Файл: Понятие и признаки государства (понятие и признаки государства с точки зрения современного подхода в юриспруденции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наличие публичной власти, так же является неотъемлемым признаком любого государства. Публичная власть учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств. Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и анти правовыми средствами.

Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право – основа власти, основа деятельности государства, т. е. организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность – в рамках права (правового закона).

Важнейшим признаком государства является - система права. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.


Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

  • распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
  • только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
  • возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета.

Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

Наличие аппарата публичной власти. Публичная власть воплощается (организуется, «материализуется») в аппарате власти (государственном аппарате). Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат принуждения. Развитие цивилизаций, формирование различных общественных структур, обострение классовой борьбы — все это приводит к усложнению органов публичной власти. Аппарат рабовладельческих и ранних феодальных государств был несравнимо проще, чем аппарат современных государств[29].


Государственный аппарат вырос из общественной власти, тогда, когда власть оказалась в руках родоплеменной знати. Из политических сил, находящихся у власти образовывались либо выделялась обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Иными словами, налицо появление особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало.

Еще одним немало важным признаком государства является - существование особого аппарата принуждения. Для подчинения воли подданных (граждан) только государство создает такие структуры, которых не было в первобытнообщинном обществе: суд, прокуратура и т.п., а так же и материальные придатки государства (армия, милиция, полиция, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе при необходимости и принудительными средствами. Вместо старого ополчения возникают особое войско — новая военная организация из военных-профессионалов (армия) и другие орудия принуждения (типа полиции)[30].

Иными словами государство обладает монополи ей на применения насилия по отношению к гражданам, которое осуществляет специальный аппарат принуждения, но строго в рамках закона.

Налоги, сборы и займы. Для содержания и поддержания аппарата управления и принуждения нужен самостоятельный фонд материальных средств. Этим аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытнообщинного строя, так как для его содержания и поддержания аппарата управления и принуждения вводятся налоги, сборы, займы.

Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.

Таким образом, взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества.

Основные признаки позволяют раскрыть сущность, содержание и институциональные стороны государства. Они в основном являются частями содержания различных определений государства.


Так же общеизвестно, что у каждого государства есть свои гимн, флаг и установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной - с другой.

Заключение

Подводя итого по проделанной работе, я, проанализировав весь материал по теме, пришла к следующему выводу.

Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений.

В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Но большинство современных ученых считают, что более точной является следующая формулировка:

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Причинами появления государства стали следующие события в истории развития человечества:

  • три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);
  • появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;
  • образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;
  • несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Существует три способа возникновения и развития государства: Западный, Восточный и Синтезный. Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства. Но нужно всегда учитывать тот факт, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим манипуляциям:


  • созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
  • формирование армии для защиты своих территорий;
  • подчинение экономики государственным интересам.

Существует большое количество теорий происхождения государства: теологическая, патриархальная, органическая, марксистская, психологическая и др.

Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.

Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы. То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства.

Признаки государства - это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций.

Основными признаками государства являются:

  • Территориальная организация государственной власти;
  • Население - народ;
  • Публичная власть;
  • Система права;
  • Суверенитет;
  • Аппарат публичной власти;
  • Аппарат принуждения;
  • Налоговая и финансовая системы.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества.

Основные признаки позволяют раскрыть сущность, содержание и институциональные стороны государства. Они в основном являются частями содержания различных определений государства.

Таким образом, государство - это политическая организация, образуемая моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории. На данной территории поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, монополизирующей власть и обладающей законным правом применения принуждения.

Список используемой литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2016. - 784 с.
  3. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. – Изд. 21-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 218 с.
  4. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - 240 с.
  5. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Учебник для Вузов. Издательство: НОРМА, 2017 - 485 с.
  6. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»)
  7. Теория государства и права: учебное пособие/В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 332 с. - (Библиотека студента)
  8. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 506 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
  9. Теория государства и прав/М.Б. Смоленский. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 282 с.
  10. Теория государства и права. Учебно-практическое пособие к курсу "Теория государства и права"/ "Серия учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д, Феникс, 2017. - 528 с.
  11. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С.- 241.
  12. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2014. - 201с.
  13. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2015. - 616с.
  14. Статья "Марксистская теория происхождения государства"// Сайт Справочник. ру [Электронный ресурс] - Режим доступа spravochnick.ru
  15. Статья "Патриархальная теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html
  16. Статья "Теологическая теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html
  17. Статья "Пути формирования государства: восточный, западный путь"//Сайт Заочник [Электронный ресурс] - Режим доступа https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/
  18. Статья по правоведению Мардалиева Р.Т. "Основные пути возникновения государства"// Сайт Вики чтение [Электронный ресурс] - Режим доступа https://law.wikireading.ru/14889
  19. Статья "Причины возникновения государства"//Сайт Studme [Электронный ресурс] - Режим доступа https://studme.org/12800418/pravo/proishozhdenie_gosudarstva_teoriya_praktika