Файл: Понятие и признаки государства (понятие и признаки государства с точки зрения современного подхода в юриспруденции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
Введение
Вопросы о понятии и сущности государства волнуют ученые умы уже не одно столетие. И являются остро дискуссионными и до конца неизученными в юриспруденции.
Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости понять, изучить и по возможности раскрыть само понятие "государство" и его признаки.
К тому же, среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современного подхода в юриспруденции, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
Исходя, из цели исследования поставлены следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие государства;
- определить признаки современного государства;
- охарактеризовать эти признаки;
- обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
В ходе написания курсовой работы применялись такие методы, как: общенаучный (анализ, синтез, сравнения, системный подход) и частноправовые (формально-юридический и частноправовой).
Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как: Кашинина Т.В., Жинкин С.А., Марченко М.Н., Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Абдулаев М.И., Комаров С.А., Алексеев С.С. и др.
Правовая основа работы - "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Происхождение государства
Происхождение государства – одно из сложнейших проблем современной юридической науки. Во все эпохи существования государства появлялись и исчезали разные концепции происхождения государства. При этом одни полностью отрицают старое, не предлагая ничего взамен, другие настолько свыклись с марксистским подходом, что и не собираются от него отказываться. А кое-кто просто рассматривает существующие теории происхождения государства либо пути их формирования[1].
Очевидно, плодотворным является подход, при котором разумно, с учетом требований времени, грамотно используются все достижения правовой мысли. Только вобрав все лучшее, что сделано в науке до нас, можно четко либо с высокой степенью четкости ответить на вопрос: как, каким образом возникли государство?
Государство отнюдь не существовало извечно. Оно появляется лишь на определенной ступени развития общества. К тому же его появлению предшествовал ряд значимых событий, которые в юридической науке принято называть – предпосылками возникновения государства. Рассмотрим их.
Как правило, все предпосылки принято делить на 2 группы[2]:
- Материальные;
- Социальные.
Материальные:
- Неолитическая революция[3] – переход от экономики, присваивающей к экономике производящей – переход к оседлому образу жизни:
- Переход от собирательства к земледелию;
- Переход от охоты к скотоводству.
Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта (прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство. На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства. При натуральном хозяйстве это было невозможно.
- Три крупных разделения труда[4] (смотреть рисунок 1) привели к тому, что произошли следующие события:
- Выделение скотоводства от земледелия;
- Отделение ремесла от земледелия;
- Появление купечества и торговли.
Рисунок 1
В процессе разделения труда, появления различных ремёсел и возникшее вследствие этого расслоение общества на тех, кто производит и тех, кто пользуется продуктами труда, привело к возникновению товарных отношений и выделению из общества группы менял, которые сами ничего не производят, однако жизненно необходимы в качестве связующего звена между ремесленниками и теми, кто пользуется их продуктами.
- Появление частной собственности.
Разделение труда, по сути, означает специализацию людей на определённых видах производственной деятельности. Это способствовало усилению эффективности производственной деятельности и как следствие, росту производительности труда появлению (накоплению) излишек, дополнительного продукта - богатства. Кроме того, подобная специализация означала, что первичным правом на произведённый продукт обладал его производитель, который получал возможность распоряжаться продуктом по своему усмотрению.
Социальные:
- Повсеместное закрепление табу[5] на инцест.
Это с одной стороны стимулировало формализацию связей между мужчиной и женщиной и вело к появлению семьи в современном понимании слова - полигамные отношения менялись на моногамные. С другой стороны данный запрет способствовал установлению семейных отношений между представителями различных общин, что в свою очередь вело к появлению новых социальных форм.
- Социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц.
Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны. Все это привело к усложнение социальных связей, объединяющих членов общества.
Кровное родство все больше уступало место производственным, семейным, товарообменным отношениям.
- Возникновение между людьми специфической – территориальной связи.
Специализация людей на определённых видах деятельности привела к закреплению людей за определённой территорией.
- Возникновение аппарата публичной власти.
Выделение института власти из общественной власти первобытного строя, по причине несостоятельности последней в урегулировании классовых противоречий и конфликтов. Мононормы начали утрачивать свою значимость и перестали удовлетворять потребности общества, что привело к необходимости модернизировать существующий аппарат управления.
Таким образом, на основании оговоренных ранее предпосылках – можно сформулировать причины возникновения государства:
1) три категории разделения труда (выделение племен скотников; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);
2) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;
3) образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;
4) несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возникновение публичной власти.
Первые государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия (долины рек Нил, Тигр, Евфрат и др.). Первоначальной государственной формой стал город.
Для регулирования общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право и разветвленный аппарат государственной власти.
1.2 Пути формирования государства
Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Различия были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.
Однако можно выделить три способа (пути) формирования государства в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.
Можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:
- Восточный;
- Западный;
- Синтезный.
Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.
Восточный путь
Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:
- переход от кочевого образа жизни к оседлому образу;
- необходимость организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);
- потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;
- необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.
Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства.
Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.
С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.
Для экономики этого периода развития характерна государственная форма собственности: фактически все блага принадлежали управляющей единице, основная часть населения не владела ничем.
Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:
- государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;
- сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;
- отсутствие условий для развития орудий труда и крупного производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;
- расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;
- в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;
- неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.