Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
Структура ненефтегазовых доходов в 2019 - 2021 годах остается стабильной при незначительном росте доли НДС (на 2,3 п.п.) и одновременном снижении доли акцизов на товары, производимые на территории Российской Федерации (на 1,0 п.п.) в результате передачи части акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации: норматив зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов с 2019 года повысится с 50 до 80 процентов, норматив зачисления акцизов на нефтепродукты будет постепенно увеличиваться начиная с 2020 года, и к 2024 году будет доведен до 100%.
Эти меры в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и поспособствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.
Отклонение доходов при новых нормативах распределения акцизов на нефтепродукты рассчитано по сравнению с установленными в бюджетном законодательстве (41,8% в федеральный бюджет в 2020 году (временная норма) и 12% в федеральный бюджет в 2021 году (статья 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации)).
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
- безвозмездные поступления от юридических и физических лиц;
- от международных организаций;
- правительств иностранных государств, в т.ч. добровольные пожертвования
В доходах федерального бюджета также учитываются:
- прибыль Банка России;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 15 БК РФ)[4].
Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают доходы от:
- федеральных налогов и сборов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- региональных налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества ГУП субъектов РФ, в том числе – казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества ГУП субъектов РФ, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ;
- часть прибыли унитарных предприятий субъектов РФ после уплаты налогов;
- платежи при пользовании природными ресурсами (плата за использование лесов, за пользование водными объектами);
- административные платежи и сборы, штрафы, санкции и возмещение ущерба субъектам Российской Федерации.
Сведения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан представлены в рис.4,5
5
,
35
12
,
31
17
,
18
13
13
,
,
07
3
2014
г
.
Налог
на
прибыль
организаций
Налог
на
доходы
физических
лиц
Налоги
на
товары
(
работы
,
услуги
,
)
реализуемые
на
территории
Российской
Федерации
Налоги
на
имущество
Прочие
налоговые
доходы
37
,
0
9
4
,
30
8
1
15
,
8
13
,
8
3
,
42
3
2015
г
.
Рисунок 4. Налоговые доходы бюджета Республики Башкортостан в 2014-2016 гг.
Среди налоговых доходов бюджета Республики Башкортостан преобладают налог на прибыль организации (НПО) - 35,99 %, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 29,35%. Данные налоги в течение трехлетнего периода приносили наибольшую долю средств в бюджет субъекта. При этом объем поступлений по НПО вырос на 10,08% в 2015 г., а по НДФЛ – на 3,2%. В 2016 г. темп прироста доходов, полученных по НПО составил 9,09% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а по НДФЛ – 8,29%.
Рисунок 5. Неналоговые доходы бюджета Республики Башкортостан в 2014-2016 гг.
Неналоговые доходы Республики Башкортостан в 2014-2016 гг. преимущественно формировались за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (табл.3). Доля данных доходов в общем объеме неналоговых доходов составила 85,66%. Неналоговые доходы бюджета Республики Башкортостан ежегодно увеличивались. В 2015 г. темп прироста составил 81,16%, а в 2016 г. – 41,44%. При этом такой рост был обусловлен растущей долей доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Рисунок 6. Структура доходов бюджета Республики Башкортостан, млрд.руб.
В структуре доходов бюджета Республики Башкортостан преобладают налоговые доходы (рис.6). В 2016 г. их доля в общем объеме доходов исследуемого субъекта составила около 67%. Удельный вес неналоговых доходов и безвозмездных поступлений составил соответственно около 21% и 11%. При этом фактические показатели превысили плановые. В 2014 г. расхождение между плановыми фактическими показателями составило 1,13 млрд руб. В 2016 г. – 8,52 млрд руб., план по доходам был перевыполнен на 5,52%. Точность прогноза в 2016 г. была самой низкой за трехлетний период.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - фонд денежных средств, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Налоговые доходы местных бюджетов включают доходы от:
- федеральных налогов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в местные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
- региональных налогов, зачисляемых в местные бюджеты в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
- местных налогов, зачисляемых в местные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
- денежные взыскания в виде санкций, применяемых по налогам и сборам, подлежащим зачислению в местные бюджеты.
