Файл: Бюджетная система России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Достоверности бюджета (ст.37 гл.5 БК РФ) означает надежность показателей прогноза социально-­экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Адресности и целевого характера бюджетных средств (ст.38 гл.5 БК РФ) означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. Подведомственности расходов бюджетов (ст.38.1 гл.5 БК РФ) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13. Единства кассы (ст.38.2 гл.5 БК РФ) означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОХОДАХ БЮДЖЕТА

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст.20 гл. 4 БК РФ) группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1. налоговые доходы;

2. неналоговые доходы;

3. безвозмездные поступления.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговые платежи характеризуются следующими признаками:

1. Установление и взимание этих платежей осуществляется на основе принятых законодательных актов государства, прежде всего его конституции;

2. Конкретный перечень налогов, порядок их исчисления и взимания определяются налоговым кодексом государства;

3. Императивность налогов, обусловленная первым признаком, означает безусловную обязанность плательщика своевременно и в полном объеме уплатить налог государству;

4. Индивидуальная безвозмездность налогов, т.е. конкретный налогоплательщик, уплатив налог, не получает какой-либо выгоды или компенсации от государства. С экономической точки зрения данный признак проявляется в одностороннем движении стоимости от плательщика к государству;


5. Все уплачиваемые налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства.

Налоговый кодекс РФ дает следующие характеристики налогов и сборов (рис.3)

Рисунок 3. Основные элементы налога

Таблица 1

Перечень налогов зачисляемых по уровням бюджетной системы РФ

Федеральный бюджет (ст.13 гл.2 НК РФ)

Бюджет субъекта Российской Федерации (ст.14 гл.2 НК РФ)

Бюджеты муниципальных образований (ст.15 гл.2 НК РФ)

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц;

4. налог на прибыль организаций;

5. налог на добычу полезных ископаемых;

6. водный налог;

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

К собственным доходам бюджетов относятся (ст. 47 гл.6 БК РФ):

1) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

2) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

3) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;

3) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;


4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан;

5) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

6) иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы по сравнению с налоговыми имеют следующие отличия:

  • Во-первых, механизм их установления, исчисления и взимания определяется комплексом нормативных правовых актов: Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, федеральными законами, регулирующими порядок использования и приватизации государственного и муниципального имущества и др.
  • Во-вторых, они могут иметь как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе, т.е. основанием для их возникновения может быть волеизъявление самого плательщика. Для неналоговых доходов в большей степени характерен признак целевой направленности в их использовании.
  • В-третьих, основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, что характерно для налоговых платежей.
  • В-четвертых, большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами. Вместе с тем неналоговые доходы любого бюджета не играют главной фискальной роли.
  • В-пятых, величина платежа не зависит от дохода (прибыли) плательщика и не связана с результатами его хозяйственной деятельности.

К безвозмездным поступлениям относятся поступления:

1. от нерезидентов;

2. от бюджетов других уровней;

3. от государственных внебюджетных фондов;

4. от государственных организаций;

5. от наднациональных организаций;

6. средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Структура доходов федерального бюджета определяется:

1. потребностями государства в финансовых ресурсах;

2. возможностями государства по мобилизации этих ресурсов;

3. особенностями проводимой экономической политики.

Налоговые доходы федерального бюджета включают:

  • доходы от федеральных налогов и сборов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемые в федеральный бюджет;
  • денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

Налоговые доходы зачисляются в федеральный бюджет по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 50, 46), а также федеральным законом о федеральном бюджете.

Неналоговые доходы федерального бюджета включают:

  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений и т.д.), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгметаллов и драгкамней), за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов;
  • платежи при пользовании природными ресурсами (плата за пользование лесов, водными объектами, водными биологическими ресурсами);
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции и возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
  • прибыль Центрального банка РФ, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие неналоговые доходы.

