Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
Введение
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в хозяйственной деятельности.
Возникновение интереса к проявлению риска в деятельности предприятий в России связано с проведением экономической реформы. Хозяйственная среда все более приобретает рыночный характер, что вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций.
Говоря о проблеме рисков в предпринимательской деятельности, следует учитывать, что многие риски, реально существующие в настоящее время в экономике России, с одной стороны, вызваны тем, что цивилизованные экономические рыночные отношения в России еще только складываются и соответственно не являются типичными, как в развитых странах. С другой стороны, методы и способы ведения экономической деятельности российскими предпринимательскими организациями, доставшиеся в «наследство» от эпохи социализма, в свою очередь, обусловили присущие только России разновидности рисков и их проявлений. В административно-командной экономике предприятиям приходилось иметь дело с риском невыполнения государственного плана, нарушением договорных обязательств, недопоставок продукции и т. п., т. е. риски были обусловлены чаще всего несоблюдением правил и норм хозяйственной деятельности той поры. Многие коммерческие риски в рыночной экономике России также обусловлены неэкономическими факторами.
Актуальность. В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Одним из основных способов снижения рисков является деятельность предпринимателя по управлению рисками, связанная с разработкой мероприятий по минимизации последствий рисков. Предпринимателю важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковы последствия данного влияния.
Цель работы: рассмотреть коммерческие риски и способы их снижения.
Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию коммерческих рисков в торговле;
- определить факторы, влияющие на уровень рисков;
- оценить значимость эффективного управления коммерческими рисками;
- рассмотреть методы управления коммерческими рисками.
- провести исследование влияния конкретного вида риска на управленческие решения и результаты деятельности на примере ООО "Сириус";
Объект исследования: процесс управления коммерческими рисками в предпринимательстве при разработке управленческих решений.
Гипотеза. Если руководитель, принимая на себя риск, оценивает его степень, профиль деятельности, наличие необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу, то он сможет построить свои действия так, чтобы максимально сократить отрицательные последствия от риска.
1. Виды коммерческих рисков и методы их оценки
Сущность и виды коммерческих рисков
С развитием рыночных отношений осуществление предпринимательской деятельности происходит в условиях растущей неопределенности. Именно неопределенность состояния внешней и внутренней среды заставляет предпринимателя принимать на себя риск, который может обусловливать как выигрыш, так и потери [19, c.65].
Отсутствие полной информации, существование противодействующих тенденций, элементы случайности и другие новые экономические условия хозяйствования обусловливают труднопрогнозируемость процесса управления, поскольку большинство управленческих решений предприятия принимается в условиях риска [4, c.76].
Владение инструментарием управления риском дает субъекту предпринимательства возможность адекватно реагировать на угрозы, через разработку и реализацию эффективных стратегий поведения, осуществление соответствующих антикризисных мер.
В международной практике процесс формирования системы управления рисками рассматривается как ключевая сфера менеджмента, значительное внимание уделяется изучению рисковых сфер, поиска эффективных методов контроля, оценки и мониторинга рисков, созданию соответствующих систем управления.
В классической рыночной экономике первостепенными факторами риска являются относительная неопределенность конъюнктуры рынка, поведение потребителя и ряд других экономических факторов [20, c.51].
С переходом России к рыночной системе хозяйствования происходят коренные изменения в системе управления предприятием. Оно самостоятельно разрабатывает стратегию своего развития и осуществляет тактические меры по ее претворению в реальность. При этом неизбежно возникают ситуации, при которых предпринимательские организации рискуют понести убытки [20, c.193].
Рост числа убыточных предприятий в России объясняется многими причинами: это изношенность основных производственных фондов, острая нехватка оборотных средств, бартерные расчеты, повсеместные неплатежи промышленных предприятий, неконкурентоспособность продукции российских предприятий, низкая квалификация управленческого персонала, а также разрыв кооперационных и технологических связей предприятий и отраслей в СНГ.
Риск - это потенциальная опасность потери ресурсов или недополучения доходов в сравнении с запланированным уровнем или с альтернативным вариантом».
Более полное определение риска - деятельность, связанная с преодолением неопределенности при возникновении ситуации обязательного выбора, в процессе которой наличествует возможность качественно и количественно оценить шанс достижения ожидаемого результата, отклонения от цели полной неудачи [17, c.38].
Коммерческие риски отражают опасность потери в ходе финансово-хозяйственной деятельности. Такие риски означают непредсказуемость результата от данной коммерческой сделки. По структурным признакам коммерческие риски делят на финансовые, имущественные, торговые, производственные.
Риск в коммерции — вероятность потерпеть коммерческое поражение на рынке или не достичь намеченных стратегических целей, понести в результате этого экономический и финансовый ущерб, потерять часть ресурсов и т.п. [4, c.84].
