Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты системного подхода в менеджменте
1.1 Сущность интегрированной системы управленческого учета
1.2 Особенности системного подхода в менеджменте
2. Особенности системного анализа
2.1 Понятие, виды и задачи системного анализа
2.2 Методика системного анализа
Следующей важной задачей системного анализа является проблема принятия решения. Применительно к задачам исследования, проектирования и управления сложными системами, включающими в себя большое количество элементов и подсистем, проблема принятия решения связана с выбором определённой альтернативы развития системы в условиях различного рода неопределённости. Неопределённость может быть обусловлена наличием множества факторов, не поддающихся точной оценке — воздействием на систему неизвестных факторов, многокритериальностью задач оптимизации, недостаточной определённостью целей развития систем, неоднозначностью сценариев развития системы, недостаточностью априорной информации о системе, воздействием случайных факторов в ходе динамического развития системы и прочими условиями. Ещё один распространённый вид неопределённости представляет собой неопределённость, связанную с последующим влиянием результатов принятого решения на проблемную ситуацию. Дело в том, что поведению сложных систем свойственна неоднозначность, то есть после принятия решения возможны различные варианты поведения системы. Оценка этих вариантов, вероятности их возникновения является также одной из основных задач системного анализа.
2.2 Методика системного анализа
Системный анализ может рассматриваться как сложная совокупность подходов, принципов и концепций проработки анализируемых сложных систем. Подходы или «методология» будут являться общностью совокупностей приемов или способов конкретной системной аналитической деятельности, рассмотрим все наиболее важные из них[10]:
Структурно-функциональный подход, заключающийся в определении и построении модели выявленных структуры и функций, выявлении их взаимозависимостей;
Конструктивный подход, выражающийся в анализе возможных проблем и создании возможностей их решения;
Комплексный подход, определяющий возможности по рассмотрению всех структур во взаимосвязи объектов между собой и с внешним миром, их функций и степеней их значимости;
Системный подход, состоящий из определения поведения систем как совокупности отдельных объектов и их взаимосвязей между собой и с взаимодействующими системами, а также имеющиеся возможности для комплексного их развития в будущем;
Ситуационный подход, имеющий возможности выделения всех характеристик и установления причин проблем, оценок и прогнозов, а также выработки противодействующих мер возможному негативному развитию событий;
Проблемный подход, определяющий наличие проблем в дальнейших тенденциях развития систем, их оценку и выработку способов противодействия подобным типам проблем в будущем;
Целевой подход, осуществляющий разбор цели функционирования систем на простые составляющие и экспертный анализ возможных результатов в зависимости от ресурсно-временных затрат;
Нормативный подход, состоящий в констатации наличия проблем, установления оптимальных норм и доведения всех системных показателей до разработанных нормативов;
Программно-целевой - при определении проблем построение программы достижения ранее сформулированных целей;
Морфологический подход, заключающийся в максимально точных определениях и нахождениях вариантов решений проблем на основе применения морфологических способов моделирования;
Инновационный подход - формирование для проблем моделей нововведения и реализацию новейших технологий на практике;
Деятельный подход, определяемый формулированием основных целей и задач функционирования объектов систем, формирование моделей их функционирования и внедрение выработанных лучших комплексных результатов в практику[11].
Основные исходные положения или отдельные общие правила деятельности по изучению сложных систем, которые позволяют использовать конкретные направления в науке, выступая при этом регуляторами в познании, называются принципами системного анализа. К ним относятся:
Нормативность, заключающаяся в том, что любую систему можно сравнивать с эталонной или нормативной;
Целеполагание, определяющееся в стремлении каждой из систем к предпочтительному состоянию;
Иерархия, когда любая система рассматривается как совокупность соподчиненных объектов или подсистем.
Оптимальность, возможность каждой системы к приведению в состояние идеальности по выбранному критерию эффективности; Формализация, когда любая система может быть представлена в виде модели со всеми функциональными своими характеристиками;
Элементаризм, то есть каждая система предстает из совокупностей взаимосвязанных объектов или элементов систем;
Целостность, когда объекты, составляющие систему могут рассматриваться автономно, вне влияния окружающей среды;
Системность - рассмотрение сложных систем как составляющие их объекты и совокупность взаимосвязей;
Общность связей универсального взаимодействия сложных систем;
Развитие - концепции проработки анализируемых сложных систем разрабатываются, внедряются, совершенствуются, эффективно функционируют, затем постепенно утрачивают результативность и свою актуальность[12].
