения и управления.
Сущность классовой теории:
- Государство существовало не всегда - на определенном этапе экономического развития общество распалось на классы;
- Скапливаются имущественные излишки - на их основе формируется частная собственность, которая принадлежит господствующему классу;
- Для защиты прав собственников и поддержания господствующего класса - появляется государство.
Государственная власть сосредотачивается у экономически господствующего класса, следовательно, государство - присуще только классовому обществу.
Хотя, в современной литературе марксистская теория и подвергается критике, но в то же время она является самой проработанной из всех теорий. Кроме этого важно сказать, что экономический фактор, на который обратили внимание классики марксизма, является одним из важнейших в формировании и развитии государства.
Таким образом, рассмотрев предпосылки, причины, пути и теории происхождения государства можно сделать следующий вывод - закономерности возникновения государства:
- Возникновение государства - это длительный исторический процесс. Государство не может быть создано за короткий срок.
- Индивид не может без наличия определенных условий создать или разрушить государство.
- Если существующая социальная структура не может разрешить сложившиеся ситуацию в рамках родовой организации общества, то следующий этап развития данного народа - создание государства.
- Государство - это результат внутреннего развития общества.
- Однажды возникнув, государство или прогрессивно развивается, либо впадает в состояние стазиса. К первобытному состоянию общество не возвращается.
Глава 2. Понятие государства
2.1 Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих, спорных и риторических в юриспруденции.
На это имеется ряд причины[20]:
- данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений;
- никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества;
- государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Любое государство рождено обществом, а общество - состоит из индивидов, у каждого из которых имеется свое мировоззрение, поэтому общество по своей сути противоречиво - в нем постоянно кипят страсти противоречий и конфликтов. Следовательно, государство как детище общество унаследовало все эти противоречия, противоречивы - его деятельность и социальная роль.
По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможен ни общественный прогресс, ни существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее ярко проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства - меняется само понятие государства в зависимости от исторического периода (Смотреть рисунок 3).
Рисунок 3.
Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.
Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,— народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал.
Государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Таким Образом, всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — это очень трудная задача. Решить ее можно лишь при изучении государства в конкретно историческом ракурсе, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
2.2 Плюрализм в понимании и определении понятия "государство"
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство[21]. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»
У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — австрийский юрист и философ Ганс Кельзен, русский экономист и философ П.Б. Струве т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».
Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти[22]. Известный ученый и юрист Леон Дюги выделяет четыре элемента государства: