Файл: Понятие и классификация функций государства в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Функции государства показывают его сущность, предназначение, а также структуру самого государства, иными словами, его внутреннее строение, которое прежде всего определяется той деятельностью, которую оно осуществляет. В свою очередь, предназначение государства определяется его функциями, которые и необходимы для выполнения полезной для общества деятельности.

Сами функции направлены на достижение определенных целей, имеющихся на современном этапе развития Российского государства, и выполнение четко установленных задач.

Функции государства в общем и методы их осуществления в частности характеризуют сущность, социальное назначение и роль государства в обществе.

Как и любое явление объективной реальности, функции государства требуют реального воплощения в действиях субъектов власти, и такая реализация воплощена в соответствующей форме.

В теории государства рассмотрение понятий и особенностей государственных функций и их форм реализации является приоритетным местом исследования функциональной деятельности государства. Это определение основано на проявлении в функциях состояния своего бытия и его социальной цели. Изучение функций и определение форм их реализации не только позволяет определить основные направления в деятельности государства, но и выявить основные пути реализации деятельности государственных структур в разных секторах общества. Формы осуществления функций тесно связаны с природой государства и обусловлены содержанием его деятельности.

Многочисленные вопросы функций государства являются предметом рассмотрения множеством ученых.

Следует выделить научные статьи и теоретические разработки М.И.Байтина, А.б.Венгерова, Ю.Г.Галай, А.П.Глебова, М.Н.Марченко, Л.А.Морозова, В.А.Толстик, Н.В.Черноголовкина и других.

Правовые аспекты функций государства в той или иной мере рассматривались в работах таких ученых как С.С.Алексеев, В.Д.Ардашкин, В.К.Бабаев, Ю.А.Вехорев, Н.В. Витрук, Д.А.Керимов, В.В.Лазарев, Н.И.Матузов, В.С.Нерсесянц, Т.Н.Радько и др.

Главная заслуга указанных авторов состоит в выявлении и систематизации значительного накопленного фактического материала, и выявление определенных особенностей функций государства. Труды данных исследователей активно использовались для всестороннего рассмотрения понятия и функций российского государства при написании данной работы.

В тоже время как показывает анализ литературы, проблема определения «функции российского государства» изучена еще недостаточно. Отдельные аспекты данного вопроса, получив определенное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании.


Теоретическую основу исследования составили труды и научные публикации таких авторов, как: Александров Н.Г., Антонов Я.В., Байтин М.И., Бондаренко Д.М., Васильев Ф.П., Гиляров Е.М., Григорьева И.В., Денисов И.О., Егорцев В.В., Ельцов А.В., Желонкин А.Д., Захаров А.В., Иванников И.А., Кочкалова Л.И., Малахов В.П., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Малько А.В., Новикова А.С., Степаненко Д.М., Тонков Е.Е., Чиркин В.Е. и др.

Эмпирическую базу исследования составили:

- нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов функций государства;

- материалы и сведения, полученные в сети Интернет на официальных сайтах международных организаций, а так же на многочисленных форумах и блогах, консультационных и медийных порталах.

Таким образом, исходя из степени разработанности темы, определяется следующий объект и предмет изучения, а также цели и задачи исследования:

Объект работы – функции государства.

Предмет работы – теоретико-правовые проблемы, возникающие при анализе форм осуществления функций государства.

Цель работы – исследовать теоретико-правовые проблемы понятия и классификаций функций государства.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие и виды функций государства;

2. Проанализировать виды функций государства;

3. Охарактеризовать формы осуществления функций государства;

4. Рассмотреть внутренние функции Российского государства;

5. Изучить внешние функции Российского государства;

6. Выявить развитие функций государства под воздействием глобализации.

Методология. Анализ понятия и классификации функций государства проводился с использованием следующих научных методов и принципов: системный метод, сравнительно - исторический метод, позволивший определить предпосылки возникновения рассматриваемого явления, дедукция, синтез, широко используемые при написании данной работы.

Структура. Данная работа состоит из введения, 2 глав, структурированных на 6 параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. Общая характеристика функций государства


1. Понятие функций государства

Под термином «функция» обычно можно понимать, как внешний вид сущности предмета или явления; таких как перечень обязанностей различных государственных или других органов или государственных служащих и т.д. Таким образом, функции - это проявления объекта или явления, которые должны быть выражены этим объектом на основе его сущности и цели. Следовательно, функции являются неотъемлемым атрибутом государства как такового и их содержание по сущности определяет само государство.

В литературе функции государства определяются авторами преимущественно как основные направления деятельности государства, а также стоящие перед ним цели на определенном этапе развития государства. Такое понимание функций государства является наиболее распространенным в научной литературе [4, С.96]. Признавая справедливость этого определения, необходимо уточнить некоторые аспекты.