Быстрое развитие возможностей системного анализа вместе с необходимостью правильной классификации уже существующих его разновидностей для исключения сведения его только к применяемым методам или специфике анализа в системах различной природы приводит к необходимости проработки концепций развития по основаниям:
Масштаб - с одной стороны анализ систем в составе крупной суперсистемы, а с другой стороны анализ аналогичных систем со свойствами данной системы;
Отрасль - знания с возможностью рассмотрения систем с общесистемных и специфических индивидуальных позиций;
Аспекты - с помощью проведения анализа структуры и функций, а также оценка эффективности функционирования;
Время - изучение прошлого, настоящего и будущего состояния, возможность стабилизации и путей дальнейшего развития;
Назначение - возможность научного применения результатов, а специфические аналитические результаты могут применяться практически;
Способ - качественный и количественный результаты анализа;
Направленность - возможность анализа систем сначала со структуры и затем перехода к цели и функциям или при конструктивном способе анализа начало с цели и переход к структуре через рассмотрение функций;
Жизненный цикл - с одной стороны возможен анализ основных этапов развития или механизмов наследования (генетики)[13].
Такая классификация структуры комплексного системного анализа может помочь в диагностике каждой конкретной разновидности сложных систем путем прохода по всем представленным подходам, принципам и концепциям с выбором в первую очередь характеристик, наилучшим образом отражающих свойства применяемых разновидности анализа.
2.3 Преимущества проведения системного анализа
В случае решения сложных проблем системный анализ опирается на системный подход. Под системным подходом понимается методология познания и исследования объектов действительности как систем.
Системный подход предполагает комплексные исследования, принимающие во внимание как можно больше переменных, составляющих, условий и т. п. В иностранной литературе термин «системный анализ» используют как синоним системного подхода, что является не совсем верным[14].
Системный подход, как один из подходов системного анализа, заключается в несводимости свойств целого к сумме свойств элементов. Данное положение связано с таким понятием как эмерджентность, представляющую собой закономерность целостности системы. Этот термин был предложен биологом и одним из основателей теории систем Л. фон Берталанфи[15].
Свойство эмерджентности проявляется в том, что система приобретает новые свойства, которых нет ни у одного из её элементов или подсистем. Ни одна из систем человеческого организма не обладает, например, способностью говорить или мыслить, присущей человеку. Но в тоже время нельзя отрицать, что данные способности обусловлены функционированием этих систем. Это позволяет утверждать, что свойство целого, системы являются некоторой функцией от свойств элементов.
Понятию эмерджентности противопоставляется понятие аддитивности. В этом случае свойство системы равно сумме свойств её частей. Данный термин широко применим по отношению к физическим величинам, например, энергия, импульс, энтропия.
Аддитивными можно считать некоторые свойства химии, методы в фотографии, бытовые и экономические величины. Рассматривая систему с аддитивными свойствами, следует отметить отсутствие целостности как таковой и высокую степень свободы элементов.
Системный подход получил широкое распространение в человеческой деятельности. Это связано и с тем, что системность можно рассматривать как одну из форм существования материи[16]. Системность можно наблюдать во всём: в практической и познавательной деятельности, а также в среде, окружающей человека. Повсеместное наличие системности обуславливает широкое применение системного анализа.
Системный анализ используется при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, при проектировании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами[17].
Проблемы, к решению которых можно применить методы системного анализа, подразделяются на три класса: хорошо структурированные, неструктурированные, слабо структурированные.
Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используется известная методология исследования операций, которая состоит в построении адекватной математической модели (например, задачи линейного, нелинейного, динамического программирования, задачи теории массового обслуживания, теории игр и др.) и применении методов для отыскания оптимальной стратегии.
В тех случаях, когда у лиц, принимающих решения нет достаточных сведений о проблеме или имеет место большая неопределённость, применяются неформальные методы системного анализа. Широко распространёнными среди них являются:
метод «мозгового штурма»;
метод сценариев;
метод экспертных оценок;
метод «Делфи»;
метод «дерева решений»;
деловые игры;
логические методы;
метод аналогий[18].
Результаты системного анализа часто бывает сложно претворить в жизнь по различным причинам. Осознавая это, Рассел Акофф выделил в системной методологии самостоятельный раздел, который назвал теорией практики.
Основная задача этого раздела заключается в исследовании условий эффективного применения системного анализа[19].
Данное наблюдение подтверждает предположение, что науки о системах и системный анализ, в частности, имеют широкий простор для развития. Системный анализ является мощной методологией решения проблем. Он является относительно молодой наукой, а это значит, что наивысшая точка развития ещё впереди.
Заключение
Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называют элементами системы.
Каждая система имеет свою структуру, которую характеризует состав и свойства элементов, их отношения и связи между собой. Система в состоянии сохранять свою целостность под воздействием различных внешних факторов и внутренних изменений до тех пор, пока является неизменной ее структура.
В случае изменения структуры системы (например, при удалении одного из его элементов), она может прекратить свое функционирование как единое целое. Например, при удалении одного из устройств компьютера (к примеру, материнской платы), компьютер перестанет работать, т. е. прекратит свое функционирование как система.
Основные положения теории систем появились при исследовании динамических систем и их функциональных элементов. Под системой понимается группа взаимосвязанных элементов, которые действуют сообща с целью выполнить заранее поставленную задачу.