Файл: Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также в начальной школе предлагается применять проектный метод, стимулирующий исследовательские навыки и познавательную активность. Например, проекты «Витамины – наши друзья», «Компьютер – друг или враг?», «Газировка – полезно или вредно» и др.

Из современных методов можно применять аутотренинг, точечный массаж, аромотерпаию, йогу для глаз.

Аутотренинг – система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности, используется для снятия напряжения и эмоциональной разрядки. [29]. Существует множество различных упражнений: «Полет воздушного шарика», «Танец рыбки», «Тающее желе», «Водопад» и т.п. Такие упражнения выполняются под расслабляющую музыку.

Можно обучать детей простым приемам точечного массажа – воздействие биологически активных точек, расположенных на коже человека – для снятия зрительного переутомления, мышечного расслабления, повышения иммунитета. Такой массаж способствует усилению выработки защитных белков против вируса [11, c. 72].

Для ароматерапии можно расставить ароматические палочки. Необходимо предварительно проконсультироваться с родителями на наличие аллергии у детей. Такая терапия снижает заболеваемость в сезон гриппа и улучшает настроение.

Йога для глаз включает: двигательные и дыхательные упражнения глаз, визуализация, массаж глаз (очищающее дыхание для глаз, дыхание для усилинения кровообращения, вращение глазами и др.) [4].

Из вышеизложенного следует, что от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит состояние школьников в процессе учебной деятельности. Представленные методы здоровьесбергающих технологий для начальной школы способны снизить заболеваемость детей, повысить интерес к здоровому образу жизни, улучшить психологическую обстановку в школе и в семьях, а следовательно повысить успеваемость.

Выводы по главе 2

Таким образом, здоровьесберегающая технология – это педагогическая технология, способствующая сохранению здоровья детей. Она преследует соответствующие цели и классифицируется на категории. Данную технологию эффективнее всего использовать комплексно, сочетая другие технологии и выбирая оптимальный вариант.

Существует многообразие приемов и методов по сбережению здоровья детей и привитию им здорового образа жизни, которые могут быть использованы в начальном образовании каждым педагогом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Воспитание у младших школьников здорового образа жизни требует создания в школе здоровьесберегающей образовательной среды при помощи технологий, сберегающих здоровье.

Итак, в ходе исследования была достигнута основная цель курсовой работы: проведено теоретическое исследование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

А также были выполнены все поставленные задачи. В работе представлены требования ФГОС к современному уроку в начальной школе; рассмотрена роль новых педагогических технологий, применяемых в начальном образовании; подробно охарактеризованы здоровьесберегающие технологии и методика их применения в начальной школе.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы способствует не только привитию детям здорового образа жизни, сохранению и укреплению их здоровья, но и более успешной адаптации их в образовательном и социальном пространстве и раскрытию их творческих способностей. Также данная технология позволяет педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асейкина, Л.В. Роль интеграции в системе начального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-rol integracii-v-sisteme-nachalnogo-obrazovaniya-1364763.html (дата обращения: 29.12.2019).
  2. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
  3. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до философии / В.В. Гузеев – М. : Сентябрь, 1999. – 112 с.
  4. Ерохина, Е.И. Йога для глаз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/09/06/yoga-dlya-glaz (дата обращения: 29.12.2019).
  5. Жирова, В.Н. Эффективные формы и методы использования здоровьесберегающих технологий по ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/effektivnie-formi-i-metodi-ispolzovaniya-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-po-fgos-v-nachalnoy-shkole-3165959.html (дата обращения: 29.12.2019).
  6. Здоровьесберегающие технологии – понятие и общая характеристика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5723082/page:2/ (дата обращения: 29.12.2019).
  7. Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nenuda.ru/здоровьесберегающие-технологии-в-современной-системе-образ.html (дата обращения: 29.12.2019).
  8. Зинова, А.М. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stat-ia-na-tiemu-sovriemiennyi-urok-v-nachal-noi-s.html (дата обращения: 29.12.2019).
  9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004. – 288 с.
  11. Лавренова, Г.В. «Вдыхая дивный аромат. Ароматерапия – приятный и легкий способ в лечении» / Г.В. Лавренова – СПб: АСТ, Астрель-СПб, 2005. – 88с.
  12. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В. Лаврентьев // Завуч для администрации школ, 2005. – № 1 – С. 83-88.
  13. Ларина, В.П. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии» / В.П. Ларина, Е.А. Ходырева, А.А. Окунев – Киров: 1999–2002. – С. 324.
  14. Литягина, И.В. Технология развития критического мышления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/03/09/tekhnologiya-kriticheskogo-myshleniya (дата обращения: 29.12.2019).
  15. Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://posidpo.ru/metodika-a-n-lutoshkina-emotsionalnaya-tsvetopis/ (дата обращения: 29.12.2019).
  16. Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Маркетинг, 1999. – № 5. – С. 113-120.
  17. Петров, К.Л. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников, 2005. – №2. – С.19-22.
  18. Петрусинский, В.В. Игры – обучения, тренинг, досуг / В.В. Петрусинский – М.: Новая школа, 1999. – 368 с.
  19. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков – М.: Педагогический поиск, 2007. – 167 с.
  20. Полякова, М.А. Сущность дифференциации обучения / М.А. Полякова, В.Н. Хаустова, Н.А. Гладкова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 103-105.
  21. Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/primenenie-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-v-nachalnoy-shkole-2062780.html (дата обращения: 29.12.2019).
  22. Проектные задачи в школе / под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
  23. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
  24. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.
  25. Смирнов, С.Д. Технические средства и компьютерные системы обучения / С.Д. Смирнов // Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – С. 177-211.
  26. Современные педагогические технологии, эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-effektivnie-dlya-realizacii-trebovaniy-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-1443511.html (дата обращения 29.12.2019).
  27. Цыдыпова, О.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/02/21/zdorovesberegayushchie-tehnologii-na-urokah-v-nachalnoy (дата обращения: 29.12.2019).
  28. Чаплыгина Л.С. Характеристика здоровьесберегающих технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bio.na5bal.ru/doc/6178/index.html (дата обращения: 29.12.2019).
  29. Шевченко, Т.В. Занимательный аутотренинг для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/zanimatiel-nyi-autotrieningh-dlia-dietiei.html (дата обращения: 29.12.2019).
  30. Ястребова, Э.Р. Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 231-234.