Файл: Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в образовании, проявляются не столь очевидно. Однако почти незаметное каждодневное воздействие на школьников и педагогов патогенных факторов, характерных для системы образования, приводят к постепенному истощению ресурсов их здоровья. Поэтому основы здорового образа жизни у детей необходимо формировать еще в начальном (и даже дошкольном) образовании. Нужно давать каждому ребенку обобщенную и систематизированную информацией о здоровом образе жизни и факторах, которые вредят или способствуют поддержанию и укреплению его здоровья. В этом и заключается актуальность данной работы.

Целью работы является теоретическое исследование применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:

  1. Изучить требования ФГОС к современному уроку в начальной школе;
  2. Выяснить роль новых педагогических технологий, применяемых в начальном образовании;
  3. Дать понятие и подробную характеристику здоровьесберегающим технологиям;
  4. Исследовать методику применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Объектом исследования является процесс применения здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования – методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Методы исследования:

  • теоретические: изучение литературы по проблеме исследования, анализ.
  • практические: характеристика здоровьесберегающих технологий и методика применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

1. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Требования ФГОС к современному уроку в начальной школе

Структурные изменения в современном российском обществе требуют нового подхода к образованию. Задачей федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [9, с. 24] стала нацеленность, прежде всего, на непосредственный результат обучения, применение приобретенных знаний в практической жизни. Эта новая отличительная черта изменила саму структуру, содержание и пути реализации стандартов в обучении.


Важно отметить, какие же требования предъявляются к современному уроку в начальной школе [8]:

  • урок должен быть хорошо организован, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
  • учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с собой и коллективом;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • учащиеся самостоятельно делают вывод;
  • минимум репродукции и максимум творчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся;
  • методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

В наши дни в школе педагогам необходимо активизировать мотивацию обучающихся к учению. Нужно показать им, что обучение – это не просто обретение каких-либо различных знаний, а подготовка к жизни, возможность применения полученных знаний на практике. Поэтому на современном уроке должен делаться упор на взаимодействие учащихся и учителя, а также общение самих учеников. Каждый школьник должен стать активным участником педагогического процесса. Объяснительно-иллюстративный метод, который демонстрировал подробное объяснение учителем нового материала, а затем опрос учеников, теперь должен использоваться на уроке лишь частично [19, c. 101].

Традиционный и современный подходы к организации урока, различаются, прежде всего, деятельностью педагога и учащихся. Ученик из исполняющего задания становится главным деятелем. В этом и отражается сущность урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. А это означает, что образовательная задача заключается в организации таких условий, которые будут способствовать активизации детского действия.

Специфика системно-деятельностного подхода подразумевает другую структуру урока, отличающейся от классической.

Урок по ФГОС должен включать несколько базовых этапов [19, c. 23]:

1. Мобилизация: приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

2. Целеполагание – самостоятельная формулировка учащимися цели урока по плану: закрепление знаний, постановка цели для достижения новых, формирование новых умений.


3. Создание проблемной ситуации.

Необходимо подвести учащихся к тому, чтобы они смогли самостоятельно сформулировать проблему урока. Это можно сделать двумя как способом «с затруднением», так и «с удивлением».

4. Коммуникация (поиск новых знаний в паре или в группе). На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

5. Планирование решений. 

Планируя поиск решения проблемы, необходимо:

  • сформулировать вывод по проблеме, к которому при помощи педагога ученики смогут прийти самостоятельно;
  • выбрать такие источники исследования для получения учениками необходимой новой информации для решения проблемы, в каких не будет готового ответа, четкого определения нового знания;
  • организовать беседу по поиску решения проблемы. Можно использовать подводящий или побуждающий диалог.

6. Рефлексия (осознание учениками и воспроизведение в речи того, что нового они узнали и чему научились на уроке) [10, с. 211].

В зависимости от типа урока, в его структуру могут быть включены также некоторые другие этапы.