Коммерческий риск является явлением сложным, неразрывно связанным с рыночными процессами, с общей экономической конъюнктурой, социально-политической обстановкой и даже с психологией рыночных партнеров.
Риск на рынке обусловлен неопределенностью достижения результатов как следствие множества не всегда предсказуемых действий и контрдействий, комплексного влияния совокупности факторов. Это означает, что риск – категория вероятностная.
Коммерческий риск может быть вызван неверными стратегическими и оперативными действиями предпринимателя, с его неумением правильно оценить и спрогнозировать рыночную ситуацию, но он может быть также обусловлен силами, неподконтрольными данному предпринимателю [2, c.104].
Риск и предпринимательство - это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный [3, c.45].
Финансовый риск - это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит [17, c.28].
Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками; кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.
В целом система рисков в коммерческой деятельности приведена на рис. 1.
Виды рисков
Риски в производственной деятельности
Риск невостребованности произведенной продукции
Риск кооперационный
Риск усиления конкуренции
Риск усиления конъюнктуры рынка
Риск возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов
Риск потери имущества предприятия
Рис. 1. Основные риски, возникающие в коммерческой деятельности
В настоящее время в России наиболее рисковой является производственная деятельность. Это связано с тем, что структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственной деятельности. Процесс производства включает в себя несколько стадий, на каждой из которых предприятие может понести потери в результате ошибочных действий руководства или негативного воздействия внешней среды [20, c.73].
Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском [2, c.178].
Коммерческие риски обладают наибольшим многообразием, что и составляет сложность их систематизации и в дальнейшем управлении ими.
Сложность состоит еще и в том, что с развитием политической и экономической структуры страны появляются все новые виды рисков или деформируются некоторые ранее известные. Например, в процессе транснационализации бизнеса усложнились и некоторые производственные и финансовые взаимосвязи рынков [9, c.39]. Появляется так называемый эффект домино, когда банкротство одной организации неизбежно влечет за собой крах всех остальных организаций, связанных с ней. Научно-технический прогресс, в частности компьютеризация производственного процесса, также способен привести к риску потери прибыли или даже к убыточности предприятий, так как может произойти сбой вычислительной техники, в результате чего производство встанет.
Виды и типы рисков дифференцированы. Например, не одинаковы риски разных участников рыночного процесса .
Риск продавца отличается от риска покупателя. Первый рискует не продать товар, получить меньшую, чем он рассчитывал, прибыль или вообще получить вместо дохода убыток.
Риск инвестора— потерять вложения или не окупить их полностью и в установленный срок [1, c.82].
Риск коммерсанта-производителя, выводящего новый товар на рынок состоит в том, что его изделие не получит признания потребителей и что не будут возмещены затраты по его производству и сбыту, другая опасность, что конкурент опередит его и выступит раньше с товаром-аналогом, третья опасность, что дистрибьютор выбран неудачно и не справится с реализацией товаров, четвертая опасность связана с неправильным прогнозом емкости рынка и в результате рынок слишком быстро окажется перенасыщенным и т.д.
Коммерческий риск может быть обусловлен неверными стратегическими и оперативными действиями предпринимателя, его неумением правильно оценить и спрогнозировать рыночную ситуацию, но он может быть также обусловлен силами, неподконтрольными данному предпринимателю [20, c.116].
Не существует строгой системы классификации рисков. Было сделано множество подходов к группированию отдельных видов риска [2, c.82].
Одним из основоположников системы классификации рисков был Дж. Кейнс. Как уже упоминалось выше, он разделил риск на три группы:
1) риск самого предпринимателя как неопределенность получения предпринимателем ожидаемой выгоды относительно вложенного капитала;
2) риск заемщика как возможность непогашения кредита, заемных средств по двум причинам – с позиции юридического риска в результате уклонения от его оплаты и с позиции кредитного риска, так как может не быть возможности вернуть этот кредит;
3) риск по не зависящим от предпринимателя причинам, например изменение ценности денежных средств, а именно рыночный риск.
И. Шумпетер выделил две группы предпринимательских рисков:
1) технический риск, т.е. возможность провала проекта из-за определенных технических неувязок, поломки оборудования, стихийных бедствий, приведших к затоплению предприятия или к его пожару, и т.д.;
2) коммерческий риск – возможность провала предприятия в связи с отсутствием финансирования проекта [19, c.90[.
Российский экономист Ю.М. Осипов выделил три вида предпринимательских рисков: инфляционный, финансовый и операционный. Были и другие подходы к определению системы классификации рисков. Перечислять все не имеет особого смысла, так как все они не в полной мере отражают само разнообразие такого явления, как риск. Квалификационная система рисков, имеющаяся на данный момент времени, включает в себя категории, виды, подвиды, группы, подгруппы и т.д.