Сведения показателей доходов федерального бюджета РФ представлены в табл.2

Таблица 2

Доходы федерального бюджета в 2018-2021 гг[3].

Показатель

2018

2019

2020

2021

Всего

18 7475

19 969,3

20 218,6

20 978,0

Процентов ВВП

18,5

18,9

18,3

17,7

Нефтегазовые доходы

8 714,3

8 298,2

7 936,3

8 018,2

Процентов ВВП

8,6

7,8

7,2

6,8

Из них

Завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД

-93,2

174,8

371,6

Базовые нефтегазовые доходы

4 699,4

4 929,1

5 159,3

5 386,2

Завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД

-1,3

54,9

108,7

Ненефтегазовые доходы

10 033,2

11 671,1

12 282,3

12 959,8

Процентов ВВП

9,9

11,0

11,1

10,9

Связанные с внутренним производством

5 188,2

5 916,3

6 216,4

6 577,9

НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в т.ч.:

3 446,5

3 986,4

4 279,3

4 609,4

Повышение ставки НДС с 18% до 20%

256,9

359,8

387,5

Акцизы на производимые товары, в т.ч.:

845,2

969,6

959,1

948,8

Повышение норматива зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов РФ

-59,0

-62,1

-65,6

Поэтапная передача акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации

-57,0

95,6

Налог на прибыль

896,5

960,3

978,0

1 019,7

Связанные с импортом

3 151,8

3 667,5

3 916,9

4 204,6

НДС на ввозимые товары в т.ч.:

2 432,7

2 913,3

3 115,9

3 348,7

Повышение ставки НДС с 18% до 20%

268,5

287,1

308,6

Акцизы на ввозимые товары

95,7

98,7

106,3

111,9

Ввозные таможенные пошлины

623,4

655,5

694,7

744,0

Прочие доходы

1 693,2

2 087,3

2 149,0

2 177,3


В 2019 году ожидается увеличение доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, что связано с предполагаемыми изменениями налогового законодательства (в первую очередь, повышением ставки НДС с 18 до 20%) и изменением макроэкономических показателей, что позволит компенсировать снижение нефтегазовых доходов по сравнению с текущим годом из-за предполагаемого снижения цены на нефть.

В последующие годы ожидается снижение доли доходов федерального бюджета к ВВП за счет дальнейшего снижения нефтегазовых доходов, что обусловлено следующими факторами:

  • во-первых, ожидается, что после небольшого кратковременного всплеска цен на углеводороды в текущем году, приведшего к росту нефтегазовых доходов, в отсутствие серьезных шоков в глобальной экономике цены на энергоносители на мировом рынке вернутся к структурно сбалансированному уровню (нефть марки Юралс 57,9 долларов США за баррель в 2021 году), в то время как курс рубля к доллару США в 2019 - 2021 годах будет оставаться стабильным в реальном выражении;
  • во-вторых, в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта данной продукции, в том числе в рамках выполнения соглашения производителей нефти о заморозке ее добычи;
  • в-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжит расти размер льгот предприятий нефтегазового сектора;
  • в-четвертых, в результате введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья ожидается снижение поступлений налога на добычу полезных ископаемых при добыче на льготируемых месторождениях.

В прогнозе доходов на 2019 - 2021 годы учтено завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли, при этом доходы в части налога на добычу полезных ископаемых увеличатся за счет повышения ставки НДПИ на нефть и отмены части льгот при добыче сверхвязкой и трудноизвлекаемой нефти при одновременном снижении экспортной пошлины на углеводородное сырье и нефтепродукты с доведением их к 2024 году до нулевого уровня. При этом предусмотрено введение возвратного акциза на нефть для нефтепереработки и повышение ставок возвратных акцизов на отдельные нефтепродукты.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета существенно увеличатся по отношению к ВВП в 2019 (на 1,1 п.п.), а затем будут оставаться на стабильном уровне (+0,1 п.п. в 2020 году и -0,2 п.п. в 2021 году).