Неналоговые доходы местных бюджетов:
- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества МУП, в т.ч. казенных);
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества МУП, в т.ч. казенных);
- доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;
- часть прибыли МУП, остающейся после уплаты налогов;
- плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности водными объектами;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Структура доходов местных бюджетов представлена на рис.7
Рисунок 7. Структура доходов местного бюджета городского округа город Мегион за 2016 год.
Основными источниками формирования собственных доходов местного бюджета в 2016 году явились: налог на доходы физических лиц – 56,8% от суммы собственных доходов, налоги на имущество – 2,9%, налоги на совокупный доход – 11,6%, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 19,7%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 4,5%. В отчетном периоде собственные доходы составили 1217472,1 тыс. рублей и увеличились на 1,5% по отношению к 2015 году.
Анализ формирования бюджетных доходов позволяет выделить две основные группы факторов, влияющих на эту тенденцию:
- Во-первых, значительная часть финансовых ресурсов аккумулируются в государственных внебюджетных фондах; значительно выросли затраты по обслуживанию государственного долга; велики расходы на оборону и содержание правоохранительных органов и т.д;
- Во-вторых, объем и доля бюджетов субъектов РФ должны увеличиваться в связи с передачей им социальных и производственных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета (из- за перераспределения компетенции); передачей объектов социальной и производственной инфраструктуры приватизированных и акционерных предприятий, а также предприятий военно-промышленного комплекса и др. причинами.
ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТА
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Различают три структуры расходов бюджета:
1. Функциональную;
2. Экономическую;
3. Ведомственную.
Расходы бюджетов, за исключением расходов на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, поступают в бюджет и воздействуют на расширение совокупного внутреннего спроса, на все факторы производства и конечную продукцию, стимулируя, таким образом, и экономический рост. К началу XXI века уровень расходов бюджетов в разных странах колеблется в широком диапазоне - от 20 до 50%, который снижается относительно ВВП. В странах с социально ориентированной экономикой он значительно выше среднего уровня.
Следует отметить две важные макроэкономические особенности расходов:
- Во-первых, расходы по своей сути более гибкие по сравнению с доходами. Так, незначительное увеличение налогов, например, путем повышения таможенных пошлин или акцизов, отмены отдельных налоговых льгот, проходит относительно незаметно для общества в целом. Оно касается в основном отдельных групп представителей предпринимательства. Сокращение социальных расходов, объемов финансирования социальных отраслей затрагивает широкие слои населения, приводит к нарастанию напряженности и отрицательным последствиям. Поэтому практически во всех странах происходит постоянный рост расходов, даже если снижаются доходы, что приводит к образованию дефицита бюджета.
- Во-вторых, расходы обладают мультипликационным эффектом: финансовые потоки расходов приводят в движение частный капитал, например, государственные закупки, государственно-частное финансирование приоритетных инвестиционных проектов. Иначе говоря, практически каждый выплаченный рубль за счет расходов бюджетов Российской Федерации прямо или косвенно способствует росту ВВП страны. С 2008 года в практику была введена норма о разделении расходных обязательств на действующие и принимаемые, что создает новые условия для планирования бюджетных ассигнований, в том числе на среднесрочную перспективу.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации классификация расходов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов
Классификация расходов бюджетов включает в себя:
- разделы расходов бюджетов;
- подразделы классификации расходов бюджетов;
- целевые статьи расходов бюджетов;
- и виды расходов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются разделы и подразделы классификации расходов бюджетов:
- общегосударственные вопросы;
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей среды;
- образование;
- культура, кинематография;
- средства массовой информации;
- здравоохранение;
- физическая культура и спорт;
- социальная политика;
- обслуживание государственного и муниципального долга;
- межбюджетные трансферты.
Приведенная выше классификация расходов бюджета является функциональной, которая отражает наиболее важные направления обеспечения финансирования государства и наиболее важные сферы жизнедеятельности граждан Российской Федерации.