Файл: Понятие и виды правосознания (Проблемы формирования правового сознания в российском обществе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, согласно Конституции РФ, признается идеологическое многообразие; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Близко к данному подходу стоит духовно-культурный подход, при котором также выделяется два компонента в структуре правосознания: правовая психология и правовая идеология, но при этом делает акцент на их тесную взаимосвязь и взаимозависимость.

Так, правовая идеология есть результат деятельности законодателей, ученых-правоведов, юристов-практиков, установки которых зависят от особенностей их психологии, подвержены корпоративному влиянию и т. д. Поэтому творцы законов должны учитывать психолого-правовые традиции, сложившиеся в обществе.

Например, низкий уровень правовой информированности граждан, явно выраженный скептицизм в оценке деятельности правоохранительных и судебных органов, качества и силы действующего законодательства Российской Федерации.

Сторонники психолого-правового подхода в основу выделения структурных элементов правосознания положили его основные функции: познавательную, оценочную и регулятивную и, соответственно, выделили три его компонента: когнитивный, когнитивно-эмоциональный и интеллектуально-эмоционально-волевой.

Первый реализуется в жизни человека через знания и умения; второй выражается в оценочных мнениях субъекта о праве, а третий – в правовых установках личности.

Несмотря на разницу в подходах к структуре правосознания, все его авторы едины во мнении: невозможно сформировать высокую правовую культуру без воспитания уважения к правам и свободам человека и гражданина, уважении к традициям и законам.

Субъектами правосознания являются обычные люди, а им свойственно психологическое состояние. И. А. Ильин указывал, «что необходимо начать борьбу за укрепление и очищение современного правосознания». Когда большинство граждан имеет высокий уровень правосознания и правовой культуры, народ в состоянии правильно ориентироваться в них исходя из признания социальной ценности и важности права и осознания собственного избранного поведения. Это особо актуально в сегодняшних условиях, когда существует еще множество морально устаревших, не отвечающих интересам правового государства и гражданского общества социальных норм, когда процветают правовой нигилизм и коррупция. Здесь большое значение имеет исключительное право государства – принуждение.


На наш взгляд, право обладает огромными возможностями в создании системы формирования массовой нравственно-правовой культуры. «Именно право регулирует деятельность и поведение при помощи соответствующих дозволений и запретов.

Устанавливая взаимозависимость должного и возможного поведения, единство и равенство взаимных прав и обязанностей, право очерчивает границы свободы, становясь ее мерой»[5]. Принципы правовой законности и социальной справедливости играют большую роль в создании нравственной атмосферы, свободы, духовных ценностей, в которой любой человек может свободно жить.

Таким образом, все компоненты правосознания являются необходимыми для создания условий роста значимости права в жизни нашего общества. Правовое сознание граждан будет во многом зависеть от образования и последующего воспитания граждан посредством права.

Глава 2. Правовые аспекты формирования правового сознания

2.1 Проблемы формирования правового сознания в российском обществе

В российском обществе остро стоит проблема формирования правового сознания. В современной России роль правосознания при формировании правового государства и гражданского общества трудно переоценить[6].

Правосознание активно развивается и изменяется в зависимости от правовых и социальных условий, при которых реализуется.

Это одна из форм общественного сознания, однако, следует отметить, что она в полной мере не достаточно изучена правоведами, специфика правосознания как правового феномена состоит в раскрытии взаимодействий общества, права и личности. Оно «занимает особое место в структуре форм общественного сознания российского общества, оно обладает своим социально-правовым статусом в социуме и является реальным фактором изменения действительности»[7]. Правосознание оказывает большое влияние на правовую культуру и правоотношения в обществе, однако, к сожалению, состояние современного правосознания можно характеризовать как кризисное, что находит свое выражение в распространении правового нигилизма[8].


Именно от развития уровня правосознания во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в нашей стране, а также и возможность реализации прав и свобод человека и гражданина[9].

Исследователи данного процесса отмечают кризис правосознания современного общества как длительный процесс, который распространён как в пространстве, так и во времени.

И.И. Шационок отмечает, что «для российской действительности данная проблема имеет практическую актуальность, так как в настоящее время Россия переживает период становления новой государственно-правовой системы»[10]. Теоретическое понимание сущности и содержания правосознания дает возможность осмыслить основополагающие правовые идеи, через которые оно оказывает влияние на формирование правовой сферы общественной жизни[11]. Природа правового сознания общества сложна, поэтому данное явление исследуют с различных методологических позиций культурология, психология, юриспруденция и философия.

В юридической науке правовое сознание исследуется как совокупность представлений о мире с точки зрения права, именно эти представления мотивируют правомерное поведение[12]. Они служат источником для законотворческого процесса, являются основанием для деятельности по осуществлению законодательства, реализации, применению и соблюдению права.

