Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Эмпирическое изучение особенностей адаптации детей к школе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
Занятия строились нами на игровом материале, что способствовало лучшему восприятию и поддержанию интереса младших школьников к проводимой деятельности. Содержание занятий представлено в таблице 2.
Таблица 2
Содержание занятий
В процессе занятий у детей наблюдался стойкий интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Особенную заинтересованность вызывали игры, направленные на развитие внимания, памяти. Во время проведения игр дети проявляли инициативу, уверенность в своих силах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начальный этап обучения в школе можно охарактеризовать как непростой, переломный жизненный период ребенка. Связано это с тем, что определяется совершенно новый статус ребенка в иерархии общественных отношений, ломается весь уклад его жизни, психоэмоциональная нагрузка очень увеличивается. Детские беззаботные игры и развлечения сменяются каждодневными уроками, учебной деятельностью, а она требует от ребенка усиленного умственного труда, повышенной концентрации внимания, работы на уроках без отвлечений. Кроме этого ребенок, впервые переступивший порог школы, вливается в новый коллектив детей и взрослых. А это требует умения выстраивать отношения с ровесниками и педагогами, умения не нарушать требования школьной дисциплины, новые обязательства, которые диктует учебная деятельность. Многочисленные исследования констатируют, что далеко не все дети оказываются способными к этому. Многие первоклассники, даже те, у которых проявляется повышенный уровень интеллектуального развития, испытывают затруднения, связанные с большой нагрузкой, к которой обязывает начало обучения в школе. Исходя из вышеизложенного, процесс адаптации к школьному обучению протекает у всех детей по-разному, с разной длительностью.
В рамках данной работы были рассмотрены особенности адаптации к обучению в школе и факторы, мешающие ее успешному протеканию.
В ходе эмпирического исследования были использованы методы тестирования и анкетирования: тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен), методика на самооценку Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, анкета Лускановой, методика «Изучение адаптации ребенка к школе».
Анализ полученных данных диагностического исследования показал, что среди первоклассников имеются учащиеся с трудностями протекания процесса адаптации к обучению в школе. Изучение факторов, провоцирующих появление низкого уровня адаптации, позволило констатировать, что у младших школьников с нарушением процесса адаптации отмечаются неадекватный уровень самооценки (завышенная или заниженная), низкий уровень учебной мотивации, повышенный уровень тревожности, которая в большей степени проявляется в отношениях со сверстниками и взрослыми.
С целью предупреждения дальнейшей дезадаптации учащихся первых классов с испытуемыми были проведены специальные занятия, направленные на активизацию самооценки, мотивации и снижению тревожности в процессе межличностного общения. Кроме занятий с детьми, также был предложен блок рекомендаций для родителей и педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения// Вопросы психологии. - 1993, №1.
- Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14.
- Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе / - М.: Юрайт, 2012.
- Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. — 2017. — №5.
- Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дрожевец. Витебск, 1995.
- Дементьева Е. А. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр // Школьная педагогика. — 2017. — №1.
- Заика Д. А. Адаптация первоклассников к школе // Молодой ученый. — 2014. — №12.
- Ирина Кураж. Адаптация лучших родителей к школе. О воспитании легко и с юмором: Издательские решения, 2018. - С 135-145.
- Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 1988
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов Вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - С 121-128.
- Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. - 2-е издание. - М: ФЛИНТА., 2015.
- Цукерман Г.А., К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010. - С. 110-121
- Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов педагогических Вузов. / З.Л. Шинтарь. - Гродно: ГРГУ, 2002
Полученные показатели исследования адаптации испытуемых
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Полученные показатели исследования мотивации и адаптации испытуемых
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Полученные показатели исследования самооценки испытуемых
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Полученные показатели исследования ИТ испытуемых
-
Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - С 121-128. ↑
-
Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. ↑
-
Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010. - С. 110-121 ↑
-
Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие / О.О. Гонина. - 2-е изд., стер.: ФЛИНТА; Москва; 2015. - С. 213-221 ↑
-
Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. - С 176-184 ↑
-
Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. - Гродно: ГРГУ, 2002. - С 57-64 ↑
-
Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с. ↑
-
Ирина Кураж. Адаптация лучших родителей к школе. О воспитании легко и с юмором: Издательские решения, 2018. - С 135-145 ↑
-
Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. - Гродно: ГРГУ, 2002. - С.172 ↑
-
Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. - С. 73 ↑
-
Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 1988. - С. 83 ↑
-
Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 1988. - С. 83 ↑
-
Заика Д. А. Адаптация первоклассников к школе // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 333-335 ↑
-
Андрющенко, Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. - 1993, №1 - С. 47 ↑