Файл: Теория и практика разделения властей (Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность0.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Механизм государства, его аппарат является системой должностных лиц, государственных органов, государственных организаций, учреждений, которые фактически исполняют функции государства, считаясь субъектами непосредственно государственной власти. Все они в совокупности реализуют способы и методы распоряжения, владения, что и считается сутью самого государственного режима.
Субъекты государственного аппарата в пределах компетенции наделены, чаще всего, властно-распорядительными полномочиями, в частности органы прокуратуры, полиции, службы безопасности.
Есть государственные организации, которые совсем не наделены какими-либо властными полномочиями (культурнообразовательные, научные организации), однако этот факт вовсе не исключает принятие должностными лицами таких учреждений решений, являющихся обязательными для исполнения их подчиненными.
Актуальность темы проявляется в формировании практических механизмов реализации конституционного принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, что непосредственно является важнейшим условием повышения эффективности государства. Между всеми государственными органами существует взаимосвязь, и все они в той или иной мере находятся во взаимодействии друг с другом. Необходимо, чтобы взаимосвязь всех органов государственной власти была построена оптимально, так как именно от нее зависит эффективность управления государством и обществом.
Механизм государства, его аппарат является системой должностных лиц, государственных органов, государственных организаций, учреждений, которые фактически исполняют функции государства, считаясь субъектами непосредственно государственной власти. Все они в совокупности реализуют способы и методы распоряжения, владения, что и считается сутью самого государственного режима.
Субъекты государственного аппарата в пределах компетенции наделены, чаще всего, властно-распорядительными полномочиями, в частности органы прокуратуры, полиции, службы безопасности. Есть государственные организации, которые совсем не наделены какими-либо властными полномочиями (культурнообразовательные, научные организации), однако этот факт вовсе не исключает принятие должностными лицами таких учреждений решений, являющихся обязательными для исполнения их подчиненными. Выделяют два подхода к определению понятия «механизм» - структурно-функциональный и структурноорганизационный. Согласно первому подходу при определении понятия механизма какого-либо государственно-правового института (явления, процесса) внимание в большей степени акцентируется не только лишь на одной его организационной основе построения, а также и на его реальном функционировании и динамике. В соответствии со вторым подходом, механизм обосновывается как некая совокупность конкретных составных элементов, формирующих организационную основу определенных процессов, явлений, а механизм государства является «совокупностью учреждений», в пределах которых и реализуется «государственное руководство обществом» [5]. В общем виде, механизм государственного управления следует понимать, как информационное действие, которое инициирует изменение определенного состояния оговоренного объекта управления. Таким образом, механизм государственного управления представляет собой системное и сложное образование, органически объединяющее в себе определенные составляющие его элементы, без взаимосвязи которых не будет возможно воздействие механизма.
Цель работы рассмотреть разделение властей в Рф
Объект исследования – нормы российского законодательства, регулирующие организацию власти.
Предмет исследования – теория разделение властей.
Задачи работы:
Рассмотреть возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность;
Изучить теорию разделения властей в российской истории и государственно – правовой науке;
Охарактеризовать ветви в системе разделения властей.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать судебную власть как динамическую категорию, зависящую от различных условий. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Научная новизна курсовой работы определяется тем, что проведено комплексное исследование судебной власти.
Нормативной правовой основой исследования являются: Федеральные законы Российской Федерации, подзаконные акты, нормативные акты.
Структура работы: курсовая состоит из двух глав, введения, заключение и списка литературы, написана на 29 страницах.
Глава 1. Историко–правовые корни принципа разделения властей
1.1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность
Теория разделения властей, которая, как традиционно считается, была основана Ш.Монтескье (оформлена в книге «О духе законов» и Дж. Локком, на разных этапах развития человеческой цивилизации и государства как системы обсуждалась в том или ином виде и до ее официального оформления. Сам Ш. Монтескье, разрабатывая теорию, начинает с истории учения о разделении государственной власти, ссылаясь на учения, которые развивались еще в античную эпоху. Тем не менее. Сложно согласиться с тем, что впервые концепция разделения властей на ветви появилась в древности. Так, в теории о государстве Платона конструкция, связанная с разделением труда между различными сословиями «идеального государства» отрицается, принцип разделения властей, тем самым, не признается. При анализе политико-правовых взглядов Аристотеля В.С. Нерсеянц отмечал, что Аристотель уже более четко отличал «три элемента» государственного строя (законосовещательный, магистратуру и судебные органы)[1].
Но Аристотель, тем не менее, данные элементы рассматривает не как основу разделения властей, а только как формообразующие элементы. Действительно, в эпоху древнего мира идея разделения властей четко обозначена не была, но даже афинская рабовладельческая демократия, которая существовала в эпоху Перикла, была основана на разделении властей. Законодательная власть в тот период была передана народному собранию, исполнительная – Буле, судебная – гелиэи, что отмечается В.Г. Пахомовым[2].
В средневековый период значительных трудов, которые были бы посвящены принципам разделения властей, не было. Но некоторые идеи, в том числе, основанные на существовавшем тогда опыте средневековых городовкоммун (в основном, торговых городов, где существовала «средневековая демократия» в том ее виде), высказывал Марсилий Падуанский Настоящим стимулом развития данной теории стали первые буржуазные революции, произошедшие в начале эпохи Нового времени. В особенности можно отметить роль особенно английской революции, которая как раз таки и стимулировала разработку идей оптимального устройства государства и власти. Важно, что Дж. Локк (1632-1704 гг.), который одним из первых начал развивать теорию наилучшего государственного устройства, отвергал абсолютную монархию, чем его учение отличалось от традиции Гобсса, монархию всё же признававшем.
Книга Дж. Локка «Два трактата о государственном правлении»[3]показывает его концепцию о трех основных прирожденных права личности: на жизнь, на свободу и на собственность. Такая концепция вошла раннебуржуазные конституции и далее стала основой для дальнейшего развития понятия «прав человека и гражданина». Реализовать данную концепцию, по мнению Локка, должно было помочь существование трех ветвей власти, которые отсутствуют в «естественном состоянии». В качестве первой причины возникновения государства Локк указывает отсутствие гарантии неприкосновенности частной собственности, неотвратимости наказания.
Но, обеспечивал это, создав государство, монарх становится тираном, поскольку он изъят из-под действия законов, чего в гражданском обществе быть не должно. Первенство Локк отдавал законодательной власти, признавая ее верховной. В XVIII веке данная теория продолжило свое развитие. Если до этого она развивалась применительно к Англии, то теперь обсуждение развивалось и в других странах. Во время Эпохи Просвещения эти вопросы рассматривали Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) и Ж.-Ж. Руссо (1712—1778 гг.). Ш. Монтескье тему разделения властей воплотил в проекте свободного государства, которое основывается на концепции разделения властей. Целью в данном случае было обеспечение безопасности граждан от произвола и злоупотребления власти, защита политических свобод. Право, по его мнению, должно было стать подлинным регулятором отношений между властью и гражданами.
Монтескье не отождествлял свободу с демократией, им критиковалось любое понимание политической свободы, которое исходили бы не из права, а из произвола – то есть, возможности делать то, что хочется. Свобода им понималась и в качестве «душевного спокойствия», убежденности человека в своей безопасности, когда ни один гражданин не боится другого. Им утверждалось, что соединение в одном лице или учреждении законодательной и исполнительной власти ведет и к появлению тиранических законов, и к тираническому их применению. Власть выступает необходимым элементом функционирования любой организованной общности людей, действует как в масштабах всего общества, так и отдельных его составляющих (социальные группы, государства, семьи и т.д.).
Государством осуществляется социальная власть в силу того, что современное общество разделено на различные социальные слои и группы. Государственная власть является единой на территории всего государства и универсальной для всего населения. Иная власть распространяется только на отдельные элементы территории или населения государства. Отличительным признаком государственной власти является её верховенство, т.е. суверенность и общеобязательность.
Государственной власти должны быть подчинены иные виды власти, существующие на территории государства. Государственная власть, обладая признаками социальной власти, воплощается в системе государственных органов и учреждений. Власть может и должна осуществляться в интересах народа, но полностью она не может быть ему подчинена. Как система государственная власть состоит из образующих ее частей – федеральных и региональных властей. Но, как и любая система, она целостна; взаимодействующие между собой части интегрируют ее в это целое[4]
Государственная власть, реализуемая через органы государственного аппарата, отличается особыми принципами организации и деятельности. К ним можно отнести: - принцип законности, предполагающий недопустимость издания нормативных актов, противоречащих действующему законодательству, а также принцип строгого следования закону;
- принцип демократизма, заключающийся в участии народа как главного источника государственной власти в принятии решений, в т.ч. и политических, формировании государственного аппарата;
- принцип гласности, который призван обеспечивать открытость деятельности государственных органов, их отчетность, информирование населения о результатах их деятельности; - принцип федерализма, выражающий единство власти в федеративном государстве при разделении предметов ведения субъектов и федерального центра;
- принцип разделения властей, обеспечивающий разделение государственной власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Он позволяет реализовать систему «сдержек и противовесов», гарантирующую баланс властей и систему контроля над ними. Принцип разделения властей закреплен в статье 10 Конституции РФ[5] и гласит «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»
Три ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, представляют собой основополагающие правовые формы публичной власти. Каждая из ветвей власти самостоятельна и не может вмешиваться в компетпенции других ветвей. Отличительными чертами системы разделения властей можно назвать самостоятельность и независимость каждой из ветвей власти в соответствующих компетенциях, определенных Конституцией Российской Федерации и наличие взаимного наблюдения и контроля законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Единство государственной власти заключается в единстве природы власти все ветви государственной власти получают свои полномочия только от народа Российской Федерации, который является единственным носителем государственной власти в Российской Федерации[6].
Кроме того, единство государственной власти выражается в общем порядке формирования и взаимодействия ветвей власти согласно Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Единая экономическая основа государства, общность целей и задач, выполняемых государственными структурами, общность политических и нормативных основ создают предпосылки для формирвоания единой системы государственной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но компетенции его наиболее схожи с исполнительной ветвью власти.
Глава государства существует в системе разделения властей, которая предполагает взаимные возможности сдерживания и взаимодействия органов государственной власти. Законодательная власть представляет собой форму установления правовых норм, общих правил, определяющих меры свободы и ответственности человека в государстве и обществе.
Особенностью органов законодательной власти является то, что они избираются непосредственно народом.