Теоретики-правоведы в категориях правосознания раскрывают его основные признаки, анализируя правосознание как правовое явление, они рассматривают его социальное и правовое содержание.

Формирование правосознания обусловлено разнообразными факторами, поэтому анализировать его необходимо в тех общественных отношениях, в которых оно развивается.

Правовой анализ с точки зрения теории государства и права дает возможность понять природу правосознания и процесс его развитие. Исследуя природу правового сознания в качестве объекта научного анализа, как особой формы общественного сознания, теория государства и права позволяет выявить его связи с другими формами, механизмом детерминации, уровнем отношения общества и личности.

Дефиниций правосознания в науке существует большое количество, можно выделить ряд его общих признаков. Правосознание – это продукт целенаправленной и сознательной деятельности людей, который отражается в совокупности идеологических представлений и взглядов, чувств и оценок, как форма общественного сознания.


В правосознании отражаются субъективное отношение человека к государству, обществу и праву. «Правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.

Правосознание – это отражение в сознании людей всех элементов правовых систем общества.

Можно выделить ряд признаков правосознания, которые составляют его сущность: это одна из сфер общественного сознания, которое имеет свой предмет исследования – правовую действительность или правовые явления должное, позитивное право, право ушедших времен и естественное право. В правосознание входит деятельность организаций, связанную с правом, реализация права и правотворчество, источники права и юридическая практика. У правосознания есть свой специфический язык, который включает в себя правовые категории.

Как мы отмечали ранее, структура правосознания состоит из следующих элементов: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология – это систематизированные убеждения, идеи и представления, которые вырабатываются в процессе осмысления права. Это рациональный компонент правосознания, можно выделить научную, поверхностную и бытовую идеологию.

В правовую психологию входят: переживания, настроения, чувства, эмоции, желания, привычки и желания. Это теоретически не осмысленное, непосредственное отношение к праву.

Например, страх перед наказанием, недоверие к правоохранительным органам, неверие в эффективность права. Некоторые исследователи выделяют сложные поведенческие элементы, которые включают в себя: идеологию, психологию (мотивы поведения), внутренние установки (готовность, предрасположенность) на какое-то поведение. Установки объединяются в систему личностных ориентаций и характеризуют жизненную позицию человека, его правовую ориентацию.

Правосознание можно классифицировать по субъектам, отражающим в своем сознании правовые институты: правосознание всего общества, групп и личности.

Правосознание общества – это сознание, которое преимущественно господствует среди большинства членов общества. Общественное правосознание включает в себя знания, накопленные уже прошедшими поколениями, зафиксированные в книгах и источниках права.

Правосознание отдельных социальных групп, это система, которая складывается из правосознания отдельных индивидов, входящих в данную социальную группу.

Индивидуальное правосознание отдельного лица, которое анализируется при привлечении человека к ответственности. В зависимости от него определяется мера наказания правонарушителю.


Особенность индивидуального правосознания – самооценка личности, т.е. оценка своего поведения с точки зрения соответствия праву, оценка своих знаний о праве и правовых явлениях.

Правовое воспитание – это процесс формирования определенного типа правосознания. Этот процесс может быть стихийным процессом формирования правосознания в обществе под воздействием окружающей среды (воздействия СМИ, деятельность госорганов), что может привести к антисоциальным последствиям, если человек видит вокруг себя массовое нарушение прав.

Правосознание может быть и целенаправленным, систематическим, направленным на изменение правового сознания людей. Направленность правового воспитания может быть позитивной для общества или негативной. Воспитание, направленное на получение знаний о праве, умение их использовать, называется правовым обучением.

Правовое воспитание имеет различные цели: цели, связанные с объемом познаний. Формирование обыденного правосознания, правосознания профессионала юриста, научного мировоззрения юриста. Правовое воспитание формирует знания людей о праве, чувства, оценки, ценности, установки на правомерное поведение, оно нацелено на формирование потребностей, непротиворечащих правомерному поведению, способствующее уважению к праву, навыков и привычек реализации права, а также на подавление антиобщественных установлений.

Эффективность правового воспитания показывает степень достижения поставленных целей. Средствами правового воспитания выступают: обучение, пропаганда права, самообразование и юридическая практика.

2.2 Необходимость повышения и развития правового сознания граждан

Существует множество научно-исследовательских работ по вопросу о правосознании граждан.

Многогранность этих теорий проявляется в том, что учёные мыслители жили в различные исторические эпохи и имели специфические взгляды и представления о мире.

Если взять одного из учёных А.П. Плешакова, то он указывает тот факт, что для России проблема формирования правовой культуры граждан, является первичной.

Эта одна из острых проблем в период, когда объективно происходит разрушение многих нормативных образцов, меняются ценности, идеи, представления и цели граждан, когда в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия и регулирования[13].