Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты системного подхода в менеджменте
1.1 Сущность интегрированной системы управленческого учета
1.2 Особенности системного подхода в менеджменте
2. Особенности системного анализа
2.1 Понятие, виды и задачи системного анализа
2.2 Методика системного анализа
Теория систем является полезной для управления, поскольку она направлена на достижение целей и рассматривает организацию как открытую систему. Честер Барнард был первым человеком, использовавшим системный подход в сфере управления.
Системный подход помогает в изучении функций организации и используется в качестве базы для новых видов организаций, таких как Организация управления проектами. Это позволило выявить взаимоотношения в различных функциях, таких как планирование, организация, руководство и контроль. Этот подход имеет преимущество над другими подходами, потому что это очень близко к реальности. Этот подход называется абстрактным и расплывчатым. Он не может быть легко применен для крупных и сложных организаций. Кроме того, он не является инструментом, техникой для менеджеров.
Элементы, которые составляют основу теории систем, создаются не с помощью гипотез, а их получают экспериментальным путем. Для начала построения системы нужно иметь общие характеристики технологических процессов, которые необходимы и при создании математически сформулированных критериев, которым должен удовлетворять процесс или его теоретическое описание.
Метод моделирования является одним из наиболее важных методов научного исследования и экспериментирования.
Для построения моделей объектов используют системный подход, который представляет собой методологию решения сложных задач. В основе этой методологии лежит рассмотрение объекта как системы, которая функционирует в некоторой среде.
Системный подход позволяет раскрыть целостность объекта, выявить и изучить его внутреннюю структуру, а также связи с внешней средой. При этом объект является частью реального мира, которую выделяют и исследуют в связи с решаемой задачей построения модели. Кроме того, при использовании системного подхода предполагается последовательный переход от общего к частному, в основе которого лежит рассмотрение цели проектирования, а объект рассматривается во взаимосвязи с окружающей средой.
Сложный объект может разделяться на подсистемы, которые представляют собой части объекта и удовлетворяют таким требованиям:
- подсистема – функционально независимая часть объекта, которая связана с другими подсистемами и обменивается с ними информацией и энергией;
- каждая подсистема может иметь функции или свойства, которые не совпадают со свойствами всей системы; каждая из подсистем может делиться до уровня элементов.
Под элементом здесь понимают подсистему нижнего уровня, которую далее делить не представляется целесообразным с позиции решаемой задачи.
Таким образом, система представляется как объект, состоящий из набора подсистем, элементов и связей для его создания, исследования или усовершенствования. При этом укрупнение представления системы, которое включает основные подсистемы и связи между ними, называется макроструктурой, а детальное рассмотрение внутреннего строения системы до уровня элементов – микроструктурой.
С понятием системы обычно связано понятие надсистемы – системы более высокого уровня, в состав которой входит рассматриваемый объект, причем функция любой системы может быть определена только через надсистему.
Также немаловажно понятие среды – совокупности объектов внешнего мира, которые существенно влияют на эффективность функционирования системы, но не входят в состав системы и ее надсистемы.
В системном подходе к построению моделей используют понятие инфраструктуры, которая описывает взаимосвязь системы с ее окружением (средой). Выделение, описание и исследование свойств объекта, которые являются существенными для конкретной задачи, называется стратификацией объекта.
При системном подходе в моделировании важно определение структуры системы, которая определяется как совокупность связей между элементами системы, которые отражают их взаимодействие. Различают структурный и функциональный подход к моделированию.
При структурном подходе определяется состав выделенных элементов системы и связи между ними. Совокупность элементов и связей составляет структуру системы. Обычно для описания структуры применяется топологическое описание, которое позволяет выделить составные части системы и определить их связи с помощью графов.
Реже применяется функциональное описание, при котором рассматриваются отдельные функции – алгоритмы поведения системы. При этом реализуется функциональный подход, который определяет функции, выполняющиеся системой.
При системном подходе возможны разные последовательности разработки моделей на основе двух основных стадий проектирования: макропроектирования и микропроектирования. На стадии макропроектирования строят модель внешней среды, выявляют ресурсы и ограничения, выбирают модель системы и критерии для оценки адекватности.
Например, состояние Солнечной системы в определенные моменты времени описывается составом объектов, которые входят в нее (Солнце, планеты и др.), их свойствами (размер, положение в пространстве и др.), величиной и характером их взаимодействия (сила тяготения, электромагнитные волны и др.).
Модели, которые описывают состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями. Например, в физике статическими информационными моделями являются модели, которые описывают простые механизмы, в биологии – модели строения растений и животных, в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток и т.д.
2. Особенности системного анализа
2.1 Понятие, виды и задачи системного анализа
Комплексный системный анализ любой сложной системы практически невозможен без применения самых современных научно-технических достижений во всех областях науки и техники. Системный анализ и моделирование основных процессов при нынешнем развитии производительных сил особенно актуальны в "техносфере", когда из-за трудно предсказуемых вредных последствий негативных воздействий поставлено под сомнение само существование Земли и человека как биологического вида[3].