Прежде всего, нужно обратить внимание на смысл, в котором используется термин «государство». В науке теория государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле.

В самом широком смысле понятие государства представляет собой сочетание трех элементов: территории, населения (народа, нации), общественной (государственной) власти [5, С.198]. Государство в узком смысле слова состоит из управленческого аппарата и аппарата принуждения и является суверенной политической и территориальной организацией, которая существует за счет общества, выражает свою силу и движение для создания и поддержания определенного порядка в обществе [6, С.473].

Таким образом, категория функций государства основана на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в самом широком смысле не может иметь функций, основные из которых: экономические, социальные и другие. Эти функции характеризуют содержательную деятельность любого государства.

Очень емко охарактеризовал функции государства А.В. Мелехин, который привел основные их черты [20, С.123].

В частности, автор отмечает, что функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. В связи с чем, А.В. Мелехин справедливо полагает, что категории «функции» и «деятельность» не равны по содержанию друг с другом, поскольку функции государства более широкое понятие, состоящие из различных элементов, включающих в себя в том числе деятельность, наряду с задачами, целями и т.п.


В юридической литературе мы можем насчитать около двух десятков формулировок функций государства.

В работах значительного количества правоведов государственных функций рассматриваются основные положения его деятельности, отображающие его сущность, а также социальное предназначение. Подобные точки зрения излагают Перевалов В.Д., Куковский А.А. При определении функции ими используются также определенные категории, например: цели, задачи, управление, влияние, а также отождествляются функции государства относительно его деятельности.

В ряде работ, к примеру, Добрыниной Н.М., функции государства рассматриваются как содержание деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам [26, С.194].

Морозова Л.А. указывает в своей наиболее известной статье «Функции Российского государства на современном этапе» истолкование функций как маршрута его деятельности, а также механизма государственного воздействия на общественные процессы [18, С.80].

В свою очередь, Матузов Н.И. формулирует следующую характеристику термина функций государства. Функции государства показывают, какими должны быть действия государства для завоевания и осуществления поставленных целей, а также задач, которые поставлены перед ним определенным историческим промежутком времени.

Однако функции государства в виде основных направлений его деятельности вовсе не следует относить к ней. Не следует их сравнивать с целями, а также задачами, которые стоят перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма [19, С.212].

Таким образом, современная наука юриспруденции предлагает следующую трактовку государственных функций: они представляют собой направление внутренней, а также внешней деятельности государства, а также механизм государственного влияния на социальную жизнедеятельность. Данную трактовку можно относить к правильной, поскольку, выполняя определенную деятельность в каких-либо сферах жизни социума, государство одновременно с помощью проводимого реформирования, а также различных преобразований, правового урегулирования общественных отношений, влияет на состояние социальных процессов.

Все это изложение взаимосвязи между содержательными, а также формальными свойствами государства, его задачами понадобилось для демонстрации того, что этот опыт действительно позволяет теории государства право утверждать: с развитием государства меняется одновременно и деятельная область государства, это функционирование наполняется новым смыслом, возникают новые конструкции государства, иные методы и способы, которые обеспечивают государственное функционирование.


Да и само определение функции уже применяется в научных трудах не столько с целью показа этой зависимости, особенно зависимости от классового содержания государства, сколько непосредственно для характеристики, иллюстрации деятельности государства. Кроме того, это определение стало использоваться также для учета взаимосвязи функций государства и многих этнокультурных, идеологических, духовных и иных факторов воздействия.

Вместе с тем необходимо обратить внимание вот на что. Теоретическое описание, обобщение реализуемых функций различными державами позволяют отнести многогранные стороны деятельности государств именно к функциям.

По мнению Морозовой Л.А., этими признаками являются:

- во-первых, прямая связь между содержательными, формальными характеристиками государств и их общественным назначением, реализуемым непосредственно в деятельности государств;

- во-вторых, стабильно сложившаяся предметное функционирование государства в главнейших сферах общественной жизнедеятельности - экономической, политической, общественной, духовной (религиозной), а также правовой;

- в-третьих, указание отношение функционирования государства к выполнению крупных социально-экономических, политических, а также других функций, достижению крупных, социально значимых целей, встающих на каждой исторической ветви эволюции социума;

- в-четвертых, функционирование государства в определенных формах (как правило, правовых) и с использованием особых, в том числе властно-принудительных методов [18, С.82].

Совокупность этих признаков дает возможность утверждать о действительно функциональном описании государства, а также о наличии соответствующих функций у определенных государств.

Функциональная характеристика позволяет исследовать не только государства конкретных типов, форм у определенных народов в конкретный исторический период, но также государственность этих народов. Рассматривая развитие, изменение функционирования, можно видеть также, как развивалось, менялось в определенной мере и само формирование деятельности общества государством в длительном историческом процессе.

А.В. Мелехин пишет, что: «Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом» [20, С.123].