Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности и основные теории происхождения права
1.1 Особенности происхождения права
1.2 Основные теории происхождения права
1.3 Правогенез: современные концепции происхождения права
Глава 2. Понятие, сущность и функции права
2.2 Функции права: понятие, классификация, критические замечания и предложения
Введение
Отметим, что как для теории государства и права в частности, так и для юриспруденции в общем, вопрос о том, что есть право, вопрос о его сущности имеет такое же первостепенное значение, как для философии вопрос о том, что первично: бытие или сознание (основной вопрос философии). В зависимости от того каким подходом к пониманию права мы пользуемся, как мы понимаем сущность права, что включаем в это понятие, каким набором признаков его наделяем, толкуются и все иные явления правовой сферы – правотворчество, правоприменение, толкование права, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, законность и правопорядок, принципы права и т. д. Этот ключевой для юридической науки вопрос существует, по-видимому, столько же, сколько существует и само право. И как верно отмечает В. И. Червенюк вопрос о сущности права «… не обошла ни одна из существующих в истории философско-правовой мысли ведущих школ права. При этом от одной эпохи к другой понятие права менялось, приобретало одни характеристики и утрачивало иные.
Вопрос о том, что есть право, имеет не только собственно научное, но и важное практическое значение. От решения этого вопроса зависит определение круга юридических источников, в которых содержатся нормы права, правильное определение критериев правомерного и противоправного поведения. Отличие права от неправа необходимо для государственной охраны права (формирования необходимых защитных механизмов), создания фактических условий его реализации и др. Таким образом, определенность в понимании права принципиально важна и прежде всего для юридической практики».
В России и в мире проблема определения сущности и формирования научного понятия права на теоретическом уровне получила весьма обстоятельную разработку, в связи с чем необходимо отметить, что существуют сотни определений права, но ни одно из них невозможно назвать дефиницией разделяемой всеми, кто изучает право.
Проблеме определения сущности права были посвящены труды таких видных правоведов и философов как Алексеев С.С., Байтин М.И., Венгеров А.Б., Графский В.Г., Золкин А.Л., Мальцев Г.В., Мартышин О.В., Нерсесянц В.С., Трубецкой Е.Н., Хропанюк В.Н., Червенюк В.И., Черданцев А.Ф, Чичерин Б.Н. и др.
Таким образом, есть основания утверждать, что уже имеющиеся подходы к правопониманию составляют ценное научное наследие и образуют хорошую теоретическую базу для дальнейших научных исследований в этой сфере.
Следует отметить, что необходимо проведение комплексного сравнительного анализа подходов к пониманию сущности права, сложившихся в юридической науке, выявление их сильных и слабых сторон и на основе проведенного исследования представляется выявление сущности права. Поиски ответа на вопрос чем же является сущность права также логически должны привести к изучению признаков права, а также характеристики его основных принципов.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей происхождения, понятия, сущности и функций права.
Задачами данного исследования являются:
– исследовать происсхождение, понятие и сущность права;
– проанализировать функции права.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе рассмотрения происхождения, понятия, сущности и функций права.
Предметом исследования выступают закономерности просхождения, понятия, сущности и функций права
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся особенностей происхождения, понятия, сущности и функций права, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Особенности и основные теории происхождения права
1.1 Особенности происхождения права
В юридической науке до настоящего времени нет единого понимания причин происхождения права, более того само понимание права, его отличительных черт до сих пор является дискуссионным. Возникновение права является достаточно закономерным, хотя и противоречивым процессом. При этом можно рассматривать процесс возникновения права как результат постепенного развития экономики и общества в целом, вызывающего необходимость правового регулирования новых общественных отношений, либо связывать правогенез с естественным развитием общей культуры общества, сознания людей, интеллекта, мышления, со здравым смыслом, которые приводят к осознанию неизбежности появления права.
Рассматривая возникновение права как следствие социальных притязаний, необходимости примирять социальные конфликты, обеспечивать порядок в обществе, М.А. Смирнова пишет, что «право появляется и существует тогда, когда человек ощущает себя способным реально претендовать на что-то, требовать чего-то.
Социальные притязания – это основа права, которая затем облекается законом в ту или иную форму»[1]. Разумеется, не все социальные притязания приводят к возникновению права, а лишь юридические притязания, или притязания, имеющие правовой характер. Такие притязания могут преобразовываться в право, например, путем правотворчества. Однако, как справедливо замечает Н.М. Коркунов, «содержание же закона уже раньше его издания существует как требование общественного мнения или как установившаяся судебная практика»[2].