Исследование сложных систем с представлением их в приближенном виде в сознании исследователей, в математической (символьной или графической) форме или в виде иных материальных объектов называется в системном анализе моделированием. В общем случае представление в приближенном виде или моделирование любой сложной системы предполагает следующие составляющие:
Объект исследования (моделируемая составляющая);
Проводящий процесс исследования
Модель - абстрактная и/или материальная составляющая (объекта, системы, явления или процесса), созданная моделирующей составляющей в соответствии с образом моделируемой составляющей по определенным свойствам, основополагающим для поставленной цели исследования, применяемая как средство познания[4].
В соответствии с данным общим определением модели, математическая модель - средство исследования моделируемой составляющей и состоит из математических представлений, характеризующих исследуемую структуру. Понятие процесса моделирования - теоретическое и/или практическое проведения проверок исследуемых структур на основе создания и изучения их моделей для описания или уточнения характеристик, а также формирования предложений по эффективным способам построения конструируемых или совершенствуемых моделируемых составляющих (объектов, систем, процессов, явлений)[5].
Таблица 1
Виды системной деятельности и их характеристика
Виды деятельности |
Цель деятельности |
Средства деятельности |
Содержание деятельности |
Системное познание |
Получение знания |
Знания, методы познания |
Изучение объекта и его предмета |
Системный анализ |
Понимание проблемы |
Информация, методы ее анализа |
Рассмотрение проблемы посредством методов анализа |
Системное моделирование |
Создание модели системы |
Методы моделирования |
Построение формальной или натурной модели системы |
Системное конструирование |
Создание системы |
Методы конструирования |
Проектирование и опредмечивание системы |
Системная диагностика |
Диагноз системы |
Методы диагностики |
Выяснение отклонений от нормы в структуре и функциях системы |
Системная оценка |
Оценка системы |
Теория и методы оценки |
Получение оценки системы, ее значимости |
В любом проводимом исследовании не может принимать участие сама еще не спроектированная или уже действующая структура, а потому так важно при системном анализе построение полноценных моделей. В используемых моделях при изучении задействуется не оригинал моделируемой составляющей, а исследуется только либо искусственно созданная или другая естественная моделируемая составляющая (объект, система, явление или процесс), обладающая определенными свойствами:
- в наибольшем своем приближении полностью соответствует моделируемой составляющей;
- в определенные моменты исследования или в некоторых отношениях сама модель способна идеально замещать моделируемую составляющую;
- проводить непрерывный мониторинг и получать достоверные данные о моделируемой составляющей[6].
При этом, что важно - любая моделируемая составляющая (объект, система, явление, процесс) может иметь не одну модель, а целое множество для проведения любой комплексной проверки, определяемой целью исследования, необходимыми глубиной и точностью проверки моделируемой составляющей.
Сам комплексный процесс моделирования включает определенные этапы:
- первоначальный анализ разрабатываемой или модернизируемой моделируемой составляющей для получения знаний о ней;
- описание исследуемой структуры и элементов, состояний и свойств, связей и отношений между ее элементами ("вербальное описание");
- математическое ("машинное) описание исследуемой структуры и элементов, состояний и свойств, связей и отношений между элементами с требуемой глубиной и эффективностью комплексного исследования;
- разработка и конструирование искусственно созданных или применение уже имеющихся естественных материальных моделей, аналогичных исследуемым структурам по анализируемым характеристикам.
Данные этапы тесно взаимосвязаны и образуют определенный цикл, при этом способны даже по отдельности эффективно приводить к полной проверке моделируемых составляющих (объект, система, явление, процесс) на выбранном уровне полноты и глубины исследования. Необходимо сначала провести некоторое изучение исследуемой структуры (человеком или "машиной) для получения ее описания словами, а затем, в случае сложности исследования - стоит провести и этап формализации системы (машинное описание математическими символами и знаками)[7].
Потом из полученных описаний (словесных, «машинных» или математических) повторить первоначальное осмысление проверяемой структуры, но уже более подробно и учитывая все детали. Затем, при необходимости полученные описания могут также корректироваться для получения в дальнейшем более совершенной модели[8].
Само создание материальных моделей может быть осуществлено непосредственно после окончания первоначального осмысления, но тогда могут получаться только "черновые" модели, в меньшей степени отражающие поведение исследуемых. На этапе разработки моделей могут проводиться эксперименты с созданными "черновыми" моделями, которые уточняют результаты первоначального анализа и выработке в результате более качественных описаний и конструирования еще совершеннее моделей, близких к идеальным[9].
По отношении к созданным моделям человек-исследователь и/или «искусственный разум» экспериментаторы, но самому исследованию подвергаются не проверяемые структуры (объекты, системы, явления или процесса), а их модели.
Главной задачей системного анализа является разрешение проблемной ситуации, возникшей перед объектом проводимого системного исследования. Системный анализ занимается изучением проблемной ситуации, выяснением её причин, выработкой вариантов её устранения, принятием решения и организацией дальнейшего функционирования системы, разрешающего проблемную ситуацию. Начальным этапом любого системного исследования является изучение объекта проводимого системного анализа с последующей его формализацией. На этом этапе возникают задачи, в корне отличающие методологию системных исследований от методологии других дисциплин, а именно, в системном анализе решается двуединая задача. С одной стороны, необходимо формализовать объект системного исследования, с другой стороны, формализации подлежит процесс исследования системы, процесс постановки и решения проблемы.