Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Эмпирическое изучение особенностей адаптации детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материал для проведения диагностики в данной методике представляет собой серию рисунков размером 8,5 х 11 см. На представленных рисунках изображены типичные житейские ситуации, которые могут присутствовать в жизни младших школьников и которые могут спровоцировать у них повышение уровня тревожности. Авторы методики предполагают, что выбор ребенком определенного типажа лица опосредуется его собственным психологическим состоянием в случае проведения тестирования.

Каждый из рисунков стимульного материала предлагается в 2-х вариантах: для мальчиков (в подобном варианте на рисунке нарисован мальчик) и для девочек (на рисунке нарисована девочка). В процессе проведения тестирования респондент проводит параллель себя с ребенком того же пола, к которому относится и он сам. Лицо представленного ребенка не дорисовано полностью, нарисован только общий контур головы.

К каждому рисунку предлагаются два дополнительных изображения детской головы, которые по своим очертаниям напрямую соответствуют контуру лица на рисунке. На первом из данных рисунков нарисовано улыбающееся лицо ребенка, на втором - грустное.

Подобные рисунки, в которых скрыт смысл в методике определяют главную «проективную» нагрузку. То, каким значением опосредует ребенок непосредственно данный рисунок, указывает на свойственные для него эмоциональном состоянии в таких же жизненных обстоятельствах. В ходе исследования психодиагностики рисунки демонстрируются ребенку один за другим. Представив к ребенку изображение, исследователь к каждому из них прикрепляет инструкцию. Выбранное ребенком изображение того или иного лица и его словесное сопровождение закрепляются в специальном протоколе. Протоколы, которые получают от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основе представленных данных протокола высчитывается индекс тревожности ребенка (ИТ), высчитывается путем деления числа эмоционально-негативных выборов на общее числу рисунков.

На основании полученного уровня индекса тревожности дети можно разделить на 3 группы:

A) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

Б) средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%);

B) низкий уровень тревожности (ИТ от 0% до 20%).

2.2. Анализ полученных результатов

На первом этапе исследования при проведении методики изучения процесса адаптации, учителям предлагалось выставить баллы от 0 до 5 по семи шкалам, оценивающим успешность прохождения адаптации.


Результаты исследования успешности прохождения адаптации первоклассниками представлены в таблице 1 приложения 1.

По результатам представленных данных в таблице 1 можно сделать вывод, что у 40% испытуемых адаптация прошла полностью, у 37,5% испытуемых наблюдается пока еще неполная адаптация к школе. И у 22,5% испытуемых выявлена школьная дезадаптация.

Для более детального изучения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, как уже отмечалось выше, была также предложена анкета Лускановой Н.Г.

Результаты исследования уровня школьной мотивации испытуемых на основании проведения анкеты представлены в таблице 1 приложения 2.

По результатам, представленным в таблице можно сделать вывод, что у 37% испытуемых экспериментальной группы отмечается высокий уровень школьной мотивации и адаптации. Для 18% детей характерно преобладание среднего уровня развития школьной мотивации и адаптации. У 10% учащихся отмечается доминирование внешней мотивации. Результаты исследования показали также, что у 15% испытуемых выявлена низкая школьная мотивация и адаптация, а у 20% отмечается школьная дезадаптация.

Далее было проведено изучение возможных причин проявления затруднений процесса адаптации первоклассников, среди которых были уровень самооценки и тревожность младших школьников.

Результаты исследования уровня самооценки испытуемых на этапе констатирующего исследования представлены в таблице 1 приложения 3.

Результаты исследования уровня самооценки младших школьников позволяют сделать следующие выводы: у 40% испытуемых преобладает адекватная самооценка. Это является подтверждением оптимального представления детей о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. У 10% младших школьников выявлена завышенная самооценка. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. У 50% обследуемых школьников преобладает заниженная самооценка. Эти ученики составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.


Результаты исследования уровня тревожности испытуемых представлены в таблице 1 приложения 4.

Результаты психодиагностического исследования по тесту тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен показали, что у 42% учащихся преобладает низкий уровень тревожности, у 23% - средний уровень тревожности и у 35% испытуемых наблюдается высокий уровень, причем индекс тревожности у последних колеблется от 50 до 78%.Также результаты исследования показали, что наибольший показатель ИТ наблюдается у детей в ситуациях моделирующих отношения «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый».

У детей с низким уровнем тревожности, как отмечает классный руководитель, процесс адаптации к обучению в школе прошел благоприятно.

Таким образом, можно констатировать, что у детей с трудностями прохождения адаптации к школе наблюдается повышенный уровень тревожности, причем в большей степени проявляющейся в отношениях со сверстниками и взрослыми, а также более низкий уровень школьной мотивации и неадекватные уровни самооценки (заниженная или завышенная).

2.3 Рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей к школе

С целью предупреждения дальнейшего развития школьной дезадаптации была разработана психопрофилактическая программа.