О необходимости приспособления закона к «правовой природе вещей» пишет В.С. Нерсесянц[3]. «Право как объективное социальное явление не может исчерпываться нормой или правилом, все равно записанным или не записанным... Если известные отношения действительно сложились, значит, создалось соответствующее право...»[4]. «Требования общественного мнения», сложившиеся отношения могут облекаться в форму обычая. Право, будучи связанным с существованием человеческого общества, определяется социальными условиями. В последние десятилетия произошли значительные изменения в российской правовой системе: появилось существенное число новых нормативных правовых актов, изменилось содержание многих традиционных источников права, сформировались новые отрасли и институты права, трансформации подверглась сама правоприменительная система, юридическая наука стремительно деидеологизируется, складывается по сути новая система юридического образования. Указанные изменения неизбежно требуют и новых подходов к правопониманию, формирования понимания права как некой «сакральной идеи на духовном уровне российского общества», что «позволило бы качественно повлиять на процесс идеологического культурного национального объединения научной юридической общественности, чиновников и служащих, представителей различных общественных организаций и институтов гражданского общества»[5]. Понимание правогенеза дает возможность сформировать устойчивую концепцию понимания современных российских реалий, правовой действительности российского государства и общества. В настоящее время, в период деидеологизации научного знания, провозглашения идеологического плюрализма в качестве важнейшего подхода к пониманию права признается изучение условий его возникновения. Нельзя сказать, что обращение к истокам права оставалось без научного внимания, однако теоретические исследования именно происхождения права появились лишь в ХIХ веке. Юридическая наука должна направить свой взор на изучение этих вопросов. Так, А.И. Ковлер, отмечая необходимость обращения к проблемам возникновения права, абсолютно справедливо полагает, что «основная завязка, основная, если хотите, интрига истории рода человеческого происходит как раз именно на стадии предыстории, как впрочем, и характер каждого из нас формируется в раннем детстве, хотим мы или нет это признавать»[6]. Необходимо уточнить, что природа права является предметом не только юридической науки, но и философии, истории, социологии, этнологии, антропологии и других наук, но именно юридическая наука призвана выявить роль права в становлении подлинно гуманистического общества. Проблема возникновения права несомненно играет важнейшую роль в процессе познания природы права.
При этом можно выделить следующие основные пути его формирования:
1. Правотворческая деятельность государственных органов, результатом которой является принятие новых нормативных правовых актов.
2. Правоприменительная деятельность судебных органов, связанная с созданием юридических прецедентов.
3. Санкционирование государством сложившихся в обществе обычаев, преобразование их в правовые обычаи.
Именно третья форма формирования права, на наш взгляд, показывает, что право не зависит только от деятельности государства, а наоборот, гражданское общество разрушает государственную монополию на право, создавая наиболее эффективные нормативные регуляторы общественных отношений, соответствующие сложившимся правовым реалиям. Такая ситуация характеризует подлинно демократическое общество. Право, формируясь из сложившихся в обществе отношений, из повседневного опыта, получает санкцию государства, превращаясь в подлинный нормативный регулятор.
Обращение к проблеме формирования права из сложившихся в обществе обычаев позволяет отойти от долгое время господствующего в отечественной науке позитивистского подхода к правопониманию, согласно которому в качестве права рассматривались только исходящие от государства властные веления. В российской науке и практике до настоящего времени отсутствует единое понимание источников права и их системы. Обращение к вопросам происхождения права помогает понять значение и целесообразность тех или иных источников права, их иерархическое соотношение и пути гармонизации, обеспечивающие оптимальное правовое регулирование общественных отношений. Правовая система России продолжает развиваться. Соответственно, построение подлинно демократической правовой системы, правового государства в целом невозможно без теоретических исследований источников права, тенденций их развития. На это должны быть направлены усилия юридической науки.
1.2 Основные теории происхождения права
Выступая регулятором общественных отношений, право затрагивает интересы каждого человека, а также различных социальных групп. Существование современного цивилизованного общества невозможно без права, поэтому большое значение имеет изучение теорий происхождения права.
В настоящее время выделяют несколько теорий происхождения права, основными из которых являются: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.
Все эти теории имеют право на существование и каждая из них оказала определенное влияние на становление права.
Естественно-правовая теория получила развитие в XVII – XVIII вв. Основоположниками данной теории являются: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев. В рамках данной теории право и закон существуют как две самостоятельные категории. В свою очередь право делится на позитивное и естественное.
Представители данной теории придерживаются мнения о том, что право отождествляется с моралью. Основой права, определяющей правотворческий и правоприменительный процесс, выступают нравственные ценности, к числу которых относятся: справедливость, свобода, равенство.
В рамках данной теории источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.
Основными достоинствами данной теории являются:
это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
сторонниками естественно-правовой теории, верно, отмечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Основным недостатком данной теории является то, что основу права составляют нравственные ценности. Это в свою очередь умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного.
К числу основных теорий происхождения права относится и историческая школа происхождения права, которая получила развитие в конце XVIII – начале XIX вв. Представителями данной школы являются такие известны философы и мыслители, как Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.
В рамках данной школы право рассматривается как историческое явление, которое возникает и развивается постепенно. Основой права выступают правовые обычаи, под которыми принято понимать исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия. Положительным моментом в данной теории является то, что впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе.