Файл: Теория и практика разделения властей (Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность0.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Ветви в системе разделения властей

2.1. Законодательная власть

Представляется, что реальное равновесие властей устанавливается, когда все ветви власти имеют в противовес друг другу симметричные права в части назначения и роспуска. Если это не обеспечено, парламент будет являться единственной верховной властью, т. к. у народа после его выборов не будет никакого иного способа выразить противоположное мнение вплоть до следующих выборов.

Предполагается, что конструкция разделения властей, основанная на превалировании одной из ветвей власти, не совсем удачна, предпочтительнее, чтобы государственная власть функционировала как взаимосбалансированная система, в основе которой лежит механизм сдержек и противовесов. В противном случае основной смысл концепции разделения властей – «служить средством, предотвращающим узурпацию и сосредоточение власти в одних руках или органе» – будет потерян[14].

Не абсолютизируя роль законодательной власти, отметим, что она определяет функционирование как исполнительной, так и судебной власти, формируя для них соответствующую законодательную, нормативно-правовую базу, без которой органы исполнительной власти не смогут успешно выполнять свои задачи и функции.

В законодательном порядке принцип разделения властей, сердцевину которого составляет не только собственно разделение, но и одновременное установление системы сдержек и противовесов законодательной и исполнительной власти, в России был признан, как известно, в конце 80-х – начале 90-х годов. Конституция РФ 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Согласно Конституции, законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание – парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95)

Сегодня формы взаимодействия органов власти на различных уровнях регламентированы законодательством. Тем не менее, указанный аспект отнюдь не исключает факт наличия некой проблематики в исследуемой сфере. Однако прежде чем перейти к анализу взаимодействия двух ветвей власти (исполнительной и представительной), укажем, что законом предусмотрено разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную[15].


При этом, последняя выражается посредством создания конституционных или же уставных судов, что не влияет на тот факт, что в региональной системе разделения властей основные судебные функции сохраняются за федеральными органами конституционного, гражданского, административного судопроизводства[16].

Следовательно, рассмотрение взаимодействия исполнительных и законодательных органов на региональном уровне является наиболее актуальным. Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации[17]» в своих положениях отражает базовые организационно-правовые формы взаимоотношений органов представительной и, соответственно, исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, на основании анализа указанного акта, а также иных региональных нормативных правовых актов, которые регулируют взаимоотношения органов ветвей власти субъекта страны, позволяет классифицировать таковые формы на основании:

1) содержания взаимоотношений,

2) субъектного состава,

3) сферы, в рамках которой и складываются подобное взаимодействие

Итак, ниже приведем перечень форм взаимодействия указанных органов:

1) формирование органов власти субъекта РФ;

2) законодательная инициатива и издание актов регионального уровня (законодательный орган государственной направляет высшему должностному лицу субъекта РФ планы законопроектной работы и проекты законов субъекта страны);

3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов, в том числе в области исполнения бюджета субъекта страны, федеральных и региональных программ развития, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; форма, выраженная правом высшего должностного лица участвовать в работе законодательного органа субъекта России с правом совещательного голоса и правом требования созыва внеочередного заседания данного органа, включая созыв вновь избранного представительного органа власти и иных формах;

5) участие в заседаниях исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации депутатов на основании поручения законодательного органа[18].

Кроме ранее указанных форм, имеют место и сопутствующие аспекты, которые отражают взаимозависимость органов региональной власти. Данное утверждение может быть выражено в том, что законодательный и исполнительный органы могут привлекаться ко взаимной ответственности. Так, эффективность парламентского контроля находится в зависимости от детальности определения ответственности органов исполнительной власти за нарушения, которые выявляются в ходе подобных контрольных мероприятий.


Видится, что следует законодательно закрепить порядок рассмотрения органами исполнительной власти и их должностными лицами депутатского запроса, а также установить меры, как минимум, дисциплинарной ответственности за бездействие при его получении. Кроме того, в законодательстве субъектов РФ необходимо отразить вопросы, по которым депутатское расследование в отношении деятельности органов исполнительной власти обязательно. К таковым видится возможным отнести, например, вопросы, которые касались бы распоряжения бюджетными средствами, а равно и имуществом субъекта Российской Федерации. Таким образом, подвод итог, следует отметить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не дает исчерпывающего перечня организационно-правовых форм, в связи с чем, таковые могут быть установлены в региональных актах.

Само же непосредственное взаимодействие указанных органов (исполнительных и представительных) позволяет сделать вывод, что государственное управление в субъектах РФ базируется не только на самостоятельной деятельности каждого органа власти, но и на их совместной деятельности. При этом, качество совершенствование многих сфер жизнедеятельности, зависит от эффективности взаимоотношений высших органов власти субъектов РФ, и все же, главным условием успешности взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ является их стремление и умение путем достижения компромиссов обеспечить соблюдение прав и свобод граждан Российской Федерации.

2.2. Исполнительная власть

Системой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на наш взгляд, является совокупность целостных с организационной точки зрения видов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Под структурой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации понимается ряд определенных исполнительных органов государственной власти, находящихся во взаимосвязи. Невзирая на то, что субъекты Российской Федерации обладают правом самостоятельно устанавливать собственную систему, структуру исполнительных органов государственной власти, категории структуры и системы, являясь основными, должны интерпретироваться единообразно[19].


В связи с этим стоит внести поправки в ч. 1 ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации, высказав текст в такой редакции: «1. Система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации есть совокупность организационно объединенных видов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».

Часть 4 ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации также необходимо, на наш взгляд, дополнить следующим текстом: «4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - перечень конкретных взаимосвязанных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации»

Федеральным законодателем были осуществлены установки рамочных границ принципов и условий, в основе чего надлежит осуществления формирования региональной системы органов исполнительной власти для того что бы преодолеть и форсировать возможные противоречия регионального законодательства, регламентирующего процедуру формирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ.

В следствии чего был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий Федерации». В соответствии с законами, определяющие общие принципы и нормы организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, субъекты РФ формируют собственные системы органов исполнительной власти. Ведение подобных принципов относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. На основе вышеуказанного Закона система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими автономно. Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляется определение перечня исполнительных органов субъекта РФ в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ[20].


Высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ возглавляет систему органов исполнительной власти, председательствующий руководителем (т.е. президент республики, глава администрации, губернатор) и который устанавливается в субъекте РФ.

Должность высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается Конституцией (уставом) субъекта РФ, при котором возглавляется в этом случае высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации имеет право и возможность осуществлять наиболее важные полномочия, такие как право предъявлять требования созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме этого созывать вновь будучи избранный законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание раньше срока, принятого для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.;

Имеет право и возможность участвовать в деятельности законодательной (представительной) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с привилегией совещательного голоса.;

Участвует в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по законодательству субъекта РФ.;

Имеет возможность и право обнародовать законы, подтверждая их обнародование посредством подписания законов либо издания особо отдельных актов (специализированных) или же отклонять законы, которые были приняты законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.;

Имеет право и возможность представлять субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при реализации внешнеэкономических связей, кроме этого оно имеет право поставить подпись договорам и соглашениям от имени субъекта Российской Федерации.

2.3. Судебная власть

судебная власть – это вид государственной власти, которая осуществляется соответствующими судебными органами. Представляется, что власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те полномочия, которые им принадлежат, а также осуществление этих полномочий и эффективная реализация.