Файл: Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Технология интегрированного обучения

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области [1].

Интегрированное обучение является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы и наблюдения учащихся.

11. Технология сотрудничества 

Обучение детей в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Обучение в сотрудничестве, в малых группах использовалось в педагогике довольно давно в Западной Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. С тех пор она получила свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира [18, c. 92].

 12. Технологии уровневой дифференциации 

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, которые составляют базу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию по возрасту, половому признаку, интересам, по уровню умственного развития, личностно-психологическим типам, по степени здоровья [20].

13. Групповые технологии 

Групповая технология – это работа учащихся, сидящих за одной партой; учащихся, сидящих за соседними партами при повторении изученного материала. Так же здесь возможно использование метода взаимопроверки и самопроверки после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная и справедливая оценка собственных возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку, положительную атмосферу на уроке [18, с. 247].

Итак, современные педагогические технологии довольно разнообразны. Каждая из них преследует свои определенные цели и по-своему эффективна в образовательном процессе. Все эти образовательные технологии способны разнообразить учебный процесс, снимать у школьников чувство напряжения и усталости от рутинного обучения, но главное, выявить у каждого ребенка его личные способности и развивать его определенные умения и навыки.

Выводы по главе 1

Таким образом, современная система образования меняется и усовершенствуется в связи с постоянным развитием науки, техники и общества в целом. В век информации приходится искать новые методы и приемы в образовании, способные помочь детям приобретать именно нужные и полезные знания и навыки, которые будет возможно применять в практической жизни. В этом на помощь приходят новые современные различные педагогические технологии. Все они имеют свои особенности и применяются при определенных условиях.


Новые педагогические технологии не только позволяют повысить успешность обучения, но и разнообразить образовательный процесс и вызвать у детей интерес к нему.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Понятие и характеристика здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

В широком понимании, здоровьесберегающими технологиями называют такие технологии, использование которых идет на пользу здоровья. Эти технологии связаны с различными формами деятельности людей, направленными на формирование здорового образа жизни человека и сокращение до минимума вредящих его здоровью факторов [6].

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» Н.К. Смирнов определил так – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которых направлены на воспитание у школьников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как одной из основных жизненных ценностей, а также на мотивацию к ведению здорового образа жизни [24, c. 9].

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология заключается в условиях обучения детей в школе, рациональной организации учебного процесса; в соответствии учебной и физической нагрузки возрастным возможностям школьников; необходимом и рационально организованном двигательном режиме [2].

Под здоровьесберегающей образовательной технологией также понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования [17, c. 20].

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой другой образовательной технологии, и как совокупность методов и приемов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и наделяют их признаком здоровьесбережения [30, c. 233].


Можно выделить некоторые особенности здоровьесберегающего образовательного процесса: ориентация педагогического процесса на сотрудничество; решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения; индивидуальный подход к каждому учащемуся в процессе образования; соблюдение равенства образованности и здоровья учащихся [7]. 

Применение здоровьесберегающих технологий, как и любых других, преследует свои цели [6]:

  • формирование представлений о сущности здоровья;
  • построение диагностической модели оценки уровня здоровья;
  • формирование мотивации к коррекции образа жизни с целью укрепления здоровья;
  • использование индивидуальных оздоровительных программ;
  • познание индивидуальных особенностей организма;
  • приобретение компетентности в оздоровительной сфере;
  • создание информационного поля по проблеме здоровьесбережения.
  • организация условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями здоровьесбережения;
  • формирование и развитие умений по адаптированию здоровьесберегающих технологий к определенным сферам жизни.

Так данные технологии выполняют следующие функции [28]: 

  1. Формирующую (биологические и социальные закономерности становления личности); 
  2. Информативно-коммуникативную (трансляция опыта ведения ЗОЖ, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к здоровью);
  3. Здоровьесберегающую (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
  4. Оздоровительную (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
  5. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности, внеклассные и внешкольные мероприятия и т.д.).

Здоровьесберегающие технологии также должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Технологии здовровьесбережения классифицируют по различным критериям. По критерию субъектной включенности ребенка в образовательный процесс выделяют [6]:

  • внесубъектные: технология рациональной организации образовательного процесса, здорового питания, формирования здоровьесберегающей образовательной среды и т.п.;
  • с пассивной позицией субъекта: физиопроцедуры, фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.;
  • с активной субъектной позицией: гимнастика, технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть: комплексные и частные.

Комплексные: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья; педагогические технологии, содействующие укреплению здоровья; технологии, формирующие ЗОЖ [6].

