Файл: Понятие и виды правосознания (Проблемы формирования правового сознания в российском обществе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Синтез государства и общества поможет избежать деформации правового сознания и преодолеть правовой нигилизм, что в конечном счете обеспечит будущее России.

2.2 Правовой идеализм

Правовой идеализм – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Сторонники «правового идеализма» убеждены, что рассмотрение и принятие грамотных законов помогут изменить положение дел в наилучшую сторону. Однако, представленное мнение неправильно и ошибочно, поскольку право не всесильно, а методы правового регулирования нуждаются в определенных условиях для их осуществления.

Также не стоит забывать и про правовой нигилизм, который противостоит правовому идеализму, хотя в то же время тесно взаимосвязан с ним. Если правовой идеализм означает переоценку, идеализацию права, то правовой нигилизм означает недооценку и игнорирование права. Два этих термина зависят напрямую от юридического невежества, неразвитости и деформированного правосознания, дефицита политической и правовой культуры.

Для того чтобы определить причины зарождения и возникновения как правового идеализма, так и правового нигилизма, нужно заглянуть в историю. Говоря о правовом нигилизме, можно рассмотреть острую фазу его развития в XIX в.

Неверие в закон и само право характерно для России с далеких времен. Еще А.И. Герцен говорил: «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, такого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, совершенно также поступает правительство»[14].

В период перестройки у большого количества людей сложилось ошибочное мнение; считалось, что для того чтобы решить все сложнейшие и острейшие проблемы общества, необходимо лишь принять грамотные и четкие законы, и жизнь сразу улучшится. Но такого, естественно, не произошло, законы принимались, положение дел стояло на том же самом месте и нередко даже ухудшалось[15].

В России правовой идеализм получил особое развитие и распространение в правовом сознании на уровне государственного аппарата власти, а в 1990-х годах – и в широких народных массах, соревнуясь с правовым нигилизмом.


Основные формы проявления правового идеализма выражаются в нереалистичности отношения к праву со стороны правоведов, в восприятии права как абстракции, оторванной от жизни, в слепой вере граждан в «четкие и грамотные законы», которые якобы способны быстро изменить жизнь. Буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной жизни общественные отношения регулируются не только правом.

Неправильное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона, а также пределов его правового воздействия, то есть не ко всем общественным отношениям можно применить право, также не все сферы жизни находятся в правовом поле зрении, например, личные, семейные отношения, отношения между детьми и т.д.

Причины же, которые повлияли на распространение правового идеализма в России, разнообразны. Можно выделить такие, как особенности исторического развития государства, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций, историческое всемогущество государства и вместе с ним подчиненного ему права и многие другие.

Способами борьбы с правовым идеализмом можно считать следующие факторы, например, ужесточение порядка законности в стране, гарантированность законных прав, интересов и свобод граждан, уменьшение количества принятия нормативно-правовых актов в стране, улучшение их качества, внимание законодателя на саму реальность, выраженную в наложении к жизни принимаемых им актов, усиление юридических наук, создание и усовершенствование грамотных и четких механизмов для реализации законов и подзаконных актов, а также правовое воспитание[16].

Правовой идеализм и правовой нигилизм – схожие и взаимосвязанные понятия. С одной стороны, правовой идеализм оборачивается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм порождает правовой идеализм. А это значит, что бороться необходимо, как и с правовым идеализмом, так и с правовым нигилизмом.

На практике же неграмотно и ошибочно возлагать на право определенные надежды, поскольку оно не всесильно. Глупо требовать от права большего, чем оно заведомо может дать, как в частности обществу, так и в целом государству, ему необходимо определить соответствующие место и роль, из которых будут вытекать объективные возможности данного института. Непосильные праву задачи могут только скомпрометировать его. Исходя из этого, право нельзя возводить в абсолют.


Кроме того, пресса часто и много писала в негативных и иронических нотах, о «буме» законотворчества, о «мертворожденных» и полузабытых законах.

Стоит отметить, что это продолжалось и в период деятельности бывшего Верховного Совета России, а также ныне действующего Федерального Собрания. Однако быстрые и легкие решения найти очень тяжело. Необходимы такие меры, как социальные, экономические, политические, организационные и другие.

Только совокупность действий данных факторов может дать нужный и желаемый эффект. У большинства людей правовой идеализм вызвал неверие в законодательные, конституционные пути разрешения настоящих проблем, а также и в новые прогрессирующие институты. Те же самые лозунги и фразы, употребляемые в период перестройки, страдали идеализмом, а после и в период реформации, а именно она заключалась в ускорении социального, экономического развития, в искоренении пьянства, в резком повышении жизненного уровня народа, в грамотном и правильном применении демократии, гласности и др.

Известным правовым моментом можно считать положение Конституции РФ, а именно ст. 1, которая говорит, что Россия уже сегодня является правовым государством.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что здесь явно желаемое принимается за действительное. Скорее всего, это цель, лозунг, перспектива на будущие, а не факт, хотя в роли программной данная концепция, возможно, и заслуживала провозглашения в высшем нормативно-правовом акте страны.

