Файл: Понятие и признаки государства (понятие и признаки государства с точки зрения современного подхода в юриспруденции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
Таким образом, Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.
Западный путь
Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь зарождение государства также строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.
Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля.
Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации орудий труда и всего производственного процесса в целом: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов.
Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).
Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.
Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого vip[6] - статуса.
На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.
Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:
- фундамент государства – частная собственность;
- главная задача государства – охрана частной собственности;
- расслоение общества по признаку объема владения благами;
- государство западного типа изначально представляло собой объединение частных собственников;
- наличие плодотворной среды для развития технологий;
- западному устройству государства присуща постоянная эволюция.
В ХХ веке практически каждый гражданин (или все граждане в некоторых государствах) являлся собственником, так или иначе; получили распространение основные положения о равноправии и демократии. Эти значительные перемены в обществе совокупно с постоянно развивающейся технологической сферой создали для западной модели достаточную устойчивость и потенциал[7].
Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме.
Синтезный путь
Такие государства не знали рабства, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты, как Востока, так и Запада[8]. С Востоком их объединяет существование - общины, но причина создания государства – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их роднит наличие этапа феодального землевладения.
Синтезный путь формирования государства был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным[9].
Для этого пути образования государства характерно:
- длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременно имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства.
- рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов.
Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т.п.
Таким образом, выделим основные черты синтезного пути:
- огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
- преобладание государственной и недооценка частной собственности;
- государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы, что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
- господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
- активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).
Из этого следует, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим манипуляциям:
- созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
- формирование армии для защиты своих территорий;
- подчинение экономики государственным интересам.
1.3 Теории происхождения государства
И в прошлом и в настоящем, ученые умы всегда стремились понять то, каким же образом шел процесс образования государства. Каким законам подчиняется генезис[10] государства? Что является основополагающим элементом в этом сложном и непростом процессе?
Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.
Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы (смотреть рисунок 2). То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства[11].
Рисунок 2.
По мнению такого ученого, как Марченко Михаила Николаевича: «Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающий прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства».
За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. А споры о природе государства продолжаются и в настоящее время. Рассмотрим самые известные и научно обоснованные из них[12].
Органическая теория
Одной из самых древних теорий о происхождении государства является – Органическая теория. Отдельные элементы данной теории зародились еще в античности. Платон сравнивал государство с человеческим организмом, в котором душевные порывы человеческой души соответствуют трем направлениям государственной деятельности: разумное – совещательное, яростное – защитное, вожделеющее – деловому началу.
Широкое распространение данная теория получила в XIX веке в работах Г. Спенсера, Вормса и ряда других авторов.
Суть данной теории заключается в следующем:
- Государство – продукт природы – это организм, возникающий и развивающийся согласно с законами природы;
- Взаимоотношения между классами и социальными группами сравниваются с взаимодействием органов организма;
- Государству приписывают возраст в соответствии с жизненным циклом живого организма – детство, юность, зрелость, старость и т.д.
Огромным минусом данной теории является то, что здесь не учитываются социальные факторы и законы, ибо люди – не только биологические, но и социальные организмы, а так как государство – существует для людей и только благодаря социуму, то к нему так же приемлемо применять социальные законы.
Патриархальная теория
Патриархальная теория имеет давнюю историю. Еще Аристотель указывал на то, что государство – это разросшаяся патриархальная семья, состоящая из малых семей. Государственная власть вырастает из семейной власти – власти отца над женой и детьми.
Данную теорию так же поддерживал великий китайский философ - Конфуций, он рассматривал государственную власть как форму семейной власти. В его понимании верховный правитель – Император приходится отцом для всех своих подданных. Поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.
Основные характеристики данной теории:
- человек не может без общения;
- он создает вокруг себя ячейку (группу);
- в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети);
- глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением;
- власть отца не оспаривается, как и его место.
По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому народ обязан жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта[13].
В настоящее время положения данной теории подвергаются сомнению, так как установлено, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя.
Теологическая теория
Теологическая теория происхождения государства зародилась в глубокой древности. Основным постулатом этой концепции является тезис о происхождении государства из божественной воли.
Институт теоретических идей возник в древних государствах: Вавилон и Египет. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя[14]. Базис данной теории сформировали и развили в своих трудах два христианских теолога и философа - Фома Аквинский[15] и Аврелий Августин.
Государство – это то, что предложил людям Бог, его воля и создание. Это канон, фундамент теологической теории.
Сущность теории:
- Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
- Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
- Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
- Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.
Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.
Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
Договорная теория
Эту теорию так же называют Теорией общественного договора. Автором термина «общественный договор» считается Августин[16], а основными разработчиками теории общественного договора – Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо[17].
Хотя зачатки договорной теории встречаются в работах древнекитайского философа Мо-цзы, но основной вклад в разработку материальной базы данной теории внесли все же европейские философы и ученые.
Суть этой теории в том, что государство - это результат взаимовыгодного договора между людьми с целью обеспечения безопасности, это рациональное объединение людей на основе соглашения.
Основные характеристики теории общественного договора:
- По соглашению люди передают часть своей свободы, своей социальной власти государству для того, чтобы последнее обеспечивало общественный порядок, законность и безопасность.
- По договору у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей. Обязанности государства - гарантировать порядок и безопасность в обществе, контролировать исполнение норм права, выступать их разработчиком.
- Со своей стороны, общество соглашается на отдачу части своей власти, отдаёт право на применение насилия государству (как раз, в первую очередь, для принуждения к исполнению норм поведения уклоняющихся от них лиц), а также обязуется содержать государство и оплачивать его деятельность за счёт собираемых налогов.
- По договорной теории стороны несут ответственность за невыполнение своих обязательств.