Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут детализировать расходы бюджета в части целевых статей и видов расходов бюджета. Перечень целевых статей и коды этих статей, и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Следует заметить, что в составе расходов бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов власти (местных администраций) таких как резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
Размер резервных фондов исполнительных органов власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о бюджетах и не может превышать 3% утвержденного общего объема расходов бюджета страны. Средства резервных фондов исполнительных органов власти и местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, чрезвычайных ситуаций и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и ситуаций.
Порядок использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета.
Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Главный распорядитель средств федерального бюджета (субъекта Российской Федерации) – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета (субъекта Российской Федерации) по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.
Экономическая классификация расходов бюджетов - показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. К основным видам финансовых операций относятся:
- выплата заработной платы рабочим и служащим;
- покупка товаров и услуг;
- выплата процентов;
- трансфертные платежи;
- предоставление кредитов другим экономическим агентам.
Расходы определяются как государственные платежи, которые не возвращаются, т.е. которые не вызывают и не погашают финансовых требований.
Различают три категории расходов:
- текущие;
- капитальные расходы;
- возмездные, т.е. заплаченные в обмен на что-то, как, например, приобретение товаров и услуг, так и безвозмездные.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства. При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Сведения о расходах федерального бюджета РФ представлены в табл.3
Таблица 3
Расходы федерального бюджета РФ на 2018-2021 гг., в млрд.руб[5].
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Всего |
16 591 |
18 037 |
18 994 |
20 026 |
Общегосударственные вопросы |
1 297,2 |
1 406,5 |
1 428,5 |
1 539,9 |
Национальная оборона |
2 797,1 |
2 914,2 |
3 019,5 |
3 160,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 105,4 |
2 247,4 |
2 216,6 |
2 295,9 |
Национальная экономика |
2 378,5 |
2 655,7 |
2 602,2 |
2 813,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
147,6 |
192,2 |
197,1 |
187,6 |
Охрана окружающей среды |
95,9 |
197,1 |
230,9 |
267,5 |
Образование |
689,7 |
829,2 |
847,1 |
881,3 |
Культура, кинематография |
103,2 |
125,3 |
116,2 |
122,1 |
Здравоохранение |
479,7 |
653,2 |
918,4 |
855,9 |
Социальная политика |
4 654,6 |
4 890,5 |
4 924,1 |
4 757,7 |
Физическая культура и спорт |
64,8 |
54,7 |
54,9 |
49,5 |
Средства массовой информации |
84,1 |
75,0 |
68,4 |
68,7 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
824,3 |
852,1 |
967,6 |
1 095,0 |
Межбюджетные трансферты |
869,1 |
944,1 |
928,1 |
929,8 |
Расходная часть федерального бюджета было исполнено на 16591 млрд. рублей. Планируется данные показатели на 2020 и 2021 года в следующем объеме: на 2016 год – 18 994 млрд. рублей и на 2017 год в размере 20 026 млрд. рублей.
В расходах федерального бюджета на 2020 год финансирование общегосударственных вопросов составляет 1428,5 млрд. рублей. В 2018 году данный раздел был исполнен на сумму 1297,2 млрд. рублей, с увеличением к 2019 году на 109,3 млрд. рублей. В 2019 году общегосударственные вопросы запланированы на сумму 1406,5 млрд. рублей, что на 22 млрд. рублей меньше по сравнению с 2020 годом.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формирование бюджетных расходов определяется следующим образом: формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ключевыми моментами являются:
- расходы региональных и местных бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами;
- расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований устанавливаются законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями;
- расходные обязательства определяются их исполнением в очередном финансовом году, также в плановом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципальных образований, договорами и соглашениями;
- расходные обязательства обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования.
Следовательно, в основе формирования расходов региональных и местных бюджетов лежат расходные обязательства - установленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности субъектов Российской Федерации, муниципального образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении последнего десятилетия бюджетная система РФ постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям.
Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.
С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.
Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
- совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
- укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
- разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.
Реформирование бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.
Это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем госдолга и возможного бюджетного дефицита.
Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить госбюджет в мощный стимул экономического роста.