Среди частных выделяют:

  1. Медико-гигиенические технологии  профилактика заболеваний; коррекция и реабилитация соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности. [6].
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и др.
  3. Экологические технологии направлены на создание экологически оптимальных условий жизнедеятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой: обустройство пришкольной территории, «озеленение» кабинетов, живой уголок, природоохранные мероприятия.
  4. Социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Первые связаны с различными видами социальной работы по формированию здорового образа жизни. Вторые реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представители гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Предполагается изучение курса ОБЖ.

3доровьесберегающие образовательные технологии направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни [23, c. 13].

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы [7]:

  • обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • различные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Таким образом, термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» рассматривают с двух сторон: как качественную характеристику педагогический технологий и как совокупность приемов и методов педагогической работы, содействующих сохранению здоровья. Данная технология выражается какой-то конкретной образовательной технологией. Но, в то же время, само ее понятие включает в себя все направления образовательной деятельности по формированию, сбережению и укреплению здоровья школьников.


2.2. Методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

В первую очередь для применения данной методики педагоги должны посодействовать формированию в школе необходимой образовательной среды. При организации здоровьесберегающей образовательной среды следует учитывать такие ее компоненты как [28]: 

  1. Воздушно-тепловой режим в помещении, оказывающий влияние на работоспособность и состояние здоровья детей.
  2. Освещение должно соответствовать нормам: прямая естественная инсоляция помещений, освещение достаточного качества и уровня. 
  3. Правильно подобранная школьная мебель в соответствии с ростом учащихся, обеспечивающая ученику наиболее физиологичную прямую посадку, что исключит деформацию позвоночника и быструю утомляемость.
  4. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения.

Существует основная модель организации работы по формированию культуры здорового образа жизни, подразделяющаяся на этапы.

Первый этап – анализ состояния и планирование работы по здоровьесберегающему направлению включает в себя.

Второй этап – организация просветительской работы подразделяется на два подхода: просветительско-воспитательная работа со школьниками, направленная на воспитание ЗОЖ, включает и просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации и повышение уровня знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья детей [21].

Средства и методы исследуемой технологии, которые можно применять и на уроке, и во внеурочной деятельности разнообразны: средства двигательной направленности; занятия на свежем воздухе; гигиенические факторы [5].

Далее предлагаются основные технологии по сбережению здоровья, которые может использовать любой педагог в своей работе:

  • Физкультминутка проводится по мере утомляемости детей (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, рук, легкие физические упражнения для спины, ног, потягивание, массажи груди, лица, рук и ног).
  • Пальчиковая гимнастика применяется на уроках, где приходится много писать. Эта разминка может занимать также 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности – чередование видов деятельности на уроке. Препятствует быстрой утомляемости и повышает интерес детей.
  • Артикуляционная гимнастика используется для умственного, психологического, эстетического развития и снятия напряжения.
  • Игры способны решать не только учебные задачи, но и развивать творческое мышление, снимать напряжение и повышать интерес к процессу обучения.
  • Релаксация проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения, подготовки к восприятию большого объема информации: прослушивание спокойной музыки, звуков природы.
  • Технологии эстетической направленности (походы в музеи, на выставки, работа в кружках и другие мероприятия, которые развивают эстетический вкус ребенка).
  • Оформление помещения (санитарно-гигиенические условия, чистота, температура, свежесть воздуха, достаточное освещение, отсутствие звуковых и прочих раздражителей).
  • Позы учеников. Неправильное положение приводит, как правило, к нарушению осанки, заболеваниям и быстрой утомляемости. Если дети почувствовали усталость, им разрешается встать.
  • Создание положительного психологического климата на уроке. Любой урок должен иметь комфортное начало и конец, чтобы обеспечить положительный эмоциональный настрой (приемы «Я смогу», «Все получится», «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»; рисование цветных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей) [15].
  • Эмоциональные разрядки (мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты и др.) помогают снять напряжение при больших нагрузках.
  • Беседы о здоровье стоит заводить на любых уроках в той или иной форме. Удобнее всего делать это в практической части уроков, моделируя ситуации, связанные со здоровьем и безопасностью.
  • Стиль общения педагога с детьми, по новым требованиям, должен быть демократичным и тактичным. Важно обеспечить ребенку душевный комфорт и чувство защищенности, позволяющие учиться с удовольствием.
  • Работа с родителями. Здесь подразумеваются беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях. Темы родительских собраний в начальной школе могут быть такие: «Адаптация детей к школе», «Режим дня», «Причины детской агрессии», «Важность планового медицинского обследования детей» [27].