Актуальность, цель программы:

Среди причин школьной дезадаптации можно выделить несколько: несформированность учебной мотивации, неадекватные уровни самооценки, низкий уровень развития коммуникативных способностей вследствие повышенного уровня тревожности.

Предлагаемый курс занятий поможет первоклассникам осознать требования, предъявляемые обучением в школе, формирует потребность в исполнении устанавливаемого распорядка дня, способствует становлению адекватного уровня самооценки, положительной учебной мотивации, обогащает навыки межличностного общения, снижает школьную тревожность. Таким образом, разработанная программа направлена на улучшение школьной адаптации первоклассников.

Задачи программы:

- Способствовать формированию положительного восприятия детьми друг друга.

- Познакомить с понятиями «режим дня», «правильное положение за партой», «школьные принадлежности», «отметка».

- Развивать рефлексию: умение соотносить внешнюю оценку с самооценкой.


- Формировать мотивацию школьника.

- Развивать у учащихся межличностную сензитивность.

- Понизить уровень тревожности.

Структура групповых занятий включает следующие элементы: ритуал приветствия, основное содержание (2-3 упражнения), рефлексию прошлого и прошедшего занятия, ритуал прощания.

Занятия строились на игровом материале, что связано с особенностями восприятия детей младшего школьного возраста. Кроме этого, большое место занимали мотивационные беседы, которые позволяли выявить детей с отсутствием учебно-познавательной мотивации.

И, наконец, большая часть работы при сопровождении детей младшего школьного возраста, демонстрирующих трудности в процессе адаптации к школе, проводилась именно с ними, в частности был проведен блок коррекционных занятий.

Предварительные диагностические обследования, наблюдения за младшими школьниками и анализ этих данных показали, что коррекционную работу с детьми целесообразно проводить: по снятию тревожности; по стабилизации самооценки; по формированию положительной школьной мотивации;

Следовательно, коррекционную направленность данной программы, обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на повышение самооценки, снижение уровня тревожности, особенно в ситуациях пребывания в школе и формирование положительной школьной мотивации.

Предложенные игры и упражнения были рассчитаны на младший школьный возраст и соответствовали специфике развития детей данной категории.

Работа по всем направлениям проводилась параллельно и последовательно. Занятия проходили в классной комнате. Используемое оборудование для занятий общедоступно и если требовало, то минимальных материальных затрат, так как используемые материалы входили в комплект каждого младшего школьника (например, цветная бумага, карандаши, альбомные листы и т.п.)

Коррекция носила комплексный характер и была тесно связана с тактикой воспитания, применяемой педагогами и родителями.

При структурировании занятий мы учитывали возраст участников программы, поэтому особое внимание уделялось упражнениям, которые требовали самовыражения или участие в коллективном деле, что влияло на снижение тревожности, повышения самооценки и учебной мотивации.

В рамках нашей программы у каждого ребенка была возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником программы, так как предложенный спектр занятий давал возможность каждому показать свои сильные стороны.


В программе чаще всего использовалась игровая деятельность, тематические беседы, тематические сказки, что соответствовало возрастным особенностям детей, начинающих обучение в школе.

Подобранные упражнения были направлены на снятие тревожности, эмоционального напряжения, повышение самооценки, формирование положительной школьной мотивации.

Важным элементом работы являлась выработка индивидуальных эффективных моделей поведения младших школьников в значимых, в том числе оценочных ситуациях.

Для эффективного воздействия занятий на личность детей соблюдались следующие условия: осторожно оценивать результат деятельности ребенка, создавать в группе климат безусловного принятия каждого ребёнка.

Программа была рассчитана на 8 занятий, по 1 разу в неделю. В программе участвовали 2 подгруппы по 20 человек в каждой.

Объём и содержание занятий уточнялись с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу.

При этом нужно отметить, что продолжительность занятий варьировала от 30 минут до 40 минут (в зависимости от выбранной формы занятия).

В практическом применении программы у психолога была возможность компоновать упражнения на удобное, ограниченное рамками воспитательного процесса время.

Увидеть себя глазами сверстников, прожить вместе сложные жизненные ситуации, смоделированные на практических играх, отреагировать и выразить свои переживания - все это было возможным в ходе реализации коррекционной программы.

Итак, рассмотрим более подробно программу, реализуемую с детьми.

Программа по оптимизации процесса адаптации к школе

Направления в работе:

1. Коррекция уровня самооценки, уверенности в себе

2. Обучение детей умениям владения собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях

3. Снятие мышечного напряжения.

1 этап.

Цель: создать положительный эмоциональный фон, сориентировать детей в правилах проведения занятий.

2 этап.

Цель: наблюдать за поведением детей с целью уточнения сфер, влияющих на прохождение школьной адаптации

3 этап.

Цель: способствовать коррекции тревожности, формированию адекватной самооценки и положительной школьной мотивации.

4 этап.

Цель: обобщить и закрепить сформировавшиеся умения по преодолению тревожности младших школьников, сформированный уровень самооценки, способствовать их переносу в повседневную жизнь как условие положительного протекания адаптации к школе.