Другими словами, положительная черта заключается в том, что такая цель намечена, законодательно закреплена, так как умолчание по данному поводу было бы вообще непонятным.

Абсолютизация права, наделение его нереальными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления – это существование в мире сказок и иллюзий.

Поэтому отсюда и молниеносный рост законов, постановлений, указов за последний промежуток времени; поиск правильного решения проблем именно в них.

Хорошая, даже великолепная, фраза есть у древних греков, которая гласит: в наиболее испорченном государстве – наибольшее количество законов. Откровенно говоря, можно смело заявить, что сотнями либо даже тысячами законных положений не изменить положение в стране, если только они не подкрепляются иными мерами.

Продолжение реформ в России требует грамотной правовой основы, будь то в экономической, политической сферах. В соответствии с Конституцией РФ законы призвана принимать Государственная Дума. Однако при этом не стоит забывать, что «слуги народа» должны иметь четкое представление о рамках и реальных возможностях юридических законов, которые воплощаются в жизнь.


В негативном случае как общество, так и государство снова будут жить в мире иллюзий. Как говорится, чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться. Очень важно преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой идеализм, которые с каждым днем все сильнее подпитывают друг друга.

2.3 Иные формы деформаций правового сознания

Проблема деформации правосознания в последнее время находится в центре внимания многих исследователей, эта проблема современного общества признается не только на теоретическом, но и на государственном уровне. К числу наиболее часто упоминаемых форм деформации правосознания относятся правовой нигилизм, правовой идеализм.

Наряду с указанными можно встретить упоминание и о иных формах деформации, таких, как правовой инфантилизм, негативно-правовой радикализм, спекулятивно-правовой популизм, правовой эгоцентризм, перерожденное правосознание и др.

Одной из наиболее мягких форм деформации правосознания является правовой инфантилизм.

Под ним принято понимать несформированность правового сознания, обусловленную недостаточностью правовых знаний и отсутствием четко определенных правовых установок[17].

Чертами данного вида деформации являются отсутствие у субъекта потребности в правовой осведомленности, а также готовности поступать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовой инфантилизм затрудняет осуществление правосознанием его основных функций. В данном случае у субъекта отсутствует четкая правовая установка на совершение как правомерных, так и противоправных деяний. Инфантильное правовое сознание может иметь различную степень искаженности: от незначительных пробелов в правовых знаниях до полной несформированности всех уровней его функционирования.

Несформированность правосознания означает, что субъект по каким-то причинам получил недостаточный уровень знаний о праве. Данное обстоятельство отрицательно влияет на взгляды и установки, не позволяет правильно осознавать и признавать правовую реальность, строить свое поведение соответствующим образом.

Не менее распространенной формой правового инфантилизма является пробельность правового сознания.

В.К. Бабаев и В.М. Баранов считают, что «пробел правосознания – особая разновидность его дефектности, возникающая либо на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности, либо на основе забывания таких знаний»[18].


При наличии пробела правосознания у индивида в конкретный момент отсутствует информация о каком-либо элементе правовой действительности, что исключает его позитивное отношение к закону и иным правовым ценностям.

Пробел правосознания характеризуется также незнанием закона и безразличным отношением к нему, что нередко приводит к совершению индивидом правонарушений. В разрезе профессиональной деятельности правовой инфантилизм может объясняться неспособностью личности к восприятию правовых знаний. Результатом подобного отношения являются ошибки, неряшливость и брак в работе, должностной произвол.

Итак, правовой инфантилизм является наименее опасной формой деформации правового сознания, при которой лицо (или группа лиц) либо не знает о существовании правовых норм, либо имеет искаженное представление об их содержании и назначении.

Однако данное явление несет скрытую угрозу: непрерывно развиваясь и повторяясь, оно становится предпосылкой для более опасного вида деформации – правового нигилизма – убеждения в том, что правовые требования и запреты носят формальный характер, что нужно придерживаться личных желаний и интересов.

Заключение

Таким образом, проблема правового сознания являлась актуальной во все исторические эпохи. Этой тематике уделяли внимание как древние философы, так и современные ученые. Следует учитывать, что трактовка понятия «правовое сознание» была различной в разное время.

Правосознание рассматривалось как совокупность мнений, которые отражают отношение всего общества к праву. Заметим, что человек в своей жизнедеятельности использует принадлежащие ему правовые возможности, к которым можно отнести права, свободы и законные интересы. Для реализации этих прав и свобод человеку необходимо как существование соответствующей юридической информации, так и наличие самого правосознания. Важно, что правосознание очень тесно связано с правом в целом. С одной стороны, правосознание предшествует праву, так как право выражает мнения, существующие в обществе, а с другой стороны, сложившаяся в данном обществе правовая система является главным фактором, который и воздействует на правосознание. анализируя структуру правового сознания, обычно рассматривают правовую психологию, правовую идеологию и поведенческий компонент. Последний элемент особенно информативен, поскольку отражает итоги практической жизни конкретного индивида и общества, в конечном счете свидетельствует об уровне правовой культуры.