Таким образом, становится очевидным, что в основу любого урока начальной школы положена учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая направлена на активизацию познавательного интереса школьников. Урок по Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения должен быть ориентирован на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Поэтому структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

1.2. Роль новых педагогических технологий в системе образования

В связи с введением новых стандартов появилась необходимость в новых подходах к организации взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее конкретное и глубокое понятие: педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств [22, с. 36].

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие технологии:

1. Информационно-коммуникационная


Одна четвертая часть услышанного материала, по данным исследований, остается в памяти человека, увиденного – одна третья часть, а услышанного и увиденного – одна вторая часть, но три четвертой части материала, если учащийся активно участвует в процессе обучения. Таким образом, компьютер создает условия для активизации процесса обучения: совершенствование организационных форм и методов, главное – содержания [25, c. 179].

2. Технология развития критического мышления

Целью данной технологии является обеспечение развития критического мышления через интерактивное включение учащихся в познавательный процесс. Направленность на критический тип мышления помогает не воспринимать без доказательств любые утверждения, но быть при этом открытым новым идеям, методам, впоследствии каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте определенной учебной задачи [12, с. 209]. Основой технологии критического мышления являются вопросы различных типов: простые, уточняющие, вопросы-интерпретации, оценочные, творческие, практические [14].

3. Проектная технология

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические исследовательские и творческие задания, требующие от учащихся их применения для решения проблемных задач, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой и навыками проектирования, ребенок приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика способствует достижению высокого уровня коммуникации, предполагает выражение учащимися своего собственного мнения, чувств и активное включение в реальную деятельность и основывается на цикличности организации учебного процесса [26].

4. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения

В данной технологии важную роль занимает такой фактор развития, как субъектный опыт, имеющийся у ребенка. Важной особенностью методики является то, что обучение строится на конструктивном диалоге учителя с учеником. Также педагогу необходимо учитывать индивидуальность каждого ученика при выборе содержания, вида и формы учебного материала, а также его мотивацию к работе. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие особенностей личности. Важно подчеркнуть, что современный урок не может быть не личностно-ориентированным. Учитель всегда должен идти в ногу со своими учениками, прислушиваясь к их чувствам и мыслям [10, с. 5].


5. Здоровьесберегающие технологии  

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий предполагает: соблюдение санитарно-гигиенических правил и техники безопасности, четкую организацию учебного труда и нагрузки, смену видов деятельности, построение урока с учетом возможностей учащихся, организацию благоприятного психологического климата в коллективе, профилактику стресса, проведение физкультминуток.

6. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение подразумевает такую организацию учебного процесса, при котором под руководством педагога создаются проблемные ситуации, а учащиеся организуют активную самостоятельную деятельность по их решению [22, c. 140]. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, подталкивая к поиску пути и средствам их решения.

7. Игровые технологии

Особенность школьного обучения состоит в том, что учащийся обязательно должен достигнуть определенного результата. Но не всегда ребенок способен удовлетворить ожидания и надежды, возлагаемые на него, что может привести к нервным расстройствам и срывам у школьника. Для того чтобы помочь сохранить ребенку свое физическое и психическое здоровье, достаточно включить в образовательный процесс учебно-познавательную игру [3, c. 47].

Применение игровой технологии в обучении развивает общие учебные умения, создает благоприятную эмоциональную атмосферу в коллективе, способствует объединению и сплочению учащихся.

8. Технология мастерских

Технология мастерских предполагает возможность продвижения к истине своим путем, при этом ученик имеет право на ошибку, которая считается неотъемлемой ступенью процесса познания.

Организуя творческую мастерскую, педагог должен предоставлять возможность ученику проявить себя в качестве творца, но сам незаметно и демократично руководить работой учащихся [13, c. 237].

9. Кейс-технология

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, которая основана как на реальных, так и на вымышленных событиях. Она направлена не столько на познание нового, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений [16, с. 117].

 Кейс-технологии – это тщательный анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять уровень полученных знаний и применить их на практике.