Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования. Его можно классифицировать на несколько подсистем:
- Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Бюджетный кодекс входит в общую часть бюджетного права.
- Во-вторых, это нормативные акты, определяющие параметры бюджета того или иного уровня на очередной год. Специфика данной группы нормативных актов состоит в том, что они принимаются только на один финансовый год и подлежат опубликованию немедленно после их принятия и подписания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, входящие в особенную часть бюджетного права. Имеют свою специфику и нормы права, регулирующие межбюджетные отношения. Данную категорию правоотношений, кстати, могут регулировать также отдельные договоры между субъектами бюджетного права.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИНЦИПЫ
Бюджетная система – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления ( ст.6 гл.1 БК РФ)[1]
Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.
В соответствии с Разделом 1 БК РФ к элементам бюджетного устройства Российской Федерации относятся:
1. Бюджетная система Российской Федерации;
2. Бюджетная классификация Российской Федерации;
3. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
Ст. 6 гл. 1 БК РФ определяет, что бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст. 10 гл.3 БК РФ к уровням бюджетной системы Российской Федерации относятся:
1. Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2. Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. Третий уровень - местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Рисунок 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации
Все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации являются автономными и самостоятельными (каждый бюджет имеет свои источники доходов и расходов). Однако при необходимости в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено составление консолидированного бюджета. На каждом уровне происходит процесс разработки, принятия, исполнения, контроля финансовых средств бюджетов.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации (ст.13 гл.3 БК РФ)
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - фонд денежных средств, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме нормативно—правовых актов представительных органов местного самоуправления.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[2] утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Для всех уровней годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст.12 гл.3 БК РФ).
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов на данной территории. Консолидированный бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательными органами власти.
В состав консолидированного бюджета РФ входят:
1. Федеральный бюджет;
2. Свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
В консолидированный бюджет Российской Федерации (рис. 2) не попадают бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов
Рисунок 2. Консолидированный бюджет
В состав консолидированного бюджета субъекта РФ входят:
1. Бюджет субъекта Российской Федерации;
2. Свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
В состав консолидированного бюджета муниципального района входят:
1. Бюджет муниципального района (районный бюджет);
2. Свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, так как:
- бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются отдельными федеральными законами на федеральном уровне и законами субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов также имеют форму закона - закона субъекта Российской Федерации.
Бюджетная система РФ основана на принципах (ст.28 гл 5 БК РФ):
1. Единства бюджетной системы РФ (ст.29 гл.5 БК РФ) означает единство:
- бюджетного законодательства РФ;
- принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
- форм бюджетной документации и бюджетной отчетности;
- бюджетной классификации бюджетной системы РФ;
- бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ;
- единый порядок установления и исполнения расходных обязательств;
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
- ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ
2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ (ст.30 гл.5 БК РФ) означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
3. Самостоятельности бюджетов всех уровней (ст.31 гл.5 БК РФ) означает право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно обеспечивать:
- сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- осуществлять бюджетный процесс;
- устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- определять формы и направления расходования средств бюджетов;
- предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
4. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст.31.1 гл.5 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.
5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (ст.32 гл.5 БК РФ) означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6. Сбалансированности бюджета (ст.33 гл.5 БК РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами называют бюджетный дефицит (или дефицит бюджета); если доходы государственного бюджета превышают его расходы, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета).
7. Эффективности использования бюджетных средств (ст.34 гл.5 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст.35 гл.5 БК РФ) означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года; расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.
9. Прозрачности (открытости) (ст.36 гл.5 БК РФ) означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти;
- обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
